Определяются основные теоретические подходы и положения о значении и роли жизнестойкости в переживании утраты в позднем юношеском возрасте.
Ключевые слова: жизнестойкость, утрата в позднем юношеском возрасте.
Современный человек на своем жизненном пути переживает самые разные жизненные события, отдельные из которых складываются в субъективный опыт переживания потери и утраты, что является естественным жизненным опытом переживания смерти или расставания с близкими и значимыми людьми. Мы видим сильные риски и социальные факты чрезмерного роста внутренней напряженности в уязвимые периоды становления личности, один из которых связан с периодом поздней юности, является временем профессиональных и личностных эспектаций, и зачастую первого опыта переживания утраты.
Первые утраты и ненормативные кризисные переживания у представителей юношеского возраста из-за недостаточного жизненного опыта в силу начала жизни, личностной неустойчивости и субъективной оценки значимости объекта утраты, может привести не только к снижению удовлетворенности жизни и психологическому благополучию, но и нарушениям психологического здоровья молодых людей 18–23 летнего возраста.
Для нас будет важно ответить на следующие вопросы: «Как именно в позитивном и негативном контекстах влияет на переживание утраты жизнестойкость личности позднего юношеского возраста? Каковы ресурсы переживания в юношеском возрасте на этапе восстановления при переживании утраты?»
Цель исследования: определить роль жизнестойкости в переживании утраты личности позднего юношеского возраста.
Э. Ф. Зеер в своем теоретическом исследовании проблемы жизнестойкости и жизнеспособности личности, определил содержание жизнестойкости как качества человека, которое обнаруживается в трудных ситуациях, требующих мобилизации жизненных сил, личностных ресурсов для преодоления неблагоприятных обстоятельств жизни: «жизнестойкость — интегративная способность сохранения человеком своей целостности и индивидуальности, обеспечивающее динамическое удержание жизни в постоянном спряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения» [2, с. 70].
Рассматривая роль жизнестойкости при совладании со стрессогенными ситуациями, в том числе утратой, Р. В. Овчарова полагает, что «жизнестойкость составляет ядро системы, которая смягчает последствия трудных жизненных обстоятельств и помогает сохранить здоровье» [5, с. 59]; «Жизнестойкость — единство установок на вовлеченность, влияние и вызов». [5, с. 61].
Далее Р. В. Овчарова объясняет психологический механизм положительного влияния жизнестойкости, который заключается в переориентации сознания, осмыслении причин и путей активного преодоления: «переориентация действий связана с реализацией плана, который позволяет включить стрессогенные обстоятельства в более общий жизненный контекст» [5, с. 61].
Анализируя в психологических исследованиях особенности переживания утраты в юношеском возрасте, можно отметить недостаточное число как теоретических, так и эмпирических исследований содержания этого человеческого опыта. В большей части исследований авторов можно найти эмпирические результаты, посвященные детству и периодам взрослости, проявлениям жизнестойкости в стрессовых и трудных жизненных ситуациях.
М. А. Одинцова, Д. В. Лубовский, Е. И. Кузьмина исследовали психологические ресурсы личности при переживании разных жизненных ситуаций как вызовы. Были выявлены семь вызовов разной степени сложности, а глобальный вызов в ситуации утраты рассматривается исследователями как жизненная ситуация высокой сложности [6]. Психологическими ресурсами в этой ситуации являются жизнестойкость, эмоциональные переживания, самоактивация и стили совладания [6].
А. А. Василенко, Е. Н. Ткач, Т. Н. Павлий утверждают о том, что именно в юношеском возрасте расставание и разрыв отношений по своему воздействию идентичны смерти близкого человека, воспринимаются и переживаются как «не переживаемая утрата». Ученые исследовали феноменологические особенности, субъективное переживание утраты расставания при юношеской любви. А. А. Василенко, Е. Н. Ткач, Т. Н. Павлий сделали вывод о том, что психологические ресурсы совладающего продуктивного переживания расставания связаны с автономностью психологического пространства личности, которое выступает ограждающим фактором усугубляющих переживание одиночества и фрустрации потребности в любви и принятии, причиненными партнером [1].
Опираясь на положении о переживании Л. С. Выготского и Ф. Е. Василюка, научная группа А. А. Василенко с соавторами характеризует психологический механизм переживания утраты следующим образом. Он состоит в том, что «если внешние действия личности не могут изменить положение, в котором она оказалась, то наступает внутренняя работа переживания по обретению нового смысла — этап переоценки ценностей, перестраивание стратегии поведения» [1, с. 98].
Эту динамику М. Ш. Магомед-Эминов называл «посттравматическим ростом личности», вслед за зарубежными исследователями Р. Тедеши и Л. Калхоуном [4]. Анализируя показатели личностного посттравматического роста, можно заметить их связь с понятием жизнестойкости. Например, признак посттравматического роста «сила личности» по содержанию сопряжен с показателем контроля жизнестойкости, а шкалы «духовные изменения» и «повышение ценности жизни» связаны как изменения личности с вовлеченностью жизнестойкости.
Экзистенциальное значение юношеского опыта переживания утраты и вклад в отношение личности к этому событию, по мнению А. А. Василенко, Е. Н. Ткач, Т. Н. Павлий, оказывают колоссальное влияние на становление личности юношеского возраста, и всю дальнейшую жизнь личности. По их мнению, это связано психоаналитической природой и актуализацией собственного переживания и детско-родительского опыта отношений в виде «страха расставания с партнером» [1, с. 100]. Поэтому, переживая утрату в юношеском возрасте впервые, личность болезненным образом избавляется и от этих ранних детских схем.
О. В. Кобзева и М. Н. Шагалина рассматривают феномен жизнестойкости как базовый показатель адаптации в юношеском возрасте, и в первую очередь — в неблагоприятных для личности ситуациях. Авторы отмечают предрасположенность к страданиям и болезненность переживаний, состоящих в том, что чувство отверженности значительно доминирует у юношества, что может усиливать глубину и негативную сторону переживаний утраты, сложности в контроле аффективно-эмоциональных проявлений. Трудности этого возраста авторы видят и в том, что личностная идентичность носит не до конца зрелый и сформированный характер, и это не дает возможности юношеству опираться на самого себя [3, с. 48].
Таким образом, были проанализированы имеющиеся подходы теоретического и эмпирического характера к анализу взаимосвязей жизнестойкости и переживания утраты в юношеском возрасте. Можно отметить недостаточное число как теоретических, так и эмпирических исследований содержания этого жизненного опыта у личности позднего юношеского возраста.
Литература:
- Василенко, А. А. Субъективное переживание утраты при расставании в юношеском возрасте / А. А. Василенко, Е. Н. Ткач, Т. Н. Павлий // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов, Хабаровск, 22–25 ноября 2016 года / под ред. Е. Н. Ткач. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. — С. 97–103.
- Зеер, Э. Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека / Э. Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 8. — С. 69–76.
- Кобзева, О. В. Жизнестойкость как индикатор адаптации в юношеском возрасте / О. В. Кобзева, М. Н. Шагалина // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: В двух томах, Санкт-Петербург, 12–25 апреля 2018 года / Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Том 2. — Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2018. — С. 48–53.
- Магомед-Эминов, М. Ш. Феномен посттравматического роста/ М. Ш. Магомед-Эминов // Вестник ТГУ. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-posttravmaticheskogo-rosta (дата обращения: 15.09.2024).
- Овчарова, Р. В. Методология исследования жизнестойкости личности /Р. В. Овчарова // Вестник Курганского государственного университета. — 2019. — № 2 (53). — С. 59–65.
- Одинцова, М. А. Психологические ресурсы личности при проживании жизненных ситуаций разной степени неопределенности / М. А. Одинцова, Д. В. Лубовский, Е. И. Кузьмина // Социальная психология и общество. — 2023. — Т. 14, № 4. — С. 156–177. — DOI 10.17759/sps.2023140410.