В статье рассматривается проблема организации взаимодействия педагога, ведущего шахматный кружок в детском саду, с родителями детей дошкольного возраста. Представленный опыт соответствует запросам, потребностям и интересам дошкольников, их родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Описанная в статье система взаимодействия педагога с родителями дошкольников основана на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы дошкольного образования. Статья отличается большой степенью практико-ориентированности, так как в ней подробно описаны цель, задачи, принципы, направления организации взаимодействия педагога детского сада с родителями в процессе обучения детей игре в шахматы. Эту технологию педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать в своей педагогической деятельности по взаимодействию с родителями, она дает очень хорошие результаты.
Ключевые слова : обучение шахматам, шахматный кружок, дети старшего дошкольного возраста, взаимодействие педагога с родителями, диалогические формы общения.
В нашей стране 2024 год был объявлен годом семьи. Для педагогического и детско-родительского сообществ это означает совместную работу по обогащению семейного воспитания инновационными технологиями, которые способствуют гармонизации детско-родительских отношений в семье. Игра в шахматы — одна из таких технологий, которая, став семейной традицией, объединяет родителя и ребенка, делает их совместный досуг полезным, культурно насыщенным, приятным для всех членов семьи. Задача педагогов дошкольных образовательных организаций состоит в том, чтобы помочь родителям осознать достоинства шахмат и то, как их можно использовать в семейном воспитании. Решить эту задачу помогает методически грамотная организация взаимодействия педагога, ведущего шахматный кружок в детском саду, с родителями.
Шахматы в детском саду… Для кого-то это звучит нереально, ведь шахматы — сложная игра, в которую не каждый взрослый умеет играть, а туту дошкольники… Однако для работников дошкольных образовательных организаций нашей страны в этом факте нет ничего необычного. Во многих детских садах и центрах развития ребенка с четырех-, пятилетних детей обучают игре в шахматы, считая эту древнюю игру «популярным и эффективным инструментом развития интеллекта ребенка» [2]. И это действительно так. Шахматы — настольная игра, в которой каждая фигура передвигается по черно-белой доске в строго определенном направлении и на определенное количество клеток. Задача игрока — убрать с игрового поля как можно больше фигур другого игрока (своего соперника) и объявить его королю мат, то есть лишить его возможности передвигаться по клеткам шахматной доски. Победителем в паре играющих признается тот игрок, который поставит королю другого игрока мат. Шахматы развивают память, потому что ребенку нужно запомнить довольно сложные правила этой игры, то, как ходит каждая фигура на доске (конь — буквой «Г», слон — только по диагонали, пешка — ходит только вперед, а бьет фигуру противника по диагонали и т. д.) [6].
Самое главное состоит в том, что шахматы обеспечивают формирование «плана внутренних действий» [5], то есть умения совершать действия сначала в уме (ребенок рассматривает в уме варианты ходов шахматных фигур и их последствия), а только потом — в реальности (делает ход на шахматной доске). Это очень важное умение, которое «поднимает ребенка на новый уровень умственного развития» [4], когда он от наглядно-действенного мышления, свойственного детям раннего возраста, переходит к наглядно-образному, а потом и к словесно-логическому видам мышления. В процессе обучения шахматам дошкольник учится думать в уме, предвидеть действия соперника по игре, просчитывать ходы наперед — все это ребенок применяет не только в игре, но и в процессе познания окружающего мира, общения с другими людьми, в быту для решения важных жизненных проблем.
Обучение шахматам не входит в обязательную часть основной образовательной программы дошкольного образования. Оно проводится в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, которая входит в вариативную часть образовательной программы дошкольного образования и самостоятельно разрабатывается педагогами дошкольного образовательной организацией.
В нашем детском саду такая программа реализуется в формате работы кружка «Чудесные шахматы». Программа рассчитана на два года обучения: первый год — для детей 5–6 лет (старшая группа), второй год обучения — для детей 6–7 лет (подготовительная к школе группа). Выбор этого кружка и посещение его занятий является добровольным для детей и для родителей.
В данной статье описан опыт взаимодействия педагога, ведущего кружок по шахматам в детском саду, с родителями. Сразу подчеркну, что это не только родители детей, которые посещают шахматный кружок, а гораздо шире — сообщество родителей, у одной части которых уже имеется устойчивый интерес к шахматам и они хотят передать его своим детям, а у другой части еще только предстоит сформировать этот интерес к шахматам.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) в процессе обучения дошкольников шахматам я считаю очень важным аспектом по нескольким причинам.
Во-первых, в период дошкольного детства очень часто именно родители определяют круг интересов своего ребенка, поэтому именно они записывают ребенка в шахматный кружок.
Во-вторых, на протяжении занятий в шахматном кружке родители поддерживают интерес к ним у своего ребенка, поощряют его, контролируют посещение занятий кружка и других мероприятий, связанных с шахматами.
В-третьих, родители оказывают педагогу, ведущему шахматный кружок в детском саду, помощь разного рода, что оказывает положительное влияние на работу этого кружка в целом.
Мой опыт руководителя шахматного кружка по взаимодействию с родителями полностью построен в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-законодательных документов — федерального государственного образовательного стандарта и федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Цель работы кружка «Чудесные шахматы» в детском саду состоит в повышении компетентности родителей в вопросах развития ребенка дошкольного возраста посредством шахмат.
Задачи работы кружка:
- Информировать родителей о своеобразии шахмат как интеллектуальной игре, доступной пониманию детей старшего дошкольного возраста.
- Обучить родителей методам и приемам использования педагогического потенциала шахмат для образования, развития и воспитания ребенка-дошкольника.
- Организовать систематическую консультативную помощь родителям по вопросам обучения шахматам ребенка дошкольного возраста.
- Построить взаимоотношения между педагогом и родителями в форме сотрудничества и партнерских отношений в целях повышения степени удовлетворенности родителей этим взаимоотношением.
Важным в построении взаимоотношений педагога с родителями является следование следующим принципам, которые указаны в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Это:
- принцип открытости всей деятельности детского сада, в том числе и работы кружка «Чудесные шахматы» для родителей воспитанников;
- принцип диалогического общения между педагогом и родителями;
- принцип взаимоуважения, взаимодоверия и доброжелательности между педагогом и родителями;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода к семьям воспитанников, обеспечивающий учет потребностей, интересов и возможностей каждой семьи.
Направления, по которым организуется взаимодействие педагога, ведущего шахматный кружок в детском саду, с родителями, определены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования:
- диагностико-аналитическое;
- просветительско-информационное;
- консультативное.
При реализации каждого из этих направлений педагог использует диалогические формы общения с родителями. Специфика этих форм состоит в том, что они обеспечивают эффективное общение и сотрудничество на основе выстраивания «доброжелательных и взаимоуважительных отношений между педагогом и родителями, которые построены на взаимном доверии и принципах социального партнерства» [3].
По первому диагностико-аналитическому направлению руководитель шахматного кружка в работе с родителями использует опросы, анкетирование, индивидуальные беседы, Дни открытых дверей в детском саду и открытые просмотры занятий шахматного кружка. Для придания этим мероприятиям диалогичности педагог обязательно проводит с родителями следующую работу.
Обсуждение (сначала индивидуально с каждым родителем, а потом коллективно на родительском собрании) результатов опроса и анкетирования родителей, в ходе которых каждый родитель открыто высказывает свое мнение по поводу обучения детей шахматам и по проблеме улучшения взаимодействия семей с детским садом в решении этой проблемы.
Индивидуальные беседы с родителями руководитель шахматного кружка проводит в комфортной для родителя обстановке — в отдельной комнате, заранее согласовав время, удобное для родителя. Эту беседу педагог ведет вежливо, тактично, устанавливая доверительные и доброжелательные отношения с родителем, чтобы в дальнейшем эти отношения крепли и развивались на пользу и ребенку, и его родителю.
В начале каждого учебного года (в сентябре) в детском саду проводится День открытых дверей, во время которого педагог рекламирует деятельность кружка «Чудесные шахматы». Делает он это в форме диалогического общения с родителями: задает им вопросы, просит родителей высказать свою точку зрения, поделиться опытом семейной традиции игры в шахматы (если таковая имеется) или сообщить о своих надеждах и опасениях по поводу обучения ребенка шахматам.
В конце открытых просмотров занятий шахматного кружка, которые проводятся для родителей в конце каждого месяца, педагог организует их анализ и обсуждение со стороны родителей. Это происходит в форме конструктивного диалога — обмена мнениями, тактичного высказывания критических замечаний, выдачи советов и рекомендаций. Такой диалог приносит много пользы: педагогу — для улучшения качества проводимых занятий по шахматам, родителям — для обучения ребенка игре в шахматы в домашних условиях.
Просветительско-информационное направление реализуется совместно педагогом, ведущим шахматный кружок, и родителями. Оно включает выпуск информационных листков, буклетов, брошюр, мини стенгазет, в которых кратко рассказывается об истории шахмат, их положительном влиянии на развитие детей дошкольного возраста, о работе шахматного кружка в детском саду, о достижениях детей, которые его посещают, о совместной работе руководителя этого кружка с родителями и т. д. Эти материалы распространяются среди родителей детского сада, вывешиваются на стендах жилых домов, расположенных рядом с детским садом, размещаются на сайте детского сада. Для придания диалогичности этим формам работы с родителями в каждой из них обязательно указан адрес для обратной связи: сайт детского сада, персональный сайт и телефон руководителя шахматного кружка. По этим адресам родители задают вопросы и получают на них ответы, высказывают свои мысли, пожелания, советы, узнают, как записать ребенка в шахматный кружок и как помочь ему научиться играть в шахматы в домашних условиях.
Консультативное направление взаимодействия с родителями педагог, ведущий шахматный кружок, организует с помощью активных методов диалогического характера. Это, например, вопросно-ответный метод в ходе групповых консультаций; мастер-классы, которые проводит педагог, приглашенные специалисты, родители; заседания «круглого стола» по обмену опытом семейными традициями игры в шахматы. Совместно с педагогом и под его руководством родители повышают свою компетентность по обучению ребенка игре в шахматы: расширяют свои знания по данной проблеме и овладевают практическими способами. Этому способствует, например, комментированное чтение книг И. Г. Сухина (автора методики обучения шахматам детей дошкольного возраста на интегративной основе [1]), показ фрагментов занятий шахматного кружка, обмен опытом между родителями, методические рекомендации педагога, участие в семейных шахматных турнирах, проводимых в детском саду.
Таким образом, одним из условий успешного обучения шахматам детей дошкольного возраста является взаимодействие педагога с родителями. Опыт работы руководителя шахматного кружка в детском саду показывает, что это взаимодействие должно быть организовано на основе определенных принципов, по трем направлениям с обязательным применением форм диалогического общения между педагогом и родителями. Такое взаимодействие гарантирует, что ребенок, увлекающийся шахматами, вырастет умным, рассудительным, способным совершать осознанные действия и успешным во многих своих начинаниях.
Литература:
- Акишина В. А. Результативность шахматно-задачной технологии И. Г. Сухина. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/11/28/rezultativnost-shahmatno-zadachnoy-tehnologii (дата обращения: 20.05.2024).
- Доскенова А. А. Взаимодействие семьи и детского сада по шахматному образованию в современных условиях. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/08/23/vzaimodeystvie-semi-i-detskogo-sada-po-shahmatnomu (дата обращения: 20.05.2024).
- Нормативно-правовые основы взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/normativno-pravovye_osnovy_vzaimodeystviya_dou_s_socialnymi_partnerami/ (дата обращения: 19.05.2024)
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 460 с.
- Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких. URL: http://www.vixri.ru/d/Suxin %20I.G. %20_Shaxmaty %20dlja %20samyx %20malenkix %202008.pdf (дата обращения: 19.05.2024).
- Сухин И. Г. Шахматы. Полный курс для детей — Шахматы. Большой самоучитель для детей. Москва: Издательство АСТ, 2018. 160 с. URL: https://cdn21vek.by/img/galleries/5838/620/ast_04128_5e9700ad7835f.pdf (дата обращения: 19.05.2024).