Статья посвящена исследованиям профессиональной мотивации педагогов начальных классов. Актуальность статьи обусловлена тем, что практически нет исследований по повышению профессиональной мотивации педагогов начальных классов. В данной статье представлен сравнительный анализ взглядов зарубежных и отечественных ученых на феномен профессиональной мотивации, описаны две группы теорий профессиональной мотивации (содержательные и процессуальные); выявлены ведущие современные теоретические подходы к изучению профессиональной мотивации в России и за рубежом; представлен обзор научных исследований профессиональной мотивации педагогов начальных классов.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, педагог, начальные классы.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в обществе в последние десятилетия, повлекшие за собой модернизацию системы образования, обострили на рынке труда проблему конкурентоспособности современного педагога и предъявили к нему ряд требований, среди которых особое место занимает профессиональная мотивация.
Мы согласны с отечественными учеными выделяющими, что эффективность профессиональной деятельности связана с осознанной мотивацией, поэтому управление профессиональной деятельностью человека связано с пониманием того, что движет человеком.
В данной статье нами была предпринята попытка создания представления о профессиональной мотивации на основе аналитического обзора работ, направленных на исследование данного феномена.
Мы согласны с В. П. Песковым, что: «Представление как образ не только вытекает из новой реальности, но и формирует ее (он может и должен быть перенесен субъектом создающим, преобразующим эту среду в практику)» [11, с. 174].
Опираясь на исследование Т. Г. Озерниковой [10] мы делаем вывод о том, что понятие мотивации является междисциплинарным, а рассмотрение трудовой (профессиональной) мотивации объединяет взгляды на этот феномен ученых и практиков.
А. П. Каитов [3] в своих исследованиях, анализируя теории профессиональной мотивации, указывает на две основных группы: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории профессиональной мотивации нашли отражение в различных теоретических подходах к этому феномену: А. Маслоу, связавшего мотивацию с потребностями человека; Ф. Герцберга выделившего факторы, влияющие на профессиональную мотивацию человека; Д. Макклелланда выделившего три основных потребности: потребность в достижении, потребность в аффилиации и потребность во власти.
Процессуальные теории профессиональной мотивации включают в себя следующие подходы: теория ожидания Врума утверждающая, что профессиональная мотивация зависит от трех факторов: ожидания, инструментальности и валентности; теория справедливости Дж. Адамса основана на идее, что люди стремятся к справедливости в отношениях с другими людьми; модель Портера-Лоулера, объединяющая элементы теории ожидания и теории справедливости.
Отечественные исследования базируются на следующих фундаментальных методологических подходах:
- Системный подход рассматривает профессиональную мотивацию как сложную систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов. Этот подход позволяет понять, как различные факторы, такие как потребности, ценности, цели и интересы, влияют на формирование и развитие профессиональной мотивации (Б. Г. Ананьев, Н. В. Бойцова, С. В. Дубровина, Е. В. Карпова, А. П. Кожевина, Д. А. Леонтьев, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, Ю. П. Поваренков).
- Деятельностный подход основан на идее, что профессиональная мотивация формируется в процессе деятельности. Этот подход предполагает, что человек активно участвует в своей профессиональной жизни, принимая решения и выбирая пути развития (А. В. Карпов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов).
- Структурно-уровневый подход предполагает, что профессиональная мотивация имеет иерархическую структуру, состоящую из нескольких уровней. Каждый уровень отражает определённую степень зрелости профессиональной мотивации и связан с определёнными психологическими особенностями (А. К. Маркова, В. Д. Шадриков, П. М. Якобсон).
Образование играет ключевую роль в развитии общества. Мотивированные педагоги способствуют созданию более прогрессивного и инновационного образовательного пространства. Изучение профессиональной мотивации педагогов помогает выявить, какие аспекты работы наиболее привлекательны для специалистов в образовании, что может быть полезно для карьерного роста и профессионального развития.
Профессиональная мотивация педагогов начальных классов имеет свои уникальные особенности, которые обусловлены спецификой работы с детьми младшего возраста, образовательной средой и требованиями к педагогической деятельности. Вот некоторые из этих особенностей:
— педагоги начальной школы отвечают за обучение всех предметов в одном классе, что требует широких знаний и гибкости в подходах. Их мотивация может быть связана с желанием создать целостное образовательное пространство для детей;
— при взаимодействии с учениками педагоги начальной школы часто развивают более близкие и эмоциональные отношения с учениками, что может служить мощным мотиватором;
— педагоги начальной школы используют разнообразные методы обучения, включая игровые и творческие подходы. Мотивация может зависеть от возможности экспериментировать с методами и видеть положительный отклик со стороны детей;
— педагоги начальной школы могут нуждаться в более широкой поддержке со стороны администрации и коллег для решения вопросов, касающихся комплексного подхода к обучению;
— педагоги начальной школы оценивают более комплексно, учитывая не только академические достижения, но и социальные и эмоциональные аспекты развития детей.
Исследования мотивации педагогов начальных классов привлекли внимание многих ученых в области педагогики и психологии. Мы провели анализ проведенных исследований.
Т. М. Сорокина и Н. В. Иванова [15] рассматривают специфику мотивации учителей начальной школы к реализации современных педагогических технологий в своей практике. Ими были разработаны и реализованы направления оптимизации мотивации учителей начальной школы, получающих высшее образование, к применению современных педагогических технологий в своей практике.
О. Н. Шевко [18] рассмотрела влияние возраста учащихся на формирование профессиональной мотивации учителей, где установила, что системы мотивации профессиональной деятельности учителей начальной и средней школы характеризуются наличием качественно различных связей и специфических симптомокомплексов, образуются на основе различных базовых факторов.
В своем исследовании И. И. Габеркорн [2] рассматривает методы формирования у студентов мотивации и интереса к будущей профессиональной деятельности через создание эмоционально-положительной образовательной среды.
М. А. Петрова [12] в своем исследовании предложила при подготовке будущих учителей начальных классов в процессе обучения систему внутренних мотивов профессиональной деятельности. На первоначальном этапе эффективном средством может являться профессиональная проба. Профессиональная проба — это метод, который используется для оценки профессиональных навыков и умений человека. Она может включать в себя различные задания, тесты или практические мероприятия, которые помогают выявить уровень квалификации и готовности к выполнению определенной работы.
Целью исследования профессиональных мотивов учителей начальной школы с точки зрения теории деятельности посвящена работа М. А. Моралес Гонзалес, Ю. Соловьевой и Х. А. Тапиа-Лопес [8]. Они провели анализ профессиональных мотивов педагогов, работающих в начальной школе с точки зрения теории деятельности и пришли к выводу, что изучение мотивов учителей способно привести к комплексному улучшению процесса обучения.
А. И. Ботух [1] в своем исследовании рассматривает проблему влияния эмоционального выгорания на мотивацию педагога, а также мотивы готовности педагога начальных классов к профессиональной деятельности.
В исследовательской работе Ю. О. Калининой [4] разработаны направления по совершенствованию материального стимулирования учителей начальных классов для повышения эффективности их труда. Предложены рекомендации, основывающиеся на общих принципах эффективной системы мотивации и особенностях учителей начальных классов.
Подводя итоги статьи, мы приходим к выводу, что не так много работ в отечественной и зарубежной психологии посвящены исследованиям профессиональной мотивации педагогов начальных классов. Что указывает на необходимость продолжения исследований, направленных на повышение профессиональной мотивации педагогов начальных классов, что и стало предметом нашего исследования.
Современное общество предъявляет новые требования к образованию, что требует от педагогов адаптации и постоянного развития. Мотивация становится важным фактором для готовности учителей к изменениям и инновациям в образовательном процессе.
Литература:
- Ботух, А. И. Проблема повышения мотивации педагога начальных классов / А. И. Ботух // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 18 мая 2017 года / Мининский университет. — Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2017. — С. 174–177. — EDN ZCZCKF.
- Габеркорн И. И. Формирование мотивации обучения будущих учителей начальных классов // Евразийский Союз Ученых. 2014. № 8–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-obucheniya-buduschih-uchiteley-nachalnyh-klassov (дата обращения: 14.12.2024).
- Каитов А. П. Эволюция научных представлений о феномене профессиональной мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях / А. П. Каитов // Гаудеамус. 2022. № 2. С. 9–24.
- Калинина, Ю. О. Совершенствование материального стимулирования учителей начальных классов / Ю. О. Калинина // Известия института педагогики и психологии образования. — 2024. — № 3. — С. 55–59. — EDN MZETXU.
- Карпов А. В., Карпова Е. В. Методологические основы психологии образовательной деятельности: монография: Метасистемный подход. Ярославль: ЯрГУ, 2019. 740 с.
- Леонтьев Д. А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня, завтра // Современная психология мотивации. М., 2002. С. 4–13.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с.
- Моралес-гонзалес М. А., Соловьева Ю., Тапиа-лопес Х. А. Исследование профессиональных мотивов учителей начальной школы с точки зрения теории деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-professionalnyh-motivov-uchiteley-nachalnoy-shkoly-s-tochki-zreniya-teorii-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2024).
- Мычко Е. И. Факторы мотивации профессионального роста педагогов / Е. И. Мычко, О. В. Кайгородова // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2019. № 3. С. 24–29.
- Озерникова Т. Г. Трудовая мотивация: институциональные и внутриорганизационные аспекты. Иркутск, 2012. 314 с.
- Песков, В. П. Об изучении структуры представлений / В. П. Песков // Сибирский психологический журнал. — 2005. — № 21. — С. 171–174. — EDN KPYUUF.
- Петрова М. А. Формирование мотивов учебно-профессиональной деятельности в процессе подготовки учителей начальных классов: дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 1998. 166 с.
- Петрова М. А. Профессиональная проба как условие формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-proba-kak-uslovie-formirovaniya-motivatsii-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-buduschih-uchiteley-nachalnyh (дата обращения: 23.12.2024).
- Саковская О. Н. Мотивация профессиональной деятельности / О. Н. Саковская. — Ярославль: ЯрГУ, 2019. 88 с.
- Сорокина Т. М., Иванова Н. В. Особенности мотивации учителей начальной школы к применению педагогических технологий // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-motivatsii-uchiteley-nachalnoy-shkoly-k-primeneniyu-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 14.12.2024).
- Стрельцова Е. Ю. Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов / О. Н. Стрельцова // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 38–43.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2013. 464 с.
- Шевко О. Н. Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. — № 2. — Том II (Психолого-педагогические науки). — 267 с. — ISSN 1813–145Х.
- Щербаков А. В. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации / А. В. Щербаков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.2017. № 2. С. 27–34.