Цель статьи — определить влияние типа образовательного учреждения на особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.
В качестве экспертно-диагностического инструмента были выбраны методика диагностики мотивации учения у детей 5–7 лет Т. А. Нежновой, в модификации А. М. Прихожан, анкета по определению уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой, социометрия (Дж.Морено), методика «Несуществующее животное», математическая статистика по критерию-φ Фишера.
Ключевые слова: адаптация, младший школьный возраст, особенности мотивации к школьному обучению, условия обучения.
Keywords: adaptation, primary school age, features of motivation for schooling, learning conditions.
Цель исследования — выявить влияние типа образовательного учреждения на особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области гимназии № 1 имени Н. И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области и в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области основной общеобразовательной школе № 21 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.
В обследовании приняли участие 40 учащихся 1-х классов. Примерно равное количество мальчиков и девочек.
Методы исследования: входе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационный метод (сравнительный способ); эмпирический метод (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент); методы обработки научных результатов (качественный и количественный способы); метод интерпретаций (генетический способ).
— Методика диагностики мотивации учения у детей 5–7 лет Т. А. Нежновой, в модификации А. М. Прихожан;
— Анкета по определению уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой;
— Социометрия (Дж.Морено);
— Методика «Несуществующее животное»
— Математическая статистика по критерию-φ Фишера.
Сравнительный анализ особенностей адаптации первоклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
На первом этапе исследования приняли участие 40 первоклассников: 20 первоклассников гимназии № 1 г.Новокуйбышевска, 20 первоклассников общеобразовательной школы № 21 г.Новокуйбышевска. Данный этап предполагал изучение мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе и формирование равноценных по данному критерию групп. Мотивационная готовность к школе диагностировалась с помощью методики Т. А. Нежновой и методики Н. Г. Лускановой.
Полученные данные стартовой диагностики первоклассников по методикам Н. Г. Лускановой и Т. А. Нежновой сравнивались между собой по критерию-φ Фишера.
Сравнительный анализ результатов диагностики мотивационной готовности к школе первоклассников гимназии и общеобразовательной школы по критерию сформированности учебной мотивации проводился с помощью критерия Фишера (φ).
Таблица 1
Результаты диагностики мотивации учения первоклассников по методике Т. А. Нежновой (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φэмп |
значимость |
Учебная мотивация |
33335 %5 %35 |
30 % |
0,34 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Учебно-познавательный мотив |
55 % |
50 % |
0,32 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Позиционный мотив |
20 % |
25 % |
0,38 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Отметка |
25 % |
20 % |
0,38 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Дошкольная мотивация |
40 % |
45 % |
0,32 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Нет преобладания |
25 % |
25 % |
- |
незначимое φ эмп < φ кр |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Как видно из таблицы № 1, учебная мотивация сформирована у 30 % первоклассников средней общеобразовательной школы и 35 % первоклассников гимназии; у 45 % и 40 % детей соответственно ведущей является игровая мотивация с ориентацией на дошкольные виды деятельности.
Следует отметить, что учебно-познавательная мотивация в достаточной степени сформирована у 50 % первоклассников общеобразовательной школы и 55 % учащихся гимназии соответственно, позиционная мотивация — у 25 % первоклассников, обучающихся в школе и 20 % первоклассников, обучающихся в гимназии. Ориентация на отметку как учебная мотивация выражена у 20 % общеобразовательной школы и 25 % первоклассников гимназии.
Итак, у одной трети первоклассников гимназии и у одной трети первоклассников общеобразовательной школы в начале обучения в школе преобладает учебная мотивация по сравнению с игровой, дошкольной. При этом у практически половины первоклассников вне зависимости от типа образовательного учреждения дошкольная, игровая мотивация преобладает над учебной.
Таблица 2
Результаты диагностики школьной мотивации первоклассников по методике Н. Г. Лускановой (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φэмп |
значимость |
Высокий уровень |
35 % |
30 % |
0,34 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Средний уровень |
35 % |
30 % |
0,34 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Внешняя мотивация |
25 % |
25 % |
- |
незначимое φ эмп < φ кр |
Низкий уровень |
5 % |
10 % |
0,61 |
незначимое φ эмп < φ кр |
Негативное отношение к школе |
- |
5 % |
- |
- |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Как видно из таблицы 2, полученные результаты позволяют дифференцировать первоклассников по подгруппам по мотивационной готовности к школе:
— Высокий и средний уровень мотивационной готовности к школе был выявлен у 70 % первоклассников, обучающихся в гимназии, и у 60 % первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
— Внешняя сторона учебного процесса привлекает больше, чем учебная, 30 % первоклассников гимназии и 35 % первоклассников общеобразовательной школы.
— Негативное отношение к школе диагностировано у одного первоклассника в % общеобразовательной школы.
Полученные результаты изучения мотивационной готовности первоклассников к школе свидетельствуют о выраженности у большинства детей учебно-познавательной мотивации. При этом число учащихся вне зависимости от типа образовательного учреждения, составляющих группу риска по прогнозу успешности адаптации к школе составляет примерно одну треть первоклассников.
На втором этапе исследования учебной мотивации первоклассников как показателя адаптации к школе также использовались методика Н. Г. Лускановой и методика Т. А. Нежновой.
Сравним результаты диагностики учебной мотивации первоклассников, обучающихся в гимназии и первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе (см. таблица 3 и 4).
Таблица 3
Результаты итоговой и стартовой диагностики первоклассников по методике Т. А. Нежновой (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
|
Учебная мотивация |
35 % |
75 % |
30 % |
40 % |
Учебно-познавательный мотив |
55 % |
50 % |
50 % |
40 % |
Позиционный мотив |
20 % |
10 % |
25 % |
35 % |
Отметка |
25 % |
40 % |
20 % |
25 % |
Дошкольная мотивация |
40 % |
15 % |
45 % |
35 % |
Нет преобладания |
25 % |
10 % |
25 % |
25 % |
Как видно из таблицы 3, по сравнению с началом учебного года увеличилось количество первоклассников, обучающихся в гимназии, (на 40 %) с доминированием учебной мотивации. Если раньше число таких дошкольников ограничивалось 35 %, то сейчас их стало 75 %. При этом у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, не было выявлено такой динамики в выраженности учебной мотивации.
У первоклассников, обучающихся в гимназии, значительно уменьшилось в процессе адаптации к обучению в образовательном учреждении число учащихся с дошкольной игровой мотивацией. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, в процессе адаптации к школе произошло незначительное уменьшение числа учащихся с дошкольной игровой мотивацией. У первоклассников гимназии стал более актуальным учебный мотив ориентации на отметку по сравнению с началом обучения, у первоклассников общеобразовательной школы такой динамики данного учебного мотива не выявлено.
Дальнейшее изучение учебной мотивации первоклассников как показателя адаптации к школе было проведено с помощью методики Н. Г. Лускановой (таблица 4).
Таблица 4
Результаты итоговой и стартовой диагностики первоклассников по методике Н. Г. Лускановой (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
||
1 срез |
2 срез |
1 срез |
2 срез |
|
Высокий уровень |
35 % |
55 % |
30 % |
35 % |
Средний уровень |
35 % |
35 % |
30 % |
35 % |
Внешняя мотивация |
25 % |
10 % |
25 % |
25 % |
Низкий уровень |
5 % |
- |
10 % |
5 % |
Негативное отношение к школе |
- |
- |
5 % |
- |
Как видно из таблицы 4, у первоклассников гимназии в процессе адаптации к обучению в общеобразовательном учреждении значительно увеличилось число учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. У первоклассников общеобразовательной школы такой динамики выраженности высокого уровня учебной мотивации не выявлено. Внешняя мотивация стала менее выражена у первоклассников гимназии в процессе адаптации к обучению, и практически осталась неизменна по степени выраженности у первоклассников средней школы.
Также хотелось бы отметить уменьшение выраженности низкого уровня учебной мотивации как у первоклассников гимназии, так и общеобразовательной школы в процессе адаптации к обучению.
Полученные данные стартовой и итоговой диагностики первоклассников по методикам Н. Г. Лускановой и Т. А. Нежновой сравнивались между собой по критерию-φ Фишера.
Таблица 5
Результаты сравнения школьной адаптации первоклассников по критерию учебной мотивации (%)
Показатель |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φ эмп |
Значимость |
Учебная мотивация |
75 % |
40 % |
2,29 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Учебно-познавательный мотив |
50 % |
40 % |
0,64 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Позиционный мотив |
10 % |
35 % |
1,97 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Отметка |
40 % |
25 % |
1,02 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Дошкольная мотивация |
15 % |
35 % |
1,49 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Нет преобладания |
10 % |
25 % |
1,28 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Высокий уровень |
55 % |
35 % |
1,28 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Средний уровень |
35 % |
35 % |
- |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Внешняя мотивация |
10 % |
25 % |
1,28 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Низкий уровень |
- |
5 % |
- |
- |
Негативное отношение к школе |
- |
- |
- |
- |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Анализируя результаты диагностики школьной адаптации первоклассников гимназии и общеобразовательной школы по критерию учебной мотивации, можно сделать вывод, что выявлены значимые различия по таким показателям учебной мотивации как «учебная мотивация» и «позиционный мотив». Таким образом, сравнение результатов стартовой и итоговой диагностики первоклассников указало на различие в преобладании у первоклассников гимназии учебной мотивации над дошкольной, игровой по сравнению с первоклассниками общеобразовательной школы. При этом у первоклассников общеобразовательной школы значимо выше выражен позиционный учебный мотив по сравнению с первоклассниками гимназии. Возможно, для первоклассников гимназии в процессе адаптации «школьные атрибуты» становятся не столь значимыми как для первоклассников общеобразовательной школы, так как они в основном посещали прогимназию и уже успели привыкнуть к «школьной атрибутике».
Далее рассмотрим результаты диагностики социометрического статуса первоклассников гимназии и общеобразовательной школы. Социометрический статус учащегося также является в нашем исследовании одним из показателей адаптации первоклассника к обучению в школе.
Таблица 6
Результаты социометрического исследования (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φ эмп |
Значимость |
Лидеры |
25 % |
15 % |
0,80 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Предпочитаемые |
65 % |
30 % |
2,26 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Пренебрегаемые |
10 % |
30 % |
1,64 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Изолированные |
- |
10 % |
- |
- |
Отвергаемые |
- |
15 % |
- |
- |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Как видно из таблицы 6, среди первоклассников общеобразовательной школы 25 % детей класса характеризуются крайне неблагоприятным, низким социальным статусом. Среди первоклассников гимназии не выявлено детей с низким социометрическим статусом. В основном, в группе первоклассников гимназии много детей предпочитаемых, то есть детей, которые активно участвуют в межличностных отношениях со сверстниками, у которых есть друзья в классе, у которых сложились в классе в процессе адаптации к обучению взаимные симпатии. Среди первоклассников общеобразовательной школы межличностные отношения пока не характеризуются как благоприятные. Дети не умеют общаться друг с другом, преобладают группировки внутри классного коллектива, несмотря на два месяца совместного обучения.
Итак, уровень школьной адаптации первоклассников гимназии выше уровня школьной адаптации первоклассников по критерию социометрического статуса в группе.
Кроме социометрического статуса в группе по методике социометрия рассматривались положительные — отрицательные выборы первоклассников гимназии и общеобразовательной школы и их взаимность.
Таблица 7
Количество общих и взаимных выборов первоклассников гимназии и общеобразовательной школы
Количество выборов (в числовом соотношении) |
|||||||
Общеобразовательная школа |
Гимназия |
||||||
Положительные |
Отрицательные |
Положительные |
Отрицательные |
||||
Всего |
Взаимные |
Всего |
Взаимные |
Всего |
Взаимные |
Всего |
Взаимные |
112 |
41 |
68 |
18 |
154 |
127 |
26 |
22 |
Как видно из таблицы 7, у первоклассников гимназии преобладают положительные взаимные выборы в социометрической матрице, у первоклассников общеобразовательной школы также преобладают положительные выборы, но чаще всего они не взаимные.
Анализируя социометрическую матрицу, также можно отметить тот факт, что число отрицательных выборов выше у первоклассников общеобразовательной школы по сравнению с числом отрицательных выборов у первоклассников гимназии.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из результатов высокого уровня школьной адаптации первоклассников, обучающихся в гимназии, является благоприятный психологический климат в классе, сформированность межличностных отношений.
Таблица 8
Результаты сравнения школьной адаптации первоклассников по критерию положительных-отрицательных выборов в межличностных отношениях первоклассников (%)
Показатель |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φ эмп |
Значимость |
Положительные выборы |
85,6 % |
62,2 % |
5,16 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Отрицательные выборы |
14,4 % |
37,8 % |
5,16 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Взаимные положительные выборы |
82,5 % |
36,6 % |
8,91 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Взаимные отрицательные выборы |
26,5 % |
84,6 % |
5,98 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Как видно из таблицы 8, все сравниваемые показатели межличностных отношений первоклассников гимназии и общеобразовательной школы значимо различаются друг от друга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, сложился неблагоприятный психологический климат в классе, межличностные отношения не сформированы. Данный результат свидетельствует о сниженном темпе школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы.
Далее рассмотрим личностные характеристики первоклассников как критерии школьной адаптации. Личностные характеристики изучались с помощью методики «Несуществующее животное».
Таблица 9
Результаты исследования эмоционально-личностной сферы детей по методике «Несуществующее животное» (%)
Параметры |
Гимназия |
Общеобразовательная школа |
φ эмп |
Значимость |
Тревожность |
30 % |
55 % |
1,62 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Психологическая защита |
35 % |
75 % |
2,62 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Агрессивность |
10 % |
40 % |
2,30 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Астенизированность |
15 % |
40 % |
1,82 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Самооценка |
||||
Заниженная |
15 % |
45 % |
2,14 |
Значимое φ эмп > φ кр |
Адекватная |
60 % |
40 % |
1,27 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Завышенная |
25 % |
15 % |
0,80 |
Незначимое φ эмп < φ кр |
Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01
Как видно из таблицы 9, первоклассники, обучающиеся в общеобразовательной школе, более тревожны, агрессивны, астенизированы, чаще пользуются психологическими защитами по сравнению с первоклассниками гимназии. Возможно, это связано с неблагоприятным психологическим климатом, который сложился в коллективе первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
Самооценка первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, часто занижена. Самооценка первоклассников, обучающихся в гимназии чаще всего адекватная и высокая. Заниженная самооценка является одной из причин трудностей адаптации к школе первоклассников.
Итак, низкая тревожность, низкая агрессивность, не выраженность астенизации организма, адекватность самооценки первоклассников, обучающихся в гимназии, свидетельствуют о высоком уровне их школьной адаптации. Тревожность, склонность к агрессивному поведению, Астенизированность, использование психологических защит, заниженная самооценка свидетельствуют о трудностях школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы.
Выводы
- Было выявлено, что в начале обучения только у одной трети первоклассников гимназии и у одной трети первоклассников общеобразовательной школы преобладает учебная мотивация по сравнению с игровой, дошкольной. При этом практически у половины первоклассников вне зависимости от типа образовательного учреждения дошкольная, игровая мотивация преобладает над учебной.
- Изучение мотивационной готовности первоклассников к школе свидетельствуют о выраженности у большинства детей учебно-познавательной мотивации. При этом число учащихся, составляющих группу риска по прогнозу успешности адаптации к школе, вне зависимости от типа образовательного учреждения, составляет примерно одну треть первоклассников.
- У первоклассников, обучающихся в гимназии, значительно уменьшилось в процессе школьной адаптации число учащихся с дошкольной, игровой мотивацией. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, в процессе адаптации к школе произошло незначительное уменьшение числа учащихся с дошкольной, игровой мотивацией. Для первоклассников, обучающихся в гимназии, стал более актуальным учебный мотив ориентации на отметку по сравнению с началом обучения, у первоклассников общеобразовательной школы такой динамики данного учебного мотива не выявлено.
- У первоклассников, обучающихся в гимназии, в процессе школьной адаптации значительно увеличилось число учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, такой динамики выраженности высокого уровня учебной мотивации не выявлено. Внешняя мотивация стала менее выражена у первоклассников, обучающихся в гимназии, в процессе школьной адаптации, и практически осталась неизменна по уровню выраженности у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
- Выявлены значимые различия по школьной адаптации по критерию сформированности учебной мотивации, а именно по показателю «учебная мотивация» и «позиционный мотив». У первоклассников гимназии преобладает учебная мотивация над дошкольной, игровой по сравнению с первоклассниками, обучающимися в общеобразовательной школе. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, значимо выше выражен позиционный учебный мотив по сравнению с первоклассниками, обучающимися в гимназии.
- Среди первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, одна четвертая часть детей класса характеризуются крайне неблагоприятным, низким социальным статусом. Среди первоклассников гимназии не выявлено детей с низким социометрическим статусом. В группе первоклассников, обучающихся в гимназии, много детей предпочитаемых. Следовательно, уровень школьной адаптации первоклассников, обучающихся в гимназии, выше уровня школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, по критерию социометрического статуса в группе.
- У первоклассников, обучающихся в гимназии, сложился благоприятный психологический климат в классе, сформировались взаимные симпатии в межличностных отношениях. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, сложился неблагоприятный психологический климат в классе, межличностные отношения не сформированы. Данный результат свидетельствует о сниженном темпе школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
- Первоклассники, обучающиеся в общеобразовательной школе, более тревожны, агрессивны, астенизированы, чаще пользуются психологическими защитами по сравнению с первоклассниками, обучающимися в гимназии. Самооценка первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, часто занижена. Самооценка первоклассников, обучающихся в гимназии чаще всего адекватная и высокая. Тревожность, склонность к агрессивному поведению, астенизированность, использование психологических защит, заниженная самооценка свидетельствуют о трудностях школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
Литература:
- Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просв., 1976, — 248–268 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1, М., 1983.
- Лисина М. И. Генезис форм общения у детей.//Принцип развития в психологии. — М., 1978.
- Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1993.
- Макшанцева Л. В. Книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просв., 1990.
- Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. — М.: Знание, 1975.
- Нежнова Т. А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.//Вестник МГУ, 1988, С.14.
[1] Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00029-24-04 от 23.08.2024.