В статье рассматриваются роль и место электронной коммерции в российской и мировой экономике. Анализируются особенности электронной торговли и ее основные тенденции развития. В статье делается вывод, что электронная коммерция обладает значительными преимуществами над традиционной торговлей и постепенно ее замещает.
Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет-торговля, маркетплейсы, Интернет, искусственный интеллект, экономика, торговля, ACM.
Влияние, которое оказывают на характер мирового экономического развития цифровизация и информатизация, не поддается сомнению. Современные информационно-коммуникационные технологии создают новые возможности для человека и становятся ключевыми составляющими многих сфер его деятельности: промышленности, торговли, экономики и т. д., а также создают совершенно новые возможности для развития и модернизации этих областей [5, c. 91]. Действительно, сегодня почти не осталось таких сфер жизнедеятельности человека, которые не используются как почва для развития возможностей цифровой индустрии. Цифровизация торговли, повышение доли онлайн-торговли, внедрение инноваций в торговую деятельность сегодня являются основными тенденциями ее развития, а глобализация заметно усиливает эти процессы, обеспечивая массовый переход от традиционной к электронной форме торговли.
Электронная коммерция, онлайн-торговля, e-commerce или онлайн-ритейл представляет собой продажи или покупки товаров или услуг в Интернете. В рабочей программе Всемирной торговой организации (ВТО) предлагается следующее определение электронной коммерции: это — совокупность производственных, логистических, маркетинговых процессов, а также способов доставки и продажи различных товаров и услуг посредством использований Интернет-технологий. Товары и услуги не ограничиваются по своих характеристикам и видам: внутри Интернет-торговли может осуществляться приобретение физических (продукты, медицинские товары, одежда, косметика, обувь и т. д.) и цифровых товаров (приложения, фильмы, музыка, программное обеспечение, видеоигры, образовательные курсы и т. д.). [6]. Такой вид торговли представляет для обеих сторон — покупателя и продавца — значительные преимущества. Для продавца это — увеличение объемов продаж, так как для реализации товаров и услуг не требуется посещение торговых точек физическими лицами (так как число клиентов увеличивается), оптимизация расходов и издержек (снижается необходимость в обслуживании торговых точек, найма продавцов, менеджеров и т. д.), повышение привлекательности товаров, так как цены на онлайн-товары существенно ниже, чем на оффлайн-товары [7, c. 84].
Очевидно, что и для потребителей электронная коммерция обладает еще большими преимуществами и достоинствами, чем традиционная торговля. Так, например, покупатель получает возможность выбирать сразу из множества товаров, в то время как ассортимент любого оффлайн-магазина существенно более ограничен. Кроме того, отпадает необходимость затрачивания времени на посещение торговой точки. При этом доставка товара осуществляется удобным для покупателя способом: по почте, в постаматы или на адрес покупателя через службы доставки или собственную систему доставки продавца.
Популярность электронной коммерции очевидна, так как это удобный и простой способ купли-продажи товаров и услуг. При этом этот вид торговли переживает этап активного развития, что требует анализа основных тенденций этого процесса.
Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития онлайн-торговли в России и зарубежных государствах является повышение популярности и объемов продаж маркетплейсов, которые отличаются от многих других Интернет-магазинов огромным ассортиментом товаров и наличием большинства существующих товарных категорий. Разнообразие товаров можно увидеть на рисунке ниже.
Рис. 1. Основные категории продавцов на маркетплейсах (Источник: исследование Tinkoff eCommerce за 2023 год [10])
В России крупнейшими маркетплейсами являются Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет». Согласно результатам маркетингового исследования «Интернет-торговля в России 2024», проведенное «Data Insight», «GBS» и «Альфа Банком», эти 4 маркетплейса занимают почти половину рынка (4,4 из 7,9 трлн рублей), а количество заказов с января по апрель 2024 года превысили 4 млрд ед. Отмечается и значительная доля Интернет-торговле в экономике многих стран: 17,1 % в ВВП Китая, 6,6 % в ВВП США, 4,6 % в ВВП России, 8,6 % в ВВП Южной Кореи [1].
Как отмечается в исследовании Tinkoff eCommerce за 2023 год, «золотая лихорадка» маркетплейсов (когда их показатели ежегодно вырастали в 3–4 раза), которая наблюдалась в 2020–2021 на фоне пандемии COVID-19 и перехода бизнеса из оффлайна в онлайн, сегодня завершилась, однако темпы роста сегодня все равно остались на высоком уровне — примерно 20–30 % [10].
Еще одной тенденцией развития электронной торговли в России является масштабирование ее объемов фактически во всех регионах России. Местные производители и маркетплейсы активно инвестируют финансовые средства в развитие инфраструктурных возможностей, логистических центров и взаимодействия с партнерами (поставщиками, логистическими службами и т. д.). В результате во многих регионах России заметно улучшилось качество приобретения товаров через торговые Интернет-площадки [3].
Одной из очевидных тенденций развития Интернет-торговли является масштабирование технологий искусственного интеллекта, что также является свойственным для всех остальных сфер жизнедеятельности человека [8, c. 118]. В совместном исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнеры» и «Яндекса» под названием «Опрос СТО про искусственный интеллект: Ритейл vs E-com» отмечается, что e-com компании являются более продвинутыми с точки зрения использования искусственного интеллекта (ИИ) в своей деятельности [2]. Так, абсолютно все крупные компании электронной торговли определили ИИ как ключевую стратегическую цель компании и активно действуют, чтобы использовать ИИ как фактор своего развития. В то же время только 10 % традиционных ритейл компаний могут конкурировать с e-commerce.
Рис. 2. Уровни зрелости компаний по использованию искусственного интеллекта. (Источник: «Опрос СТО про искусственный интеллект: Ритейл vs E-com» [2])
Действительно, сегодня многие компании онлайн-торговли используют ИИ для повышения корректности рекомендаций пользователям, использования индивидуального подхода к каждому клиенту и более качественному удовлетворению потребностей покупателей. К примеру, научные сотрудники лаборатории искусственного интеллекта Tinkoff Research на конференции по рекомендательным системам ACM RecSys, которая прошла в сентябре 2023 года, представили систему под названием Time-Aware Item-based Weighting (TAIW), которая способна анализировать покупки клиентов, выводить их предпочтения, анализировать временные интервалы между покупками и многое другое [4]. Например, пользователь каждую вторую субботу месяца заказывает в сервисе по доставке продуктов «вредную» еду (чипсы, газировку, сладости, фаст-фуд и т. д.). При этом в остальные другие дни такие покупки он не совершает. Система это видит и понимает, предлагая ему соответствующие товары только два раза в месяц. Можно привести другой пример: другой пользователь заходит в маркетплейс по воскресеньям, чтобы приобрести корм для домашних животных, а по будням совершает любые другие покупки. В этом случае система не будет рекомендовать корм по будням [4].
Зарубежные компании также активно осваивают технологии ИИ в онлайн-ритейле. Всемирно известная американская компания Amazon активно использует своего голосового помощника Alexa для анализа Интернет-поведения своих пользователей, чтобы создавать для них персонифицированные рекомендации и с наибольшей эффективностью угадывать их предпочтения. Другая известная компания — SHEIN — также использует ИИ для создания рекомендаций для своих пользователей. FMCG-компания Mondelez International использует ИИ, чтобы повышать инновационность и эффективность в процессах исследований и разработок [9].
Рост популярности и востребованности Интернет-торговли стал закономерным процессом в условиях популяризации Интернета, приобщения к нему сотен миллионов пользователей. Сегодня Интернет является неотъемлемой частью жизни для подавляющего большинства населения. Также важно отметить, что развитие Интернет-торговли во многом обусловлено заинтересованностью в этом многих производителей товаров, так как такой вид торговли предлагает им сокращение издержек на обслуживание физических торговых точек, увеличение целевой аудитории, оптимизацию маркетинговых затрат и упрощение логистической стратегии.
Литература:
- Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2024. — Текст: электронный // Data Insihgt: [сайт]. — URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (дата обращения: 30.12.2024).
- Опрос СТО про искусственный интеллект: Ритейл vs E-com. — Текст: электронный // Яков и Партнеры: [сайт]. — URL: https://yakovpartners.ru/upload/iblock/8ac/hukxx09a4hns0mkaqkimyqnmg596eexy/20240514_AI_Retail.pdf (дата обращения: 24.12.2024).
- Попов, И. В. Тенденции онлайн продаж в России в 2023 году / И. В. Попов. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://companies.rbc.ru/news/YQ6RRTIUp6/tendentsii-onlajn-prodazh-v-rossii-v-2023-godu/ (дата обращения: 24.12.2024).
- Рожков, Р. Бросок в корзину: как AI помогает онлайн-ретейлерам наращивать продажи / Роман Рожков. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/500979-brosok-v-korzinu-kak-ai-pomogaet-onlajn-retejleram-narasivat-prodazi (дата обращения: 22.12.2024).
- Самохвалов, А. Ю. Развитие инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе // KANT. — 2022. — № 4. — С. 91–95.
- Топ-15 трендов электронной торговли в мире и России. — Текст: электронный // Институт статистических исследований и экономики знаний НУИ ВШЭ: [сайт]. — URL: https://issek.hse.ru/news/533597272.html (дата обращения: 30.12.2024).
- Тропынина, Н.Е., Логинов, П. О. Современные тенденции развития рынка электронной коммерции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2022. — № 3. — С. 84–89.
- Чадина, Н. В. Мировые тенденции развития электронной торговли // Теория и практика современной науки. — 2022. — № 4. — С. 114–119.
- Thomas, M. AI in Retail and E-Commerce: 30 Examples to Know / M. Thomas. — Текст: электронный // Builltin: [сайт]. — URL: https://builtin.com/artificial-intelligence/ai-retail-ecommerce-tech (дата обращения: 27.12.2024).
- Tinkoff eCommerce. — Текст: электронный // Информационно-аналитический портал о ритейле: [сайт]. — URL: https://okoloretail.com/wp-content/uploads/2023/07/tinkoff_ecommerce_sellers_on_marketplaces_russia_2023_25_pgs-1.pdf (дата обращения: 30.12.2024).