Участники, инициирующие пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 01.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Красильников, П. С. Участники, инициирующие пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях / П. С. Красильников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121349/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье автор приводит характеристику участников административного процесса, обладающих правом на обжалование постановлений и решений, формируя проблемные вопросы в данной сфере.

Ключевые слова: административное правонарушение, пересмотр постановлений, прокурорский протест, обжалование, проблематика.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой гарантированную государством возможность восстановления нарушенных и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях [4, С. 36].

Право на обжалование постановления по делам об административных правонарушениях носит факультативный характер. Его реализация зависит от усмотрения лица. Рассматриваемое право распространяется как на физических, так и на юридических лиц, обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка и сроков обжалования.

К лицам обладающим правом на обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении следует относить:

— лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

— потерпевший;

— законные представители физического лица;

— законные представители юридического лица;

— защитник и представитель;

— уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;

— должностные лица, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). К таким лицам относятся, в том числе, должностное лицо, непосредственно составившее обжалуемый акт, должностное лицо, в ситуации, когда им было выявлено правонарушение. Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, вправе обжаловать в вышестоящий суд решение судьи по жалобе на такое постановление [1].

Круг субъектов, как мы видим, ограничивается законодательством. В ситуациях, когда подается жалоба неправомочным лицом, она остается без рассмотрения по существу (ст. ст. 30.1, 30.9 КоАП РФ).

В рассматриваемом вопросе следует учесть некоторые обстоятельства.

Во-первых, должностные лица, уполномоченные на составление протоколов об административных правонарушениях, могут быть привлеченными для участия в судебном рассмотрении дела по первой инстанции в качестве представителей государственных органов, и, поэтому права на обжалование постановлений по данным делам они не имеют. Однако, при судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях представители государственных органов нередко допрашиваются в качестве свидетелей или потерпевших.

Во-вторых, в отличие от гражданско-процессуального законодательства, на основании п. 3 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор вправе принести протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от того, участвовал он в данном деле или нет [7, С. 277–281].

Протест прокурора по сути является одним из основных инструментов обеспечения законности при производстве по делам об административных правонарушениях. Пункт 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных право нарушениях» обязывает прокуроров своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления (определения [8]) по делам об административных правонарушениях путем их последовательного оспаривания. Сфера реализации рассматриваемого полномочия прокуроров достаточно широка и определяется тремя основными положениями: 1) право прокурора приносить протесты не зависит от его участия в деле; 2) прокурор может опротестовывать как вступившие в законную силу постановления (определения, решения) по делам об административных правонарушениях (ст. 30.12 КоАП РФ), так и не вступившие (ст. 30.10 КоАП РФ); 3) указанное право прокурора распространяется на дела об административных правонарушениях, как рассматриваемые в порядке КоАП РФ, так и разрешаемые арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации [2].

По данным ведомственной статистики, прокурорами на территории Российской Федерации в 2020 г. принесены 4520 протестов на не вступившие в законную силу постановления (определения, решения) по делам об административных правонарушениях, рассмотрены 4232 протеста, из которых удовлетворены 3693 (или 87 %). На вступившие в законную силу постановления (определения, решения) по делам об административных правонарушениях в 2020 г. принесен 401 про тест, рассмотрен 361 протест и удовлетворены 292 протеста (или 81 %). В первом полугодии 2021 г. прокурорами принесены 1888 протестов на не вступившие и 159 протестов на вступившие в законную силу постановления (определения, решения) по делам об административных правонарушениях. В процентном соотношении удовлетворяемость таких протестов составила 85 % (1326 из 1888 рассмотренных) и 91 % (135 из 149 рассмотренных) соответственно [3]. Приведенные статистические показатели свидетельствуют о достаточно высокой эффективности рассматриваемой прокурорской деятельности прокуроров, которая вместе с тем имеет резервы для совершенствования.

Типичными основаниями для принесения прокурорами протестов на постановления (определения, решения) по делам об административных право нарушениях являются: рассмотрение таких дел неуполномоченными субъектами; неполное выяснение юридически значимых обстоятельств дела об административном правонарушении; неправильная квалификация административно наказуемых деяний и рушение законодательства при назначении административного наказания; рассмотрение дел при наличии установленных ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельств, исключающих производство по делу об административном право нарушении, в том числе за пределами срока давности привлечения лица к административной ответственности; незаконное прекращение производства по делу и др.

Статья 48 Конституции РФ закрепляет право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, в случаях, предусмотренных законом. КоАП РФ конкретизирует эти конституционные положения применительно к процессу производства по делам об административных правонарушениях, вводя две процессуальные фигуры — защитника и представителя, устанавливая, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, юридическая помощь оказывается защитником, а потерпевшему — представителем. В практической сфере нередко появляются трудности, вызванные участием вышеупомянутых лиц.

Так, ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ определяет вступление защитника и представителя в производство по делу моментом возбуждения дела об административном правонарушении. Вместе с тем, производство по делу может быть возбуждено с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 3 ч. 4 ст. 28.1), который, по общем правилу, должен быть составлен немедленно [5, С.1089]. В связи с этим возникает вопрос, не нарушается ли тем самым право лица, привлекаемого к ответственности, на защиту в части получения квалифицированной юридической помощи?

В практике также возникают вопросы, связанные с подтверждением лицом своего статуса защитника или представителя при вступлении в производство по делу. Так, ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ устанавливает, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом. При это Кодекс не содержит требований к оформлению и содержанию доверенности, выданной лицу для оказания юридической помощи: достаточно ли устного заявления лица, привлекаемого к ответственности, о намерении привлечь к участию в деле своего представителя, должны ли полномочия представителя на обжалование вынесенных по делу актов быть специально оговорены в доверенности? Кодекс на этот вопрос ответа не дает. Однако суды общей юрисдикции восполняют этот пробел, руководствуясь нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства о порядке выдачи доверенности, и определяют, что полномочия представителя на обжалование постановлений и решений должны быть специально оговорены в доверенности.

Следует отметить, что правовая норма, регламентирующая административно-процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не предусмотрена главой 30 КоАП РФ. По мнению Н. А. Морозовой, для дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменительной практики является важным вопрос по изучению, систематизации и созданию гарантий для реализации прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении [6, С.33].

Полагаем, что соответствующие гарантии прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, могут быть обеспечены посредством их нормативного закрепления прав заявителя применительно к стадии пересмотра дела. В связи с этим считаем обоснованным дополнить положения главы 30 КоАП РФ отдельной нормой, регламентирующей права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на стадии пересмотра дела. На наш взгляд, принятие данной нормы позволит обеспечить ясность, четкость и определенность в понимании административно-процессуального статуса указанного лица.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Производство по пересмотру постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях характеризуется недостаточной степенью процессуализации, не в полной мере учитывает особенности юрисдикционной формы защиты прав лиц, участвующих в рассмотрении специальной административной жалобы. Указанное обуславливает необходимость совершенствования административно-процессуального статуса субъектов обжалования, внесения соответствующих изменений в главу 30 КоАП РФ, направленных на более четкое нормативное закрепление прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (в части прав на подачу жалобы, ее отзыва, представления доказательств, дачи объяснений и т. д.).

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2005 г., N 6.
  2. Пункт 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020; п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции»; п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции».
  3. Отчеты за январь — декабрь 2020 г., январь — июнь 2021 г. по форме АДМ «Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.05.2019 № 366.
  4. Асеева М. В. Право на обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного дела в условиях цифровой экономики. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 35–42.
  5. Максименко Е. А. Некоторые проблемы применения и толкования правовых норм о пересмотре постановлений и решений по делам об административных правонарушениях // В сборнике: Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве. Сборник статей по результатам III международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. С. 1084–1092.
  6. Морозова Н. А. Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2014. № 8. С. 30–33.
  7. Литучая С. Е. Опротестование прокурором не вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении по проекту процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // В сборнике: Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. Уфа, 2024. С. 277–281.
  8. Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, приведенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года от 10.08.2005, прокурору принадлежит право приносить протест на судебные акты, которыми не разрешается дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, РФ, дело, лицо, правонарушение, производство, законная сила постановления, должностное лицо, Российская Федерация, юридическая помощь.


Ключевые слова

административное правонарушение, обжалование, проблематика, пересмотр постановлений, прокурорский протест

Похожие статьи

Разрешение административных споров

В статье исследованы актуальные вопросы, связанные процедурой разрешения административных споров. Автором обозначены проблемные аспекты правоприменительной практики, а также законодательные основы процессуального обеспечения института разрешения адми...

Специфика вины юридического лица при привлечении к административной ответственности

Актуальность темы исследования. Вопрос административной ответственности юридических лиц в последние годы широко обсуждается различными авторами, как теоретиками, так и практиками, в специализированной литературе и в средствах массовой информации. Нес...

Проблемы административных правонарушений (по материалам судов г. Москвы)

В данной статье рассмотрены существующие проблемы в сфере административного права. Выделены отдельные аспекты квалификации административных правонарушений. Автор использует статистические показатели судебных и исполнительных производств, формирует ло...

Проблемы решения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов

В статье автором рассматриваются проблемы административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые связаны с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях: особенности и проблемы

В статье автором рассмотрены категории дел об административных правонарушениях, возбуждаемые прокурором. Определены проблемы и особенности возбуждения производства по указанным делам. Сформулированы различные позиции авторов по теме и их аргументация...

Особенности определения подведомственности дел при обжаловании (опротестовании) актов административных и судебных органов, вынесенных по делам об административных правонарушениях

Автор рассматривает общую характеристику систем подведомственности и подсудности, разграничивает их виды, а также приводит примеры разграничения подведомственности по делам об административных правонарушениях и подсудности.

Административные наказания за нарушение в сфере антимонопольного регулирования

В данной статье автором рассматривается сущность и виды административных наказаний в сфере антимонопольного регулирования. Проанализированы мнения научных деятелей относительно сущности административных наказаний в сфере антимонопольного регулировани...

Особенности стадии пересмотра дел об административных правонарушениях

Статья посвящена особенностям пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений заключается в их обжаловании. В статье освещен факт того, что обстоятельства, способствующие осуществлению пересмотра жалобы ...

Административное задержание: суть, понятие и актуальные проблемы

В данной статье рассматривается суть и понятие административного задержания, а также выявляется несколько актуальных проблем, которые присутствуют на данный момент в этой сфере.

Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях

В статье автор рассматривает проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях.

Похожие статьи

Разрешение административных споров

В статье исследованы актуальные вопросы, связанные процедурой разрешения административных споров. Автором обозначены проблемные аспекты правоприменительной практики, а также законодательные основы процессуального обеспечения института разрешения адми...

Специфика вины юридического лица при привлечении к административной ответственности

Актуальность темы исследования. Вопрос административной ответственности юридических лиц в последние годы широко обсуждается различными авторами, как теоретиками, так и практиками, в специализированной литературе и в средствах массовой информации. Нес...

Проблемы административных правонарушений (по материалам судов г. Москвы)

В данной статье рассмотрены существующие проблемы в сфере административного права. Выделены отдельные аспекты квалификации административных правонарушений. Автор использует статистические показатели судебных и исполнительных производств, формирует ло...

Проблемы решения административных дел об оспаривании нормативных правовых актов

В статье автором рассматриваются проблемы административных дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые связаны с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях: особенности и проблемы

В статье автором рассмотрены категории дел об административных правонарушениях, возбуждаемые прокурором. Определены проблемы и особенности возбуждения производства по указанным делам. Сформулированы различные позиции авторов по теме и их аргументация...

Особенности определения подведомственности дел при обжаловании (опротестовании) актов административных и судебных органов, вынесенных по делам об административных правонарушениях

Автор рассматривает общую характеристику систем подведомственности и подсудности, разграничивает их виды, а также приводит примеры разграничения подведомственности по делам об административных правонарушениях и подсудности.

Административные наказания за нарушение в сфере антимонопольного регулирования

В данной статье автором рассматривается сущность и виды административных наказаний в сфере антимонопольного регулирования. Проанализированы мнения научных деятелей относительно сущности административных наказаний в сфере антимонопольного регулировани...

Особенности стадии пересмотра дел об административных правонарушениях

Статья посвящена особенностям пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений заключается в их обжаловании. В статье освещен факт того, что обстоятельства, способствующие осуществлению пересмотра жалобы ...

Административное задержание: суть, понятие и актуальные проблемы

В данной статье рассматривается суть и понятие административного задержания, а также выявляется несколько актуальных проблем, которые присутствуют на данный момент в этой сфере.

Проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях

В статье автор рассматривает проблемы контрольных полномочий судов в производстве по делам об административных правонарушениях.

Задать вопрос