Игровые технологии в процессе обучения младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 06.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Артемьева, О. И. Игровые технологии в процессе обучения младших школьников / О. И. Артемьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121453/ (дата обращения: 08.01.2025).

Препринт статьи



«Даже сложный интеллектуальный труд сможет увлечь ребенка, если он правильно «упакован» и содержит игровые элементы. Все, что освоено в игре, запоминается на долгие годы. Конструкторы, головоломки, игры — ходилки, счетные палочки, лото, домино, сортеры и многие другие подобранные по возрасту игры незаметно активизируют умственную деятельность, умение планировать, сопоставлять, познавать новое, закреплять и применять в дальнейшем полученные знания» — писал В. А. Сухомлинский

На современном этапе развития общества в целом и процесса обучения в частности, можно отметить снижение заинтересованности обучающихся в получении знаний, умений и навыков. Одной из причин данного процесса можно назвать присутствие гаджетов в нашей жизни, в жизни детей и подростков. Мы достаточно часто наблюдаем на переменах детей, увлеченно играющих в своих смартфонах, ничего не замечающих вокруг себя, и как тяжело им дается момент «разлуки» со своим гаджетом на время урока. Вот было бы здорово, если бы можно было играть и на уроках…

Использование игровых технологий популярно на этапе дошкольного образования, и это обосновано естественно тем, что ведущим видом деятельности детей-дошкольников является игровая деятельность. Но игровые технологии становятся все более популярными и среди учителей, и применимо к любому предмету, который изучают в школе.

Что же такое «игровая технология»? Под данным термином подразумевают совокупность разнообразных методов, средств и приемов, которые организуют педагогический процесс в форме педагогических игр. Такие игры способствуют созданию интерактивной и увлекательной обстановки, активному взаимодействию учеников с изучаемым материалом, развитию различных навыков, применению полученных ранее знаний на практике.

Отличительной особенностью педагогической игры является то, что она обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, к достижению которого стремится педагог, она характеризуется учебно-познавательной направленностью.

Согласно спектру целевых ориентиров, педагогические игры можно разделить на:

— дидактические, направленные на расширение кругозора, получению новых знаний, формированию определенных умений и навыков, развитию общих учебных навыков;

— воспитывающие, целью таких игр является воспитание самостоятельности, воли, нравственных и эстетических качеств учащихся, сотрудничества, взаимоуважения и т.д.

— развивающие игры, направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений слушать и слышать, сопоставлять, сравнивать, находчивости, фантазии, мотивации учебной деятельности.

— социализирующие игры, которые учат общению, адаптации к условиям социума, приобщению к нормам, принятым в данном социуме. Как писал Л. С. Выготский, «игра — это пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок»

Педагогическая игра — это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт каждого отдельного ученика. Помещая детей в такую ситуацию, в незнакомые, но интересные для них обстоятельства, мы развиваем новые качества каждой отдельной детской личности.

Педагогические игры выполняют разнообразные функции: развлекательные, коммуникативные, игротерапевтические, распознавательные, корректирующие, социализирующие.

Первостепенная цель игровой технологии в начальной школе мотивация младших школьников к обучению. В процессе урока с элементами игры формируется творческая личность учащихся, дети учатся систематизировать полученные знания, пользоваться ими в решении различных задач.

Также целью игры можно назвать укрепление психологического и физического здоровья детей. В игре дети учатся коммуникации в детском сообществе.

Игровые технологии в начальной школе — это форма обучения, которая позволяет сделать более увлекательными и интересными уроки по всем изучаемым предметам.

Среди игровых технологий, которые чаще всего используют в учебном процессе, можно выделить дидактические игровые технологии, когда в процессе игры ребёнок получает информацию, которой не владел раньше, а также развивающие игровые технологии направлены на выявление новых способностей у детей. На таких урока дети учатся рассуждать логически.

Репродуктивные игровые технологии позволяют закрепить полученные знания. Кроме этого, такие технологии позволяют выявить, где есть пробелы, что усвоено недостаточно хорошо.

Вся деятельность учителя, применяющего игровые технологии в своей работе, приобретает смысл, когда условия, заданные в каждой конкретной игре, максимально приближены к реальной жизни, к имеющемуся у детей практическому опыту. У детей должна быть возможность выбора, определенная свобода действий, но и ответственность за эти действия. Именно при соблюдении этих требований происходит достижение поставленных педагогом обучающих целей.

Таким образом, игровые технологии, педагогическая игра в частности, содержит в себе несколько обязательных составляющих: образы, игровые процессы, замена настоящих вещей, предметов условными, коммуникация между участниками и условный сюжет.

Важно понимать, что нельзя вводить игру в учебный процесс ради игры. Педагог должен осознавать цели применения данной технологии. Учитель должен четко понимать, оправдывает ли себя метод игры в конкретной учебной ситуации, на конкретном этапе изучения темы. Нельзя забывать о преобладающей учебно-познавательной направленности.

В нашей работе мы регулярно прибегаем к использованию игровых технологий. Например, это могут быть игры-упражнения «Составь/разгадай ребус/кроссворд». Наиболее эффективно применение таких игр-упражнений на уроках русского языка, изучение которого вызывает наибольшие затруднения у детей, они могут помочь, например, быстрее запомнить новые правила. Естественно, наиболее рационально использовать такие приемы в ситуации, когда у школьников уже имеется определенный багаж знаний.

На уроках окружающего мира весьма результативны игры — путешествия, например при ознакомлении с различными природными зонами и сообществами. Несомненно, применение таких приемов предполагает дополнительную подготовку не только для педагога, но и учащихся, они способствуют развитию фантазии детей и закреплению полученных знаний.

Также закрепить полученный материал помогут игры-соревнования. Класс делится на команды или группы, перед каждой ставятся конкретные задачи (найти и исправить допущенные ошибки, вставить пропущенные буквы или буквосочетания, вставить пропущенные знаки препинания и т. д.)

Большой интерес у детей вызывает разыгрывание сценок по изучаемому литературному произведению, что не только способствует развитию творческих способностей детей, но и более глубокому осмыслению произведения, а также любви к чтению в целом.

Игры-импровизации, например, на уроках литературного чтения, способствуют развитию творческой личности, которая способна нестандартно мыслить и рассуждать. Учитель может предложить ребятам придумать собственную сказку и даже сочинить стихотворение. Каждый ученик по очереди составляет предложение, строку. Каждое предложение (строка) должно быть продолжением предыдущего.

Также на уроках литературного чтения, при изучении раздела «Поэтическая тетрадь», проводя совместно с детьми анализ стихотворений различных авторов, применяется игра «Рассели в домики». Детям раздаются карточки с изображением «домиков», каждый из которых имеет свое название: «олицетворение», «эпитеты», «сравнения», «метафоры». Учащиеся вписывают в каждый «домик» соответствующие средства выразительности, которые автор использует в данном произведении. Отмечено, что применение игры «Рассели в домики», вызывает у детей интерес к анализу стихотворения, они учатся различать и искать в тексте различные тропы, что способствует формированию эстетического, языкового вкуса младших школьников, обогащает их речь.

Хорошие результаты показывает применение такого игрового приема, как «словесное рисование». На уроках русского языка, например, в процессе подготовки к написанию сочинения по картине или изложения, учащиеся играют в игру «Нарисуй словами». Дети воссоздают образ, картину, текст по вопросу учителя, к примеру «Какую картину ты представляешь себе, если закроешь глаза?». Суть такой работы состоит в том, чтобы акцентировать внимание детей, прежде всего на том, что является основным, самым ярким, важным, выразительным, на том, что автор стремился донести до нас. Далее, это помогает учащимся приступить к решению более сложных задач. Такой прием способствует формированию индивидуального стиля речи.

На уроках математики мы не только учим детей счету, но и развиваем их логическое мышление. Игровые технологии сделают такой урок более интересным для детей. Игра «Веселый поезд», например, поможет освоить детям состав чисел. Детям раздаются карточки с цифрами т 0 до 10, это «вагоны», в них должны «сесть пассажиры» с номерами с общей суммой 10 (3 и 7, 2 и 8 и т. д.).

Игра «Найди лишний предмет» учит отличать предметы, например, по форме, цвету, размеру. Дети определяют, какой предмет является лишним, а также обосновать свою точку зрения.

Любой урок математики можно разнообразить игровыми моментами, например, традиционное решение задач, можно провести в виде соревнований, поделив класс на команды. Члены команды, которая правильное решит большее количество задач, получат положительные оценки. Устный счет можно провести в виде блиц-опроса или блиц-турнира, где учащиеся в быстром темпе дают учителю ответы (назовите уменьшаемое, если вычитаемое 20, а разность 40, выразите 3000 кг в тоннах, 2 кг яблок стоят 60 рублей, сколько будут стоить 4 кг яблок и др.)

Формированию творческого мышления младших школьников способствуют игровые технологии с использованием приемов ТРИЗ. Игра «Хорошо-плохо» при изучении такого природного сообщества как лес, может быть использована при описании влияния человека на данное сообщество. Игра «ДА-НЕТ» очень нравится детям, задача учителя конкретизировать свой вопрос так, чтобы ответить можно было только двумя словами — да, или нет. Учитель может загадать конкретное число, дети задают вопросы, чтобы отгадать его (в дальнейшем, числа могут загадывать сами учащиеся). Игра «Один-много» поможет научить детей находить в одном предмете множество его составных частей.

Естественно, игровые технологии не должны замещать традиционные методы обучения, они должны быть дополнительным инструментом в процессе обучения. Умение комбинировать различные методики, технологии и подходы способствуют достижению наилучших результатов.

Игра помогает ребенку лучше и интереснее познавать учебный материал, способствует развитию памяти и мышления. Таким образом, использование игровых технологий — это верный путь к всестороннему развитию личности младшего школьника.

Игровые технологии являются эффективным средством развития познавательных процессов, активизируют познавательную деятельность учащихся. Они способствуют тренировки памяти, речевых умений, развивают внимание и познавательный интерес к изучаемым предметам. Важную роль игровые технологии играют в преодолении пассивности детей на уроках, повышают их работоспособность.

В работе современного учителя игровые технологии занимают важное место в образовательном и воспитательном процессах. Они не только способствуют воспитанию познавательных процессов и интересов, но и созданию положительного эмоционального поля. Ребенок естественно, без принуждения стремится к самостоятельности, самовыражению. Игры пробуждают творческое начало и творческое отношение е жизни каждого ученика. Немаловажна роль игр и в воспитании дисциплины, воли. Отмечено, что учащиеся стремятся четко выполнять задания, соблюдать правила игры, у них появляется желание быть быстрее, собраннее, находчивее.

Нельзя не сказать о роли игры в формировании дружного коллектива. Применение игровых технологий могут способствовать воспитанию взаимоуважения, готовности к взаимопомощи, развитию самостоятельности в проявлении себя, умения договариваться, приходить к согласию, выражению общего мнения, учат работать совместно.

Литература:

  1. Агапова, И. А. Литературные игры для детей / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Москва: Издательство Лада, 2017. — 192 с.
  2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. — Москва: Издательство Просвещение, 2005. — 144 с.
  3. Аристова, Л. П. Активность учения школьника / Л. П. Аристова. — Москва: Издательство Просвещение, 2019. — 139с.
  4. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. — Москва: Издательство Просвещение, 2017. — 208 с.
  5. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — Москва: Издательство Педагогика, 2017. — 256 с.
  6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. — Москва: Издательство Педагогика, 2003. — 236 с.
  7. Занков, Л. В. Развитие школьников в процессе обучения / Л. В. Занков. — Москва: Издательство Просвещение, 2017. — 152 с.
  8. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. учщ. и колледжей / И. П. Подласый. — Москва: ВЛАДОС, 2018. — С. 229.
  9. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — Москва: Новая школа, 2017. — С. 15.


Задать вопрос