Использование оптимального проектирования и аддитивных технологий для снижения массы рамной конструкции малых космических аппаратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №1 (552) январь 2025 г.

Дата публикации: 05.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Чжэн, Фэнхай. Использование оптимального проектирования и аддитивных технологий для снижения массы рамной конструкции малых космических аппаратов / Фэнхай Чжэн. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 1 (552). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/archive/552/121433/ (дата обращения: 22.02.2025).



Ключевые слова: малые космические аппараты, оптимальное проектирование, аддитивные технологии, топологическая оптимизация.

Введение

В последние годы интерес к исследованию космоса значительно возрос, что способствовало стремительному развитию космических технологий и участию в этой сфере всё большего числа стран и компаний. Тем не менее, запуск полезной нагрузки в космос остается дорогостоящей задачей. Согласно данным, представленным в открытом отчете NASA и коммерческим предложениям SpaceX, стоимость вывода одного килограмма груза на низкую околоземную орбиту составляет от 10 000 до 20 000 долларов [2, 3]. Это обстоятельство делает уменьшение массы запускаемых объектов одной из приоритетных задач проектирования.

Малые космические аппараты (например, CubeSat), благодаря своей легкой конструкции, низкой стоимости и высокой гибкости выполнения задач, становятся новой тенденцией в космической индустрии [4]. Однако традиционные методы производства, обусловленные сложностью механической обработки и сборки, ограничивают гибкость проектирования, повышают сложность изготовления и увеличивают затраты. В сравнении с этим, использование методов оптимального проектирования в сочетании с аддитивными технологиями открывает новые перспективы для снижения массы конструкций рам малых космических аппаратов [5].

Цели исследования и инновационный подход

Целью данного исследования является использование методов оптимального проектирования и аддитивных технологий для максимального снижения массы рамной конструкции малых космических аппаратов, повышения коэффициента полезной нагрузки и снижения стоимости запуска. В рамках исследования предложен подход, объединяющий топологическую оптимизацию и селективное использование аддитивных технологий для облегчения конструкций. Основные инновации исследования включают:

  1. применение топологической оптимизации на этапе предварительного проектирования для рационального распределения материалов;
  2. использование аддитивной технологии печати с непрерывным волокном, позволяющей эффективно производить сложные формы.

Методы исследования

  1. Реализация оптимального проектирования

Оптимальное проектирование направлено на рациональное распределение материалов, обеспечивающее снижение массы при сохранении заданных эксплуатационных характеристик. В данном исследовании использовался модуль топологической оптимизации программного обеспечения Ansys (Topology Optimization) [6]. Основные этапы процесса следующие:

Задание ограничений: Определение механических ограничений, таких как максимальное напряжение, минимальная жесткость и допустимые перемещения, на основе эксплуатационных нагрузок.

Оптимизация распределения материалов: Удаление областей детали, не участвующих в несении нагрузки, с помощью топологической оптимизации, что позволяет сохранить только необходимые материалы.

Итеративная оптимизация: Проведение многократных итераций для достижения оптимальной формы конструкции, удовлетворяющей требованиям по прочности и жесткости.

  1. Применение аддитивных технологий

Аддитивные технологии обладают высокой гибкостью, позволяя изготавливать детали сложных форм. В данном исследовании использовалась аддитивная технология печати с использованием непрерывного волокна [7]. Основные этапы процесса включают:

Настройка параметров печати: Определение траекторий печати, зон укладки, количества слоев и подачи материала на основе оптимизированной формы конструкции.

Мониторинг процесса печати: Контроль температуры, текучести материала и других параметров в реальном времени для обеспечения качества печати.

Финальная сборка и тестирование: Высокоточная сборка конструкции после печати и проведение механических испытаний для проверки надежности.

В результате топологической оптимизации, проведенной с использованием программного обеспечения Ansys, общая масса рамной конструкции малого космического аппарата была уменьшена на 30 % по сравнению с исходным проектом. Оптимизированная конструкция обеспечивает равномерное распределение напряжений и удовлетворяет требованиям механической прочности. Проведенные испытания подтвердили стабильность конструкции при воздействии экстремальных температур и механических нагрузок.

Применение технологии печати с использованием непрерывного волокна позволило значительно снизить потери материалов, повысив коэффициент их использования до 90 %. По сравнению с традиционными методами механической обработки, время производства сократилось примерно на 40 %, а затраты на изготовление уменьшились на 25 %.

Заключение и перспективы

Сочетание топологической оптимизации и аддитивных технологий позволило значительно снизить массу рамной конструкции малого космического аппарата, повысить коэффициент полезной нагрузки и снизить затраты на запуск, обеспечив при этом надежность и прочность конструкции. Полученные результаты подтверждают высокий потенциал предложенного подхода для применения в инженерной практике.

В будущем исследования могут быть направлены на улучшение характеристик материалов, используемых в аддитивных технологиях, а также на разработку более сложных конструкций. Интеграция решений в области управления тепловыми режимами и разработки многофункциональных структур создаст дополнительные возможности для применения малых космических аппаратов, способствуя дальнейшему развитию космических технологий.

Литература:

  1. Канадский проект Cubesat — Canada.ca. — URL: https://www.asc-csa.gc.ca/eng/satellites/cubesat/ (дата обращения: 31.12.2024).
  2. Отдел анализа затрат НАСА, 2020.
  3. Руководство пользователя SpaceX Falcon 9, 2023.
  4. Каширин, А. В. Анализ современного состояния рынка наноспутников как подрывной инновации и возможностей его развития в России / А. В. Каширин, И. И. Глебанова. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. — 2016 — № 7 (111). — С. 855–867.
  5. Н. Го и М. К. Леу / Аддитивное производство: технология, применение ипотребности в исследованиях // фронт. Mex Eng., Vol. 8, 3, с. 215–243, 2013.
  6. Liu, X. и Wang, Y. / Оптимизация в аэрокосмической технике:// обзор. Aerospace Science and Technology, 128, 2022г.
  7. Gao, C. и Zhao, J./ Аддитивное производство для структур CubeSat. // Journal of Materials Processing Technology, 296, 2021г.
  8. ANSYS Inc./ Руководство пользователя по оптимизации топологии ANSYS.2023г.
Основные термины (генерируются автоматически): топологическая оптимизация, оптимальное проектирование, непрерывное волокно, полезная нагрузка, аддитивная технология печати, малый космический аппарат, механическая обработка, основной этап процесса, программное обеспечение, рамная конструкция.


Похожие статьи

Применение вычислительного дизайна при разработке рационального очертания пространственной стержневой конструкции

В статье авторы рассматривают моделирование пространственной стержневой системы с помощью методов вычислительного дизайна. Исследуют применимость алгоритмического проектирования в задачах моделирования однослойных стержневых оболочек с треугольным де...

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего сгорания с использованием систем трехмерного моделирования

Повышение эффективности размещения элементов БИС на основе алгоритмов машинного обучения

В данной статье рассматривается целесообразность применения возможностей современного искусственного интеллекта в сфере проектирования микросхем, представлен метод размещения элементов БИС с использованием глубокого обучения с подкреплением на графов...

Применение методов исследований и испытаний традиционных транспортных средств для испытаний модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с применением традиционной методики испытаний к транспортным средствам модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной достоверности испытаний...

Алгоритм подбора энергоэффективного решения в информационной параметрической модели

Применение генетического алгоритма оптимизации при компенсации реактивной мощности

В статье рассмотрены применения эволюционных алгоритмов оптимизации при размещении компенсирующих устройств в электроэнергетических системах, а также приведен сравнительный анализ классических методов и эволюционных алгоритмов.

Повышение эффективности использования программ трехмерного моделирования в проектировании

В статье приводится анализ эффективности использования программ трехмерного моделирования при эскизном проектировании объектов архитектуры, выявляется ее зависимость от степени сложности 3D-модели.

Разработка инструментов для исследования уравновешенности двигателя внутреннего сгорания с использованием системы трехмерного моделирования

Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера

В настоящее время разработка методов и алгоритмов ручного и автоматического управления БПЛА является интенсивно развивающимся направлением научных исследований в военной, гражданской и космической области. При использовании мультикоптеров одна из сам...

Похожие статьи

Применение вычислительного дизайна при разработке рационального очертания пространственной стержневой конструкции

В статье авторы рассматривают моделирование пространственной стержневой системы с помощью методов вычислительного дизайна. Исследуют применимость алгоритмического проектирования в задачах моделирования однослойных стержневых оболочек с треугольным де...

Методы оптимизации дальности полета летательного аппарата

В статье сформулирована задача оптимизации дальности полета летательного аппарата, рассмотрены классы методов оптимизации и выбраны пригодные для решения поставленной задачи. Рассмотрены алгоритмы выбранных методов.

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего сгорания с использованием систем трехмерного моделирования

Повышение эффективности размещения элементов БИС на основе алгоритмов машинного обучения

В данной статье рассматривается целесообразность применения возможностей современного искусственного интеллекта в сфере проектирования микросхем, представлен метод размещения элементов БИС с использованием глубокого обучения с подкреплением на графов...

Применение методов исследований и испытаний традиционных транспортных средств для испытаний модульных транспортных средств

В статье рассмотрены вопросы, связанные с применением традиционной методики испытаний к транспортным средствам модульной конструкции, ее задачами. Выявлены проблемы в данной области и найдены условия для достижения достаточной достоверности испытаний...

Алгоритм подбора энергоэффективного решения в информационной параметрической модели

Применение генетического алгоритма оптимизации при компенсации реактивной мощности

В статье рассмотрены применения эволюционных алгоритмов оптимизации при размещении компенсирующих устройств в электроэнергетических системах, а также приведен сравнительный анализ классических методов и эволюционных алгоритмов.

Повышение эффективности использования программ трехмерного моделирования в проектировании

В статье приводится анализ эффективности использования программ трехмерного моделирования при эскизном проектировании объектов архитектуры, выявляется ее зависимость от степени сложности 3D-модели.

Разработка инструментов для исследования уравновешенности двигателя внутреннего сгорания с использованием системы трехмерного моделирования

Разработка математической модели управления посадкой мультикоптера

В настоящее время разработка методов и алгоритмов ручного и автоматического управления БПЛА является интенсивно развивающимся направлением научных исследований в военной, гражданской и космической области. При использовании мультикоптеров одна из сам...

Задать вопрос