Песочная арт-терапия и техника рисования Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паргунькина, А. В. Песочная арт-терапия и техника рисования Sand-Art в работе с детьми дошкольного возраста / А. В. Паргунькина, М. Н. Новикова, О. Н. Тайгачкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121324/ (дата обращения: 19.01.2025).



В статье рассматривается инновационная практика использования песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста и её положительное влияние на психологическое здоровье. Анализируется отличие песочной терапии от других форм терапии, а также применение техник песочной терапии в арт-терапевтическом процессе.

Ключевые слова: песочная арт-терапия, инновация, развитие, здоровье, рисование.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью всесторонних и масштабных изменений. В современных условиях образование должно идти в соответствии с общественными переменами, придавать импульс инновационным процессам. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение обучения в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и сверстниками.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями, предъявляемыми к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, выделяется отдельная образовательная область «Познание». Она направлена на следующие цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальный рост детей. Данная образовательная область, как и любая другая область, предполагает: обязательное психолого-педагогическое сопровождение; обновление содержания образования дошкольников; интеграция с другими образовательными областями; внедрение современных программ и технологий; использование технологий психолого-педагогической поддержки и т. д.

Современные условия дали толчок к поиску инновационных, не раскрытых ранее, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка. Растить детей здоровыми и развитыми — задача каждого дошкольного учреждения. Для осуществления оздоровительных и коррекционных мероприятий, в нашем детском саду внедрили в практику метод арт-терапии, одно из современных направлений в оздоровлении всех участников образовательного процесса.

К сожалению, в нашем детском саду все чаще встречаются тревожные и агрессивные дети. Тревожность определяется как отрицательное переживание, беспокойство и ожидание неблагополучия. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, мнительностью, впечатлительностью. В основе появления агрессивных реакций у дошкольников лежит целый комплекс аффективных личностно-значимых переживаний. Это могут быть переживания, связанные с неудовлетворением базовых потребностей ребенка, связанные с обидой, ущемленным самолюбием. Агрессивные, тревожные дети приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе.

Арт- терапия в детском саду — это путь к психологическому здоровью ребенка. Арт-терапия в состоянии взять на себя эту задачу психокоррекции. Арт- терапия помогает педагогу-психологу решить такие задачи, как: диагностические (получить отдельные сведения о развитии ребенка, его индивидуальных особенностях, выявить некоторые проблемы); коррекционные (успешно корректируется образ «Я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми); психотерапевтические (возникает ощущение психологического комфорта, радости, успеха); воспитательные (появляется способность сопереживать, устанавливаются доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми); развивающие (происходит личностный рост, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения). В последнее время специалисты обратили внимание на позитивный психологический эффект обучения рисованию песком.

Взаимодействие с песком — одно из самых популярных в мире направлений арт- терапии. Детям нравится все нестандартное. Они любят рисовать необычно, по-новому. Песочная игра — самый органичный, удобный и хорошо знакомый для любого ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения [5, c. 7].

Песочные игры универсальны. Они с успехом используются в работе психологов с детьми и с взрослыми. Это один из современных методов, который применяется в детской практике педагога-психолога. У искусства рисования песком Sand-art множество названий — песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand-art, шоу песчаных картин. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

Песочное искусство имеет отличия от традиционных форм обучения. Оно усиливает желание ребенка узнавать что-то новое; мощно развивает тактильную чувствительность: более гармонично и интенсивно развивает все познавательные процессы: совершенствует предметно-игровую деятельность. Песок способен «заземлять» отрицательную психологическую энергию. Создавая песчаные картины и сочиняя разные истории, мы предоставляем ребёнку знания и жизненный опыт в наиболее естественной для него форме. Рассказываем о явлениях и законах окружающего мира. [1, c. 28].

Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное быстро достигать желаемого результата. Горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо или море. Песочные игры развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику, они снимают мышечное напряжение. Помогают ребенку чувствовать себя защищенным. Развивают активность, расширяют жизненный опыт. Стабилизируют эмоциональные состояния. Позволяют ребенку соотносить игру с реальной жизнью. Преодолевают комплекс «плохого художника» [2, c. 5].

Развивают творческие действия. Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку. Способствуют расширению словарного запаса. Педагог-психолог во время работы с песком присоединяется к ребенку, выказывая искреннюю заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице [4, c. 49].

Техника рисования Sand-art дает возможность для развития индивидуальности, повышения самооценки; развития мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности; развития воображения, творческого и пространственного мышления; развития речи и подготовка руки к письму коррекции нарушений внимания и поведения; коррекции эмоциональных и невротических нарушений; развития психических процессов у детей и взрослых; мягкое плавное восстановление после травм у детей и взрослых (инсульты, сотрясения ГМ, коррекции постгипоксических расстройств и ММД); развития обоих полушарий ГМ, более гармоничного развития личности; снятия стресса и гармонизации внутреннего состояния; более глубокого понимания и принятия себя… Песочное рисование в сочетании с другими методами полезно применять при психологических проблемах поведения детей, эмоциональных, коммуникативных; семейных проблемах.

Помимо радости и восхищения, игры с песком помогают развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, которые необходимы для подготовки ребёнка к письму, все стороны речи, а также стабилизируют эмоциональное состояние детей. Они способствуют развитию произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребёнок получает первый опыт саморефлексии, учится понимать себя и других, что создаёт основу для дальнейшего формирования навыков позитивного общения и эмпатии. [3, c. 17].

Пять причин, чтобы научиться рисовать песком самому и обучить этому ребенка: простота: красота: пластичность: популярность: борьба со стрессом. Преимущества метода рисования песком перед другими формами арт-терапии: процесс прост и приятен. Рисование песком дает возможность трансформации. Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. Этот метод рисования песком дает нам возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я. Метод помогает войти в контакт со своими чувствами.

Работа с песком помогает вдохновиться, вернуть утерянную спонтанность, развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества, приобретается ценный опыт позитивных изменений. Методики рисования песком это рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, рисование щепотью, мизинцами, одновременное использование нескольких пальцев, рисование симметрично двумя руками, отсечение лишнего песка, насыпание из кулачков, рисование одним пальцем и т д.

Возможно использование разных материалов для рисования песком, таких как трафареты, использование карандаша для песка, массажного мячика, ситечка. Занимаясь рисованием на песке, малыш глубже знакомится со всеми человеческими чувствами через сказочные сюжеты, связанные с тем или иным чувством, он проигрывает их, прорисовывает, а значит — проживает.

Песочница представляет собой миниатюрную модель окружающего мира, место, где во внешнем мире могут происходить внутренние сражения и конфликты маленького человека. Выражая свои эмоции и наблюдая за своим внутренним миром со стороны, ребёнок легко находит решения для реальных жизненных ситуаций. Это происходит потому, что на каждом занятии ребёнок многократно создаёт рисунок из песка: стирает его, создаёт новый и так далее. Благодаря этому исчезает страх ошибок, неуверенность в себе и сомнения. Ребёнок получает опыт, что всё может измениться, закончиться, и на месте старого начнётся новое. Это означает, что не стоит бояться этой большой и незнакомой жизни, ведь ребёнок справится. Кроме того, сам материал — песок — обладает уникальным свойством: он гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей.

Ведь песок — это медитативный и расслабляющий материал: всего лишь час общения с ним стабилизирует эмоциональные и физические процессы. Рисование песком обеспечивает отличную релаксацию. Для дополнения рисунков мы используем речные камни, ракушки и разнообразные бросовые материалы. Картины выглядят ещё эффектнее при выключенном свете и включённой подсветке. Это зрелище завораживает, и даже застенчивые дети раскрепощаются и проявляют себя в творчестве. Благодаря рисованию песком я познакомилась с нетрадиционным направлением изобразительного искусства, осуществила коммуникативное взаимодействие детей друг с другом в творческой и поисковой деятельности, создала благоприятные социальные условия для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями и склонностями, а также научилась особенностям техники рисования песком.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2002. 400 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002. 224 с.
  3. Киселева М. В., Кулганов В. А. Арт-терапия в психологическом консультировании. СПб.: Речь, 2012. 64 с.
  4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006. 176 с.
  5. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, рисование песком, детский сад, песочная терапия, арт - терапия, дошкольный возраст, жизненный опыт, мелкая моторика, окружающий мир.


Ключевые слова

инновация, развитие, здоровье, рисование, песочная арт-терапия

Похожие статьи

Задать вопрос