Защита авторских прав в современной системе нормативных актов Российской Федерации не требует регистрации или специальных действий. Авторские права защищаются наравне с иными нематериальными ценностями. Сфера журналистики предполагает наличие первичных источников получения достоверных сведений. С целью извлечения выгоды от прав автора на создаваемые им произведения он может передавать и отчуждать такие права. В статье рассматривается механизм приобретения авторских прав на договорной основе.
Ключевые слова: договор, журналист, авторские права, СМИ, информация.
Copyright protection in the modern system of regulations of the Russian Federation does not require registration or special actions. Copyrights are protected on an equal basis with other intangible assets. The field of journalism presupposes the presence of primary sources for obtaining reliable information. In order to benefit from the author's rights to the works he creates, he can transfer and alienate such rights. The article discusses the mechanism for acquiring copyrights on a contractual basis.
Keywords: contract, journalist, copyright, media, information.
Под охрану авторских прав согласно нормам статей ГК РФ подпадают литературные, аудиовизуальные, фотографические произведения. Следовательно, в сфере СМИ авторские права распространяются на:
— статьи;
— видеоматериалы;
— фотографии;
— другие объекты, которые созданы непосредственно журналистами.
Урегулирование взаимоотношений между редакцией и автором, помимо трудовых договоров (для штатных сотрудников редакции), для так называемых внештатных сотрудников, осуществляется на основании следующих заключенных гражданско-правовых договоров [1].
Необходимо отметить, что непосредственно произведение, например, статья журналиста или очерк, в соответствии с ч. 4 ст. 129 ГК РФ не выступает объектом гражданского оборота. Автор произведения имеет совокупность различных (имущественных и неимущественных) прав, которые в целом, именуются авторскими. В гражданском обороте участвует само исключительное (имущественное) право на произведение.
Все договоры о распоряжении имущественными авторскими правами можно условно разделить на два вида:
- договоры об отчуждении (уступке) исключительных имущественных прав;
- договоры, по которым осуществляется предоставление лицензии (разрешения) на право использования произведения или лицензионные договоры.
В различных законодательных актах каждый вид этих договоров имеет несколько иное название, однако, это никаким образом не влияет на их суть.
В отношениях организации СМИ со штатными авторами предусмотрено заключение трудового, гражданско-правового договора, либо соглашения об информационном сотрудничестве (как смешанного договора в этой сфере).
Исследуя вопрос возникновения авторских прав на служебные произведения необходимо сначала разграничить особенности гражданско-правового и трудового регулирования договорных отношений организаций СМИ и штатных авторов. В юридической литературе, такой вопрос стал предметом анализа и дискуссии многих ученых [2].
Договором необходимо предусмотреть порядок распределения имущественных авторских прав на созданные журналистами произведения, принадлежность авторских прав на неоплаченное работодателем служебное произведение при досрочном расторжении трудового договора и т. д. Поэтому, на мой взгляд, самым оптимальным вариантом регулирования отношений организаций СМИ со штатными творческими работниками является заключение договора, который имел бы в основе трудовой договор с отдельными обязательными условиями гражданско-правового договора. Таким образом, это будет смешанный тип договора. Такая договорная конструкция будет сочетать условия осуществления трудовой деятельности, условия гражданско-правового характера об исключительных имущественных правах и способствовать эффективной регламентации осуществления и защиты исключительных имущественных прав.
Законодательно неурегулированным остается вопрос осуществления авторских прав на произведения, которые не являются непосредственной задачей журналиста, однако созданные им в период выполнения обязательств по трудовому договору, в частности, во время выполнения отдельного служебного задания. Вполне возможна ситуация, когда результат интеллектуальной деятельности работника будет составлять интерес для организации СМИ, однако, создание такого произведения будет выходить за рамки его непосредственных трудовых обязанностей. Например, журналист, в служебные обязанности которого входит подготовка текстовых материалов, выполнил фотографирование, редактор написал статью, и т. п.
В случае создания произведения по собственной инициативе все содержание субъективных авторских прав принадлежат автору. Вместе с тем, в правоприменительной практике часто, созданные таким образом объекты являются важными для организаций СМИ.
Общим требованием к форме договоров авторского заказа или авторских договоров — является простая письменная форма их заключения. В то же время законодатель указывает, что исключения из этого правила, то есть возможность заключения авторских договоров в устной форме, могут определяться законом. Обычно, такое исключение из общего правила можно объяснить необходимостью оперативного опубликования представленного материала и соблюдение графика выпуска продукции печатного средства массовой информации. Однако, следует отметить, что оперативность не всегда имеет место в деятельности СМИ. Так, когда издаются журналы и другие периодические издания, в которых публикуются научные исследования в области юриспруденции и т. д., оперативность не всегда является оправданной в деятельности таких организаций. Поэтому, законодатель предусматривает право выбора формы заключения договора авторского заказа в сфере периодических изданий субъектами договорных правоотношений [3].
В связи с тем, что большинство редакций СМИ размещают периодические издания на своем сайте, стоит отметить и об отдельных особенностях такого использования произведений. Во-первых, объем прав на использование произведений, которые нужны для размещения статьи на официальном сайте СМИ, отличается от объема прав, что издатель обычно получает для издания сочинений на бумажном носителе. В связи с этим издателю дополнительно необходимо получить право на воспроизведение произведения в цифровой форме на своем сайте и право доступа к произведениям с любого места и в любое время по собственному желанию. Во-вторых, по лицензионному договору издатель должен получать два вида лицензий: 1) на использование произведения на бумажном носителе издателю, как правило, предоставляется исключительная лицензия срок действия которой может быть ограниченным; 2) для использования произведения на сайте издательства издателю необходимо иметь неисключительную лицензию на срок действия авторских прав.
В зависимости от способа использования произведения организациями СМИ могут заключаться договоры как на использование уже готовых произведений, так и на создание новых. По этим договорам автор обязуется создать и передать заказчику произведение-объект авторского права.
Предметом авторского заказа могут быть любые авторские произведения, впрочем, чтобы в собственность заказчика не перешли все созданные в будущем произведения автора, в соглашении следует четко указать объем, вид, область применения и другие важные признаки произведения, являющиеся предметом заказа.
Особенностью договора авторского заказа является то, что со стороны исполнителя заказа субъектом договора может быть только автор. Поэтому в случае его смерти, действие договора заканчивается, а наследники автора не несут перед заказчиком никаких обязательств, независимо от того, успел автор завершить произведение или нет. Договор заказа является смешанным договором, поскольку можно сказать, что в нем содержатся элементы различных договоров: договора подряда и лицензионного договора. По такому договору обычно выплачивается два вида вознаграждения: за выполненную работу и за использование произведения.
Законодательство предусматривает, что за создание произведения и использование произведения автор имеет право на выплату вознаграждения. Стоит отметить, что авторское вознаграждение, выплачиваемое за создание произведения, входит в фонд оплаты труда, а авторское вознаграждение, выплачиваемое за использование произведения, — нет. Автор произведения может получить авторское вознаграждение (гонорар) за создание произведения в случаях создании произведения по договору заказа и при создании служебного произведения.
Авторское вознаграждение за использование произведения выплачивается: по лицензионному договору; по договору заказа; по трудовому договору.
По лицензионному договору авторское вознаграждение выплачивается: внештатным авторам; штатным работникам редакции СМИ; наследникам; физическим лицам-субъектам предпринимательской деятельности; юридическим лицам.
Таким образом, работодатель (организация СМИ) осуществляет оплату журналистам только за создание продукта интеллектуальной собственности. Использование таких произведений, публичное извещение, размещение на страницах газет, телевизионных программах, в рекламе, и получение за это прибыли потребует выплатить вознаграждения авторам за использование их произведений.
Таким образом, на основе легальных и доктринальных толкований вопросов выплаты вознаграждения за создание и использование авторских произведений, можно прийти к выводу, что вместе с заработной платой штатным журналистам (авторские имущественные права которых по условиям договора относятся организации СМИ), необходимо одновременно также выплачивать авторское вознаграждение, размер, порядок ее выплаты и вопрос включения в Фонд основной заработной платы которого, решается по договоренности сторон.
Литература:
- Слободян С. А. Об авторском праве в сфере фотожурналистики / С. А. Слободян // ИС. Авторское право и смежные права. 2020. № 1. С. 36.
- Защита гражданских прав: избранные аспекты: сборник статей / Ю. Н. Алферова, Ю. В. Байгушева, Ю. В. Виниченко [и др.]; отв. ред. М. А. Рожкова. М.: Статут, 2017. С. 291; Еременко В. И. О Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10: авторское право и смежные права /В. И. Еременко// ИС. Авторское право и смежные права. 2019. № 8. С. 5; Даниленков А. В. Юридические произведения как объекты авторского права /А. В. Даниленков// Нотариус. 2020. № 1. С. 18.
- Даниленков А. В. Юридические произведения как объекты авторского права /А. В. Даниленков// Нотариус. 2020. № 1. С. 23.