Танцевальное искусство, являясь важной частью культурного наследия человечества, представляет собой уникальное сочетание движения, музыки и визуального восприятия. Однако, как и любое другое творческое выражение, танец подвержен правовым аспектам, особенно в контексте авторского права. Эта статья исследует, как авторское право применяется к танцевальному искусству, какие проблемы возникают в этой области и как они могут быть решены.
Ключевые слова: культурное наследие, танцевальное искусство, авторское право, лицензирование, коммерческое использование.
Dance art, being an important part of the cultural heritage of mankind, is a unique combination of movement, music and visual perception. However, like any other creative expression, dance is subject to legal aspects, especially in the context of copyright. This article explores how copyright applies to dance art, what problems arise in this area and how they can be solved.
Keywords: cultural heritage, dance art, copyright, licensing, commercial use.
Авторское право — это юридическая защита оригинальных произведений, предоставляющая авторам исключительные права на использование своих творений. Оно охватывает широкий спектр творческих работ, включая литературные, музыкальные, художественные и хореографические произведения. Основная цель авторского права — обеспечить авторам возможность контролировать использование их работ и получать вознаграждение за это. В России авторские права на танцы регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), в частности, его частями, касающимися авторского права и смежных прав. Согласно статье 1259 ГК РФ, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, включая хореографические произведения. Это означает, что хореография, как творческое выражение, подлежит защите авторским правом [1].
Для того чтобы хореографическое произведение подпадало под защиту авторского права, оно должно соответствовать следующим критериям:
— Оригинальность: Произведение должно быть оригинальным, то есть созданным автором самостоятельно и не копирующим чужие работы.
— Фиксация: Авторское право защищает произведения, которые зафиксированы в какой-либо материальной форме (например, написаны на бумаге, записаны на видео и т. д.). Это означает, что простые идеи или движения не подлежат защите, если они не выражены в уникальной форме.
Автор хореографического произведения получает ряд исключительных прав, включая: право на воспроизведение: автор имеет право контролировать воспроизведение своей хореографии; право на распространение: автор может решать, как и где его произведение будет распространяться (например, через лицензирование); право на публичное исполнение: хореограф имеет право разрешать или запрещать публичные выступления своей работы; право на создание производных произведений: автор может разрешить или запретить создание новых работ на основе своей хореографии [4, c. 32].
Хотя авторское право возникает автоматически с момента создания произведения, регистрация хореографического произведения может предоставить дополнительные преимущества, такие как регистрация, которая служит официальным доказательством авторства и даты создания произведения. Зарегистрированные произведения могут легче защищаться в случае нарушения прав. Регистрация упрощает процесс лицензирования и коммерческого использования хореографии.
В современном мире, особенно с развитием цифровых технологий и социальных сетей, хореографы сталкиваются с проблемами нарушения своих прав, такие как: копирование без разрешения, проблемы с идентификацией авторов — в некоторых случаях трудно установить, кто является настоящим автором хореографии, особенно если она создается коллективно.
Охрана хореографических произведений как объектов авторского права является важным аспектом поддержки творческой деятельности хореографов и исполнителей. Эффективная защита прав авторов требует, как правового регулирования, так и осведомленности о возможностях защиты своих произведений. В условиях быстро меняющегося мира важно развивать механизмы защиты, которые будут учитывать специфику танцевального искусства и современные технологии.
Существует несколько примеров известных танцевальных произведений и аспектов их правовой защиты:
«Свадебка» — хореография Рудольфа Нуреева. Это знаменитое произведение, созданное в 1965 году, представляет собой адаптацию классического балета и включает в себя элементы народного танца. Нуреев, как автор хореографии, имел исключительные права на воспроизведение и исполнение своего произведения. После его смерти права на хореографию были переданы его наследникам или организациям, управляющим его наследием.
«Ромео и Джульетта» — хореография Прокофьева. Этот балет был создан в 1935 году и стал классикой мирового репертуара. Хореография была адаптирована многими известными хореографами, включая Джона Кранко и Кениджера. Хореографы, адаптирующие это произведение, должны были получить разрешение от обладателей авторских прав на оригинальную хореографию и музыку. Это подчеркивает важность лицензирования и соблюдения прав на производные произведения [3, c. 452].
Согласно статье 1281 ГК РФ, срок действия авторских прав составляет 70 лет после смерти автора. В случае совместного авторства срок считается от смерти последнего из авторов. Авторы могут передавать свои права другим лицам путем лицензирования или договора. Важно учитывать, что передача прав должна быть оформлена письменно.
Лицензирование танцевальных произведений в России — это процесс, который позволяет авторам или правообладателям предоставлять права на использование своих хореографических произведений другим лицам.
Существует несколько типов лицензий, которые могут быть предоставлены:
— Исключительная лицензия: Правообладатель передает все права на использование произведения конкретному лицу или организации. В этом случае правообладатель теряет возможность самостоятельно использовать свое произведение в рамках переданных прав.
— Неисключительная лицензия: Правообладатель сохраняет за собой право использовать произведение и может предоставить аналогичные права другим лицам.
— Лицензия с ограничениями: Лицензия может включать условия, такие как территориальные ограничения, срок действия или специфические способы использования. Лицензионный договор должен содержать следующие ключевые элементы: стороны договора, описание произведения, объем прав, срок действия, вознаграждение, условия расторжения.
Хотя регистрация лицензионного договора не является обязательной, она может быть полезной для подтверждения прав и защиты интересов сторон. Регистрация может осуществляться в Российском авторском обществе (РАО) или других организациях по коллективному управлению правами. После подписания договора обе стороны обязаны исполнять его условия. Лицензиат должен использовать произведение в соответствии с оговоренными условиями, а правообладатель — обеспечить возможность использования произведения. Правообладатель имеет право контролировать использование своего произведения и следить за соблюдением условий лицензии. В случае нарушения условий договора он может требовать компенсации или прекращения использования [2, с. 25].
Договоры между хореографами и исполнителями играют ключевую роль в определении прав и обязанностей сторон. Прозрачность и четкость условий договора помогают избежать споров и недоразумений.
Существуют профессиональные ассоциации и общества, которые занимаются защитой авторских прав и играют важную роль в сфере хореографии, обеспечивая защиту интересов авторов и правообладателей, а также способствуя развитию танцевального искусства. В России к числу таких относится — Российское авторское общество (РАО), обеспечивают правовую защиту хореографических произведений. Они помогают авторам зарегистрировать свои права, что позволяет им защищать свои интересы в случае нарушения.
Профессиональные организации предоставляют авторам и хореографам консультации по вопросам авторского права, лицензирования и других юридических аспектов. Это особенно важно для новых авторов, которые могут не знать своих прав и обязанностей. Ассоциации занимаются сбором роялти за использование хореографических произведений (например, за публичные выступления, трансляции и т. д.) и их распределением между правообладателями. Это позволяет авторам получать вознаграждение за свою работу. Помимо этого, они могут выступать в качестве представителя интересов хореографов и танцоров перед государственными органами, отстаивая законодательные инициативы, которые способствуют защите авторских прав и развитию танцевального искусства. Ассоциации занимаются мониторингом использования хореографических произведений и выявлением случаев нарушения авторских прав. В случае необходимости они могут принимать меры для защиты интересов своих членов.
Таким образом, авторское право в танцевальном искусстве представляет собой сложную и многогранную область, требующую внимательного изучения и анализа. Защита хореографических произведений, лицензирование и права исполнителей — все это важные аспекты, которые необходимо учитывать для обеспечения справедливого вознаграждения создателям танцевального искусства. В условиях глобализации и цифровизации важно развивать правовые механизмы, которые смогут эффективно защищать права авторов и исполнителей.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 22.07.2024) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
- Барышникова К. А. Интеллектуальные права на объекты хореографического искусства. / К. А. Барышникова. — М.: Юрайт, 2024. — 132 с.
- Ковалевская Е. В. Хореография как творческое произведение: аспекты и особенности защиты авторского права // Вестник науки.рф. 2023. — № 12 (69). — С. 451–455.
- Позднякова Е. А. Авторское право / Е. А. Позднякова. — М.: Юрайт, 2023. — 257 с.