Пути подготовки педагогов к развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 01.01.2025

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Попова, К. Ф. Пути подготовки педагогов к развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста / К. Ф. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121296/ (дата обращения: 18.01.2025).



В данной статье рассмотрено понятие «Эмоциональный интеллект» и описаны особенности его развития для педагогов младших классов.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьный возраст, эмоции.

This article examines the concept of «Emotional intelligence» and describes the features of its development for elementary school teachers.

Key words: emotional intelligence, primary school age, emotions.

Проблема развития эмоционального интеллекта у обучающихся начальных классов является одной из центральных в настоящее время. Все большее внимание уделяется подготовке педагогов к формированию и развитию навыков эмоционального интеллекта у школьников. Это связано с тем, что развитый эмоциональный интеллекту ребенка позволяет ему эффективно решать конкретные познавательные задачи, управлять своим поведением и полноценно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Вследствие чего необходимо, чтобы учитель обладал необходимыми знаниями и реализовывал последовательно деятельность по развитию эмоционального интеллекта у обучающихся. Так, не менее важным являются такие составляющие профессиональной компетенции учителя начальных классов, как: эмоциональная чувствительность, рефлексия и адекватное поведенческое проявление. Это, в свою очередь, способствует успешному межличностному взаимодействию в контексте «учитель − ученик» [1].

Таким образом, подготовка учителей к развитию эмоционального интеллекта у школьников начальных классов является необходимой составляющей для успешной реализации обучения и воспитания в рамках образовательного учреждения. Поэтому, по нашему мнению, педагог должен обладать не только соответствующими профессиональными и личными качествами, а также педагогической компетенцией.

Согласно мнению В. А. Сластенина, профессиональная компетенция — это набор умений и знаний, содержащий в себе различные компоненты, среди которых эмоциональные реакции, их устойчивость и сознательная регуляция. Благодаря чему учитель постоянно стремиться к самообразованию и личностному самосовершенствованию, что, в свою очередь, способствует возникновению желания расширить свой методический инструментарий [6]. При этом А. М. Маркова рассматривает профессиональную компетенцию учителя как интегративное качество личности, влияющее на формирование активной профессионально-личностной позиции в соответствие с требованиями к его профессиональной деятельности [3].

Наряду с этим в профессиональном стандарте указаны необходимые личностные и квалификационные требования к уровню подготовки педагогических работников. Так, на основании стандарта учитель должен обладать такими компетенциями, как: способствовать развитию эмоционально-волевой сферы ученика, адекватному эмоциональному реагированию, а также уважению его индивидуальных и возрастных особенностей [5].

Научный деятель М. А. Манойлова в своих трудах рассматривала значимость развития эмоциональной компетентности учителя как одного из необходимых педагогических условий для реализации эффективной образовательной деятельности. Помимо этого, автор выявила взаимосвязь между такими когнитивными новообразованиями, как уровень развития эмоционального интеллекта и воли, которые взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемой частью для формирования профессиональной компетенции [4]. Поэтому достижение младшим школьником прогресса в эмоциональной сфере личностного роста выступает в качестве важной задачи наравне с решением практических и познавательных учебных задач.

Одним из путей подготовки педагогов к развитию эмоционального интеллекта у младших школьников является организация дополнительного обучения педагогического состава. Такой вид деятельности может быть представлен в виде групповых занятий и тренингов, изучения и реализации различного рода методик и программ по развитию эмоционального интеллекта у детей, а также прохождения семинаров и мастер-классов.

Подобные мероприятия могут быть проведены как в рамках образовательного учреждения, так и в организация, предоставляющих дополнительное образование. Этот путь педагогической подготовки связан с получением практических и научных знаний в области эмоционального интеллекта, закреплением научных знаний и усвоением различных техник и приемов.

Кроме того, в процессе посещения интерактивных и тренинговых занятий учитель сможет выработать, закрепить и отработать эффективные стратегии межличностного взаимодействия и углубить знания о специфике эмоционального интеллекта школьников. Также, по нашему мнению, в рамках дополнительного образования могут быть использованы элементы ситуационно-ролевых игр, групповая дискуссия, а также рассмотрение различных исследований по заданной теме с анализом и разбором результатов. Благодаря подобной подготовке учитель сможет обогатить и активизировать эмоционально-чувственный опыт ученика и повысить уровень развития социальной чуткости и эмоционального интеллекта в целом [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что работой над собственной эмоциональной сферой и постоянное совершенствование являются важными элементами подготовки педагога к развитию эмоционального интеллекта учеников начальных классов наравне с получением определенных знаний и навыков. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что учитель должен быть эмоционально подготовлен к взаимодействию с детьми, уважительно относиться к различным эмоциональным реакциям младших школьников, а также демонстрировать эффективные навыки решения стрессовых ситуаций. При этом целесообразно указать, что одним из путей подготовки педагога является дополнительное обучение в виде прохождения различных семинаров, мастер-классов, лекций и тренингов.

Литература:

  1. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология [Текст] учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — Санкт-Петербур: Питер, 2018. — 512 с.
  2. Веревкина, О. В. Фелинотерапия как современный инновационный метод развития эмоциональной сферы у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Веревкина // Наука через призму времени. — 2018. — № 9(18). — С. 90–95
  3. Методики диагностики эмоциональной сферы младших школьников: психологический практикум / Е. Н. Башкирова. — Москва: МПГУ, 2022. — 252 с.
  4. Никольская А. В., Костригин А. А. Психотерапевтические основы анималотерапии: ключевые характеристики, принципы проведения, возможности и ограничения [Электронный ресурс] / А. В. Никольская, А. А. Костригин // Психология и психотехника. — 2019. — № 1. — С. 129–140.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286).
  6. Шаповалова, А. А. Формирование социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] / А. А. Шаповалова, И. В. Осадчая // Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — С. 185–187.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, дополнительное образование, дополнительное обучение, знание, класс, образовательное учреждение, профессиональная компетенция, профессиональная компетенция учителя, развитие, уровень развития.


Похожие статьи

Задать вопрос