Научная статья посвящена историческому развитию «административной юстиции» в контексте Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет законодательным изменениям норм, регулирующим сферу публичного управления. Кроме того, в статье освещена важность создания административных судов в настоящее время. Таким образом, статья акцентирует внимание на эволюции административной юстиции в России, подчеркивая сложности и тенденции, которые характеризуют этот институт в контексте современного правосудия.
Ключевые слова: административная юстиция, административное судопроизводство, государственное управление, административные суды.
Термин «административная юстиция» в Российской Федерации законодательно не закреплен, однако все же употребляется в юридическом обществе в теории. Административная юстиция представляет собой совокупность норм и принципов, регулирующих судебное разбирательство по делам, связанным с действиями (бездействием) органов государственной власти и должностных лиц, а также с защитой прав и законных интересов граждан и организаций в случаях, когда нарушения произошли в сфере публичного управления.
И. В. Панова отмечает: «В России накоплен огромный опыт функционирования института административной юстиции, который необходимо принимать во внимание при рассмотрении отечественного законодательства административного судопроизводства и административной юстиции в целом» [1].
Для лучшего понимания данного элемента системы правосудия необходимо обратиться к истории и проанализировать развитие данного института. В дореволюционный период административные споры разрешались преимущественно в рамках общих судов и специальных административных учреждений. На тот момент в системе права отсутствовала четко оформленная административная юстиция, а контроль за действиями государственных органов осуществлялся через судебную систему, но не в специализированном процессуальном порядке.
После Октябрьской революции 1917 года произошли значительные изменения в области правоприменения и судопроизводства, вследствие чего административная юстиция как самостоятельная сфера права была фактически ликвидирована. Это было непосредственно связано с социалистической идеологией, поскольку государство стремилось централизовать власть и обеспечить полное подчинение всех органов власти [2]. Способы защиты прав граждан осуществлялись в рамках системы народных судов, однако также не имели четкого деления между административными и гражданскими делами.
Однако, как и в любом другом развивающемся государстве, происходили различные процессы, которые непосредственно вытекали из административных отношений. Именно поэтому ближе к 1970-м годам началась дискуссия о необходимости создания специального механизма для оспаривания действий государственных органов, но на тот момент никаких изменения не произошло. Позднее, в 1964 году в Гражданском процессуальном кодексе были закреплены положения о спорах, возникающих из административно-правовых отношений, и дел особого производства, рассматриваемых по общим правилам судопроизводства, а в 1987 году был принят Закон, который закреплял порядок обжалования в суд неправомерных действий и решений должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Следующим важным шагом в развитии контроля по административным делам стало принятие Закона РФ в 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Хотя данный правовой акт и был принят до Конституции РФ, но многие его положения полностью соответствовали позднее зафиксированным нормам.
На этом этап развития административной юстиции не прекратился. В начале XXI века Верховный Суд Российской Федерации предложил «проект федерального конституционного закона № 7886–3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации» [3]. Учитывая тот факт, что было необходимо создать специализированную систему судебной защиты в сфере административных правоотношений, такой проект федерального конституционного закона получил одобрение и поддержку со стороны представительных органов власти. В силу данного проекта необходимо было создать административные суды, которые входили бы в систему судов общей юрисдикции и рассматривали бы административные дела, касающиеся административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Однако впоследствии центр внимания сместился на создание и разработку Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и 11 июня 2013 года данный законопроект был отклонен и снят с рассмотрения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации был принят Государственной думой 20 февраля 2015 года и стал важным этапом в развитии судебной системы России, обеспечив отдельный механизм защиты прав и законных интересов граждан и организаций в отношениях с государственными органами и органами местного самоуправления. Не смотря на всё, принятие такого нормативно-правового акта не изменило структуру судов, поэтому административные суды созданы не были.
Необходимость создания административных судов обуславливается несколькими причинами:
- Необходимо усилить контроль и надзор за законностью решений и действий органов публичной власти;
- Перегрузка судов общей юрисдикции представляет собой значительную проблему, вызванную высоким объемом поступающих дел и ограниченными ресурсами для их рассмотрения.
В подтверждение последнего пункта, важно отметить, что возрастает количество дел, рассмотренных в порядке административного судопроизводства.
«За 9 месяцев текущего года их общее количество увеличилось в 3,2 раза по сравнению с таким же периодом прошлого года, превысив 4 млн дел. В 2,3 раза увеличилось количество дел о защите избирательных прав, а по делам о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций количество дел возросло в 4,6 раза» [4].
Большое количество дел, находящихся в производстве, создает значительную нагрузку на суды общей юрисдикции, что, в свою очередь, приводит к затягиванию судебного процесса и, как следствие, нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Резюмируя вышесказанное, опираясь на историю развитие института административной юстиции, можно сделать вывод, что неоднократно принимались попытки к созданию и законодательному закреплению данного института. Несмотря на то, что данный процесс останавливался ввиду различных политических изменений в государстве, на данный момент существуют предпосылки для создания административных судов. Их основная цель — защита и восстановление прав и законных интересов граждан от незаконных или неправомерных действий органов публичной власти.
Литература:
- Панова И. В. Административная юстиция // Право. Журнал Высшей школы экономики, 2020. № 2. С. 211–229.
- Носов Е. К вопросу о теории советской административной юстиции // Советское право. — 1925. № 4. — С. 73.
- Проект федерального конституционного закона № 7886–3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации» // http://duma.gov.ru/ (дата обращения 24.12.2024).
- Судейское сообщество подводит итоги 2024 года (от 03.12.2024), https://zhurnalsudya.ru/news/tpost/bkbnps5rn1-sudeiskoe-soobschestvo-podvodit-itogi-20?ysclid=m59u1n962854480925 // (дата обращения 29.12.2024).