В статье рассматриваются вопросы использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, с учетом российского законодательства и общего диалектического метода. Анализируется роль экспертов в расследовании дорожно-транспортных происшествий, даются рекомендации по проведению первоначальных следственных действий, рассматриваются требования к проведению экспертиз.
Ключевые слова : специальные знания, специалист, эксперт, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, дорожно-транспортное происшествие, автотехническая экспертиза.
The article discusses the use of special knowledge in the investigation of crimes related to road accidents, taking into account Russian legislation and the general dialectical method. The role of experts in the investigation of road accidents is analyzed, recommendations are given on the conduct of initial investigative actions, and requirements for conducting examinations are considered.
Keywords: special knowledge, specialist, expert, violation of traffic rules and operation of vehicles, traffic accident, automotive technical expertise.
Дорожно-транспортные происшествия в России и мире приводят к тысячам погибших, миллионам раненых и значительному материальному ущербу. В 2023 году в Иркутской области зарегистрировано 3 287 ДТП, в которых 360 человек погибли и 4 168 получили ранения. В целом по стране произошло 164 358 ДТП, в которых погибли 16 981 человек и 210 877 получили ранения. В 2020 году произойдет более 106 000 ДТП, в которых погибнут более 11 000 человек и будут ранены 134 000.
Установление механизма совершения дорожно-транспортных правонарушений, связанных с ними действий, последствий, сбор доказательств и их исследование требуют специальных знаний в области расследования. При расследовании нарушений правил дорожного движения необходимо выяснить технические вопросы о состоянии транспортных средств, организации дорожного движения, действиях участников ДТП.
Следственные действия, такие как осмотр места происшествия и осмотр транспортных средств, имеют решающее значение для создания доказательств по делу о преступлении. Следователи должны применять правовые и специальные знания, владеть методиками обнаружения и изъятия следов, проведения экспериментов и технических экспертиз. В то время как исследования сосредоточены на тактике проведения судебной экспертизы, необходимо уделять больше внимания применению специальных знаний в расследовании преступлений [1, c. 210].
Расследование дорожно-транспортных происшествий требует специальных знаний, которые включают в себя научно обоснованные и практически проверенные теоретические знания и навыки в области автомобильной техники и психофизиологии человека, не считая юридических аспектов [2, c. 22].
В юридической науке специальные знания могут применяться в делах о ДТП с помощью процессуальных и не процессуальных методов, аналогично другим уголовным и административным юрисдикциям [3].
Непроцессуальная форма специальных знаний включает в себя производство государственной экспертизы, несудебной экспертизы, ведомственных расследований и ревизионных проверок. Выводы не могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, но документы допускаются в качестве доказательств. Специалисты осуществляют справочную, консультативную и техническую деятельность, оказывая информационную, консультационную и техническую помощь при дорожно-транспортных происшествиях. Также они могут участвовать в оперативно-розыскной деятельности, выдавать справки, оказывать техническую помощь, проводить предварительное расследование.
Ученые считают, что тактика применения специальных знаний предполагает взаимодействие следователей и сведущих лиц. Формы применения часто предполагают участие экспертов и проведение судебных экспертиз. В научной литературе достоверно представлены вопросы принятия решений по формам применения, о чем свидетельствует О. Ю. Антонов. Заслуживает внимания позиция О. Ю. Антонова [4, c. 150].
Использование специальных знаний экспертов имеет решающее значение при возбуждении уголовного дела и в ходе предварительного расследования. Специальные знания могут быть получены из различных источников, таких как научные исследования, специальные методики, консультации со следователями, участниками ДТП и другими заинтересованными лицами [5, с. 84]. Каждое дорожно-транспортное преступление обладает специфическими обстоятельствами и условиями его совершения [6, с. 279].
Следователь по делам, связанным с безопасностью дорожного движения, должен использовать специальные знания для эффективной организации своей работы. Это предполагает сбор точной и полной информации, следование рекомендованным методам и соблюдение процессуальных и нормативных требований [7].
Уголовно-процессуальное законодательство позволяет следователю использовать специальные знания несколькими способами: заключение эксперта путем проведения судебной экспертизы, допрос экспертов для получения разъяснений, привлечение специалистов к участию в процессуальных действиях, получение их заключений, допрос об обстоятельствах, требующих специальных знаний [8].
По сложным делам может быть назначена комиссионная судебная экспертиза не менее чем двумя экспертами одной специальности (ч. 1 ст. 200 УПК РФ) или комплексная судебная экспертиза с участием экспертов разных специальностей (ч. 1 ст. 201 УПК РФ). Несмотря на важность экспертизы для расследования, следователи часто не успевают своевременно назначить экспертизу, что приводит к неточностям и неполноте.
Зафиксируйте следы и объекты, которые могут быть уничтожены или изменены транспортными средствами, а затем зафиксируйте все остальные следы, включая повреждения, нанесенные транспортными средствами, объекты окружающей среды, геометрию дороги и расположение знаков.
Фотосъемка во время осмотра фиксирует более полную и качественную информацию о месте происшествия, позволяя другим людям в течение более короткого времени ознакомиться с местом происшествия, не принимая в нем непосредственного участия.
Для фиксации следов и объектов на месте ДТП используется фотосъемка в соответствии с правилами криминалистической масштабной фотографии. Для проверки размеров следов на дороге используется измеренный объект или объект с известными размерами. В наше время обнаружение и противодействие техническим средствам расширительного типа играют важнейшую роль. Показания специалистов являются доказательствами по уголовному делу, но они не проводят исследований и не формулируют выводов, а лишь высказывают суждения по поставленным вопросам.
Использование следователями специальных знаний при расследовании дел, связанных с безопасностью дорожного движения, может быть эффективным, если рассматривать их комплексно. Следует изучить нестандартные направления использования, например, как условия на шоссе и инфраструктура способствуют возникновению аварий [9, с. 18].
Неэффективное использование знаний экспертов на этапах осмотра места происшествия и первоначального расследования может привести к упущению возможности собрать важнейшие доказательства, что в конечном итоге скажется на расследовании дела. Сотрудничество между следователями и экспертами в различных формах, как процессуальных, так и не процессуальных, необходимо на протяжении всего процесса расследования для обеспечения принятия значимых решений.
В Российской Федерации специальные знания не определены в законодательстве, поэтому для установления их значения обращаются к юридической науке. Это система теоретических знаний и практических навыков в определенной области, приобретенных в процессе профессиональной подготовки и опыта. Судебная экспертиза предполагает анализ объектов с помощью специальных знаний, зачастую вещественных доказательств и документов. Экспертизы проводятся в зависимости от вида специальных знаний и места проведения. При расследовании ДТП распространена автотехническая экспертиза, позволяющая установить состояние автомобиля, определить тормозной путь, скорость и причины аварии, а также оценить технические возможности водителя по ее предотвращению. Процесс экспертизы включает в себя вынесение определения, проведение экспертизы и составление заключения эксперта, которое является доказательством по делу. Автотехническая экспертиза помогает установить состояние трассы и обстоятельства ДТП на месте происшествия.
Расследование дорожно-транспортных происшествий включает в себя комплекс определенных действий, в том числе осмотр места происшествия. На решение следователя о возбуждении уголовного дела влияет заключение эксперта, например автотехнического. Очень важно правильно задать вопросы и собрать достоверную первоначальную информацию, которую можно получить в ходе следственного эксперимента.
Актуальность проведения криминалистической автотехнической экспертизы на местах происшествий крайне важна. В ходе осмотра проводятся следственные действия, сбор следов и соответствующей информации, которые требуют возбуждения уголовного дела. Погодные условия, такие как экстремальные температуры, сильный дождь и туман, могут повлиять на результаты расследования, и их трудно воссоздать.
Эти условия сильно влияют на решение вопроса о виновности или невиновности.
Литература:
- Иванова Е. В. Концептуальные основы использования специальных знаний при выявлении и расследовании преступлений, связанных с опасными для здоровья веществами: дис... д-ра юрид. наук / Е. В. Иванова. — Коломна, 2016. — 468 с.
- Городокин В. А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: дис... канд. юрид. наук / В. А. Городокин. — Челябинск, 2009. — 241 с.
- Лукошкина С. В К вопросу о понятии эксперта как участника уголовного судопроизводства / С. В. Лукошкина // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2018. — № 1 (19). — С. 52–60.
- Антонов О. Ю. Проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и пути их решения / О. Ю. Антонов // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 6 (79). — С. 149–157.
- Безруков Ю. И. Классификация и применение специальных знаний при расследовании ДТП / Ю. И. Безруков // Личность, право, государство. — 2017. — № 2. — С. 80–89.
- Усачев С. И., Колосова А. Б. Криминалистически значимые признаки личности участников дорожно-транспортных происшествий / С. И. Усачев, А. Б. Колосова // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. мат-в XXV междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 276–280.
- Цепинский С. А. Организация расследования угонов и краж автотранспорта с использованием специальных знаний / С. А. Цепинский // Труды Академии управления МВД России. — 2018. — № 1 (45). — С. 169–174.
- Тарасов А. А. Эксперт и специалист в уголовном процессе России / А. А. Тарасов. — М., 2017. — 125 с.
- Грибунов О. П., Гольчевский В. Ф., Ващенко Б. М. К вопросу о необходимости проведения экспертизы технического состояния дорог и дорожных условий при расследовании дорожно-транспортных преступлений / О. П. Грибунов, В. Ф. Гольчевский, Б. М. Ващенко // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 4–2. С. 18–23.