Рассматривается проблема академической успешности студентов и ее зависимость от совладающего поведения. Цель статьи — выявление особенностей совладающего поведения у студентов, различающихся по академической успешности.
Ключевые слова: студенты, совладание, поведение, академические знания, успешность.
Введение . В настоящее время психологами в набольшей степени уделяется внимание социальному поведению человека, обеспечивающему продуктивность во всех сферах деятельности, благополучие, качество жизни и здоровье (соматическое и психическое). Сознательное поведение, направленное на изменение ситуации, эмоций, волевых усилий или безболезненное приспособление к ним, принято называть совладающим.
Феномену совладающего поведения уделяется внимание многими практикующими психологами и психотерапевтами.
Степень изученности проблемы
Наибольший опыт эмпирических исследований копинг-стратегий имеется в возрастной и медицинской психологии, психологии личности и психологии развития. Известные работы авторов В. А. Абабкова, Л. И. Анцыферовой, Л. И. Вассермана, А. Я. Вукс, Л. А. Головей, И. А. Горьковой, Б. В. Иовлева, Е. Р. Исаевой, М. Ю. Новожиловой, Н. А. Русиной, Н. И. Сирота, Е. А. Трифоновой, Н. Б. Трофимовой, О. Ю. Щелковой, В. М. Ялтонского и др. Авторами проведено теоретическое обобщение и систематизация знаний о совладающем поведении, методах его диагностики, выделены особенности в различные периоды развития человека.
Значимость исследования Т. О. Гордеевой и О. А. Сычева заключается в изучении и описании мотивационных профилей как особых предикторов саморегуляции и академической успешности студентов [2].
Т. Л. Крюкова разработала диагностический инструментарий для определения выбора человеком способов совладания со стрессами и с трудными жизненными ситуациями с помощью копинг-шкал. По мнению ученого, «…совладающее поведение — это поведение, позволяющее человеку с помощью осознанных действий и способами, присущими его личностным особенностям, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией» [3].
Л. И. Вассерман в соавторстве с коллективом психологов разработал методику для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями, которая широко используется для диагностики копинг-стратегий [1].
Целью настоящего исследования послужило изучение совладающего поведения студентов педагогического вуза как ресурса академической успешности.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие студенты 1–4 курсов ФГБОУ ВО «ВГПУ». Методы диагностики: опросник «Стратегии совладающего поведения» (Л. И. Вассерман и др.).
Изучалась психологическая адаптация как условие активно-приспособительного потенциала студентов. Выявлялось наличие механизмов сознательной саморегуляции и эмоциональное реагирование в стрессовой ситуации.
В качестве теоретического систематизирования научных знаний в этой области разработана модель особенностей совладающего поведения, влияющих на академическую успешность студентов (Рис.1). Пункты опросника объединены в восемь шкал, соответствующих основным видами копинг-стратегий, выделенных авторами и отражены в модели как способы совладающего поведения у студентов.
Рис. 1. Модель особенностей совладающего поведения, влияющих на академическую успешность студентов
Описание модели
Модель как система исследования имеет следующие составляющие:
– способы совладающего поведения у студентов;
– копинг-ресурсы (Макросоциальнвй, микросоциальные, личностные);
– классификации копинг-стратегий как феномена совладания с трудностями в период обучения в вузе (проблемно-фокусированные; когнитивные, поведенческие и эмоциональные; эффективные и неэфективные; копинг-стратегии как степень контроля над ситуацией);
– факторы, влияющие на выбор стиля и стратегии совладающего поведения студентами (уровень тревожности; пол и возраст; самооценка, самовосприятие и локус контроля; социальная компетентность, коммуникативные навыки;
– методы и методики диагностики совладающего поведения студентов;
– конечный результат — определение копинг-механизмов, то есть способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий в том числе для достижения академической успешности.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 1 отражены показатели предпочтительности стратегий совладающего поведения в обследованных группах студентов (1–4 курс).
Таблица 1
Стратегии совладания |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
Конфронтация |
48,21±1,18 |
50,45±1,16 |
51,16±1,23 |
51,16±1,23 |
Дистанцирование |
48,36±1,31 |
51,62±1,10 |
52,39±1,48 |
54,99±1,48 |
Самоконтроль |
46,85±1,19 |
45,44±1,21 |
46,83±1,80 |
47,83±1,80 |
Бегство-избегание |
45,92±1,13 |
47,00±0,89 |
53,03±1,48 |
53,03±1,48 |
Понятие ответственности |
44,66±0,93 |
45,25±1,05 |
46,23±1,73 |
46,93±1,73 |
Поиск социальной поддержки |
49,38±1,26 |
53,38±1,11 |
54,81±1,99 |
55,01±1,99 |
Планирование решения проблемы |
51,02±1,09 |
54,52±1,22 |
49,39±1,70 |
48,39±1,70 |
Положительная переоценка |
46,64±1,08 |
51,75±1,06 |
50,53±1,81 |
49,53±1,81 |
Как следует из данных, представленных в Таблице 1, полученные данные
не выходят за пределы нормативного интервала 40–60 Т-баллов, что позволяет сделать вывод об умеренной степени предпочтительности всех копинг-стратегий у испытуемых студентов. Имеются различия в показателях между студентами 1, 2, 3 и 4 курсов.
Анализ результатов применения методики показал, что все исследуемые студенты используют широкий спектр способов совладания со стрессом и социальной адаптации. Наиболее часто используемыми копинг-стратегиями у студентов являлись «поиск социальной поддержки» и «дистанцирование». Для многих студентов (преимущественно 4 курсов) характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, обесценивания ситуации и др.
Таким образом, концепция совладающего поведения интегрирует описанные и другие направления исследования, рассматривает социальную адаптацию студентов как целостную, многоуровневую и самоуправляемую систему, направленную на поддержание устойчивого взаимодействия с окружающим миром.
Литература:
- Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю., Вукс А. Я. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов НИПНИ им В. М. Бехтерева. СПб.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009, — 38 с.
- Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — № 1 — с. 67–87
- Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг — шкалы. изд. 2-е, исправленное, дополненное). — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова — Авантитул, 2010. — 64 с.