«Волшебный квадрат» на уроках биологии в инклюзивных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 08.01.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Слобожанинова, Е. А. «Волшебный квадрат» на уроках биологии в инклюзивных классах / Е. А. Слобожанинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/553/120651/ (дата обращения: 18.01.2025).



Статья транслирует опыт организацииобучения детей биологии в инклюзивных классах.

Ключевые слова: ребенок, инклюзивное образование, обучение.

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат…

В. Сухомлинский

Не секрет, что в образовательных организациях все чаще и в большем количестве родителям (законным представителям) рекомендуют обратиться к специалистам ПМПК по поводу неуспешного обучения их детей и за рекомендациями по определению их дальнейшего маршрута обучения. Это во многом облегчает дальнейшую траекторию развития данной категории обучающихся, но для учителей довольно остро стоит проблема отсутствия необходимой подготовки к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include —заключаю, включаю) или включенное образование — термин, который используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах [1].

Инклюзивное образование — это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом нам необходимо учитывать их особые образовательные потребности. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей —обеспечивается равное отношение ко всем детям [2].

Перед нами встала задача, каким образом можно организовать работу со всеми обучающимися класса, не выделяя детей (мотивированных, слабоуспевающих, детей с особыми образовательными потребностями). Хочу поделиться с вами своим приемом работы, который я назвала «Волшебный квадрат». Разделить квадрат можно на любое количество секторов, вопросы могут быть составлены по любой теме или разделу. Важно, чтобы вопросы были такими, чтобы на него мог ответить любой ребенок. Ответы могут быть различными, от краткого до развёрнутого. Сектор квадрата открывает ребенок и называет для кого, ответивший ученик выбирает следующего отвечающего и сектор.

Данный прием расширяет личностные возможности всех детей, помогает развить гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам и что очень важно, усваивать программный материал. Также данный приём можно применять на любом типе урока и практически на любом этапе урока. Делюсь с вами набором вопросов для «Волшебного квадрата».

5 класс

  1. Среда обитания — это….
  2. Назовите среды обитания
  3. Назовите увеличительные приборы
  4. Значение животных в природе
  5. Эксперимент — это…
  6. Значение растений в природе
  7. Наблюдение — это….
  8. Биология — это….
  9. Дыхание — это….

6 класс

  1. Ботаника — это….
  2. Внутренняя среда клетки — …….
  3. Почему растения зеленые?
  4. Какие органы есть у растений?
  5. Орган — это...
  6. Рост — это…
  7. Семя — это…
  8. Клетка- это…
  9. Ткань — это…

7 класс

  1. Вид — это….
  2. Чем отличаются виды друг от друга?
  3. Назовите царства живой природы
  4. Есть ли у водорослей хлорофилл?
  5. Зигота — это…
  6. Какие бывают водоросли?
  7. Как можно использовать водоросли?
  8. Как размножаются водоросли?
  9. Клетки, имеющие ядро — это….

8 класс

  1. Ткань — это….
  2. Паразит — это…
  3. Приведите пример паразитического организма
  4. Значение животных для человека
  5. Хищник — это….
  6. Рост и развитие — это…
  7. Способы передвижения у животных
  8. Как могут дышать животные?
  9. Назовите системы органов у животных

9 класс

  1. Орган — это…
  2. Назовите системы органов человека
  3. Назовите виды тканей у человека
  4. Что составляет опору тела человека?
  5. Рефлекс — это….
  6. Наследственность — это….
  7. Какие вещества входят в состав клетки человека?
  8. Какая структура воспринимает раздражение?
  9. Чем человек отличается от млекопитающих?

Волшебный квадрат

Рис. 1. Волшебный квадрат

Первоначально этот прием вызывает большие затруднения, поэтому для выработки данного навыка подобраны самые легкие вопросы.

В дальнейшем, хорошо освоив данный прием, ребенок научится в совершенстве им пользоваться, что поможет ему лучше понимать прочитанное и отвечать на вопросы. Это наилучший прием структурирования прочитанного текста и подготовки к пересказу для школьников инклюзивных классов.

Литература:

  1. Нарзулаев С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы / С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова, Л. А. Шуклова. — (Коррекционная педагогика, социальная психология) // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 4. -С. 242–248.
  2. Сманцер А. П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода / А. П.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, инклюзивное образование, класс, значение животных, среда обитания.


Похожие статьи

Задать вопрос