Психологические особенности адаптации первоклассников в общеобразовательных учреждениях различного типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 06.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пинюгина, О. Ю. Психологические особенности адаптации первоклассников в общеобразовательных учреждениях различного типа / О. Ю. Пинюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — URL: https://moluch.ru/archive/553/121457/ (дата обращения: 08.01.2025).

Препринт статьи



Цель статьи — определить влияние типа образовательного учреждения на особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.

В качестве экспертно-диагностического инструмента были выбраны методика диагностики мотивации учения у детей 5–7 лет Т. А. Нежновой, в модификации А. М. Прихожан, анкета по определению уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой, социометрия (Дж.Морено), методика «Несуществующее животное», математическая статистика по критерию-φ Фишера.

Ключевые слова: адаптация, младший школьный возраст, особенности мотивации к школьному обучению, условия обучения.

Keywords: adaptation, primary school age, features of motivation for schooling, learning conditions.

Цель исследования — выявить влияние типа образовательного учреждения на особенности адаптации первоклассников к обучению в школе.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области гимназии № 1 имени Н. И. Ферапонтова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области и в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Самарской области основной общеобразовательной школе № 21 имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области.

В обследовании приняли участие 40 учащихся 1-х классов. Примерно равное количество мальчиков и девочек.

Методы исследования: входе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационный метод (сравнительный способ); эмпирический метод (наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент); методы обработки научных результатов (качественный и количественный способы); метод интерпретаций (генетический способ).

— Методика диагностики мотивации учения у детей 5–7 лет Т. А. Нежновой, в модификации А. М. Прихожан;

— Анкета по определению уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой;

— Социометрия (Дж.Морено);

— Методика «Несуществующее животное»

— Математическая статистика по критерию-φ Фишера.

Сравнительный анализ особенностей адаптации первоклассников, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа

На первом этапе исследования приняли участие 40 первоклассников: 20 первоклассников гимназии № 1 г.Новокуйбышевска, 20 первоклассников общеобразовательной школы № 21 г.Новокуйбышевска. Данный этап предполагал изучение мотивационной готовности первоклассников к обучению в школе и формирование равноценных по данному критерию групп. Мотивационная готовность к школе диагностировалась с помощью методики Т. А. Нежновой и методики Н. Г. Лускановой.

Полученные данные стартовой диагностики первоклассников по методикам Н. Г. Лускановой и Т. А. Нежновой сравнивались между собой по критерию-φ Фишера.

Сравнительный анализ результатов диагностики мотивационной готовности к школе первоклассников гимназии и общеобразовательной школы по критерию сформированности учебной мотивации проводился с помощью критерия Фишера (φ).

Таблица 1

Результаты диагностики мотивации учения первоклассников по методике Т. А. Нежновой (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

φэмп

значимость

Учебная мотивация

33335 %5 %35

30 %

0,34

незначимое φ эмп < φ кр

Учебно-познавательный мотив

55 %

50 %

0,32

незначимое φ эмп < φ кр

Позиционный мотив

20 %

25 %

0,38

незначимое φ эмп < φ кр

Отметка

25 %

20 %

0,38

незначимое φ эмп < φ кр

Дошкольная мотивация

40 %

45 %

0,32

незначимое φ эмп < φ кр

Нет преобладания

25 %

25 %

-

незначимое φ эмп < φ кр

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Как видно из таблицы № 1, учебная мотивация сформирована у 30 % первоклассников средней общеобразовательной школы и 35 % первоклассников гимназии; у 45 % и 40 % детей соответственно ведущей является игровая мотивация с ориентацией на дошкольные виды деятельности.

Следует отметить, что учебно-познавательная мотивация в достаточной степени сформирована у 50 % первоклассников общеобразовательной школы и 55 % учащихся гимназии соответственно, позиционная мотивация — у 25 % первоклассников, обучающихся в школе и 20 % первоклассников, обучающихся в гимназии. Ориентация на отметку как учебная мотивация выражена у 20 % общеобразовательной школы и 25 % первоклассников гимназии.

Итак, у одной трети первоклассников гимназии и у одной трети первоклассников общеобразовательной школы в начале обучения в школе преобладает учебная мотивация по сравнению с игровой, дошкольной. При этом у практически половины первоклассников вне зависимости от типа образовательного учреждения дошкольная, игровая мотивация преобладает над учебной.

Таблица 2

Результаты диагностики школьной мотивации первоклассников по методике Н. Г. Лускановой (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

φэмп

значимость

Высокий уровень

35 %

30 %

0,34

незначимое φ эмп < φ кр

Средний уровень

35 %

30 %

0,34

незначимое φ эмп < φ кр

Внешняя мотивация

25 %

25 %

-

незначимое φ эмп < φ кр

Низкий уровень

5 %

10 %

0,61

незначимое φ эмп < φ кр

Негативное отношение к школе

-

5 %

-

-

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Как видно из таблицы 2, полученные результаты позволяют дифференцировать первоклассников по подгруппам по мотивационной готовности к школе:

— Высокий и средний уровень мотивационной готовности к школе был выявлен у 70 % первоклассников, обучающихся в гимназии, и у 60 % первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.

— Внешняя сторона учебного процесса привлекает больше, чем учебная, 30 % первоклассников гимназии и 35 % первоклассников общеобразовательной школы.

— Негативное отношение к школе диагностировано у одного первоклассника в % общеобразовательной школы.

Полученные результаты изучения мотивационной готовности первоклассников к школе свидетельствуют о выраженности у большинства детей учебно-познавательной мотивации. При этом число учащихся вне зависимости от типа образовательного учреждения, составляющих группу риска по прогнозу успешности адаптации к школе составляет примерно одну треть первоклассников.

На втором этапе исследования учебной мотивации первоклассников как показателя адаптации к школе также использовались методика Н. Г. Лускановой и методика Т. А. Нежновой.

Сравним результаты диагностики учебной мотивации первоклассников, обучающихся в гимназии и первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе (см. таблица 3 и 4).

Таблица 3

Результаты итоговой и стартовой диагностики первоклассников по методике Т. А. Нежновой (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Учебная мотивация

35 %

75 %

30 %

40 %

Учебно-познавательный мотив

55 %

50 %

50 %

40 %

Позиционный мотив

20 %

10 %

25 %

35 %

Отметка

25 %

40 %

20 %

25 %

Дошкольная мотивация

40 %

15 %

45 %

35 %

Нет преобладания

25 %

10 %

25 %

25 %

Как видно из таблицы 3, по сравнению с началом учебного года увеличилось количество первоклассников, обучающихся в гимназии, (на 40 %) с доминированием учебной мотивации. Если раньше число таких дошкольников ограничивалось 35 %, то сейчас их стало 75 %. При этом у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, не было выявлено такой динамики в выраженности учебной мотивации.

У первоклассников, обучающихся в гимназии, значительно уменьшилось в процессе адаптации к обучению в образовательном учреждении число учащихся с дошкольной игровой мотивацией. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, в процессе адаптации к школе произошло незначительное уменьшение числа учащихся с дошкольной игровой мотивацией. У первоклассников гимназии стал более актуальным учебный мотив ориентации на отметку по сравнению с началом обучения, у первоклассников общеобразовательной школы такой динамики данного учебного мотива не выявлено.

Дальнейшее изучение учебной мотивации первоклассников как показателя адаптации к школе было проведено с помощью методики Н. Г. Лускановой (таблица 4).

Таблица 4

Результаты итоговой и стартовой диагностики первоклассников по методике Н. Г. Лускановой (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Высокий уровень

35 %

55 %

30 %

35 %

Средний уровень

35 %

35 %

30 %

35 %

Внешняя мотивация

25 %

10 %

25 %

25 %

Низкий уровень

5 %

-

10 %

5 %

Негативное отношение к школе

-

-

5 %

-

Как видно из таблицы 4, у первоклассников гимназии в процессе адаптации к обучению в общеобразовательном учреждении значительно увеличилось число учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. У первоклассников общеобразовательной школы такой динамики выраженности высокого уровня учебной мотивации не выявлено. Внешняя мотивация стала менее выражена у первоклассников гимназии в процессе адаптации к обучению, и практически осталась неизменна по степени выраженности у первоклассников средней школы.

Также хотелось бы отметить уменьшение выраженности низкого уровня учебной мотивации как у первоклассников гимназии, так и общеобразовательной школы в процессе адаптации к обучению.

Полученные данные стартовой и итоговой диагностики первоклассников по методикам Н. Г. Лускановой и Т. А. Нежновой сравнивались между собой по критерию-φ Фишера.

Таблица 5

Результаты сравнения школьной адаптации первоклассников по критерию учебной мотивации (%)

Показатель

Гимназия

Общеобразовательная школа

φ эмп

Значимость

Учебная мотивация

75 %

40 %

2,29

Значимое φ эмп > φ кр

Учебно-познавательный мотив

50 %

40 %

0,64

Незначимое φ эмп < φ кр

Позиционный мотив

10 %

35 %

1,97

Значимое φ эмп > φ кр

Отметка

40 %

25 %

1,02

Незначимое φ эмп < φ кр

Дошкольная мотивация

15 %

35 %

1,49

Незначимое φ эмп < φ кр

Нет преобладания

10 %

25 %

1,28

Незначимое φ эмп < φ кр

Высокий уровень

55 %

35 %

1,28

Незначимое φ эмп < φ кр

Средний уровень

35 %

35 %

-

Незначимое φ эмп < φ кр

Внешняя мотивация

10 %

25 %

1,28

Незначимое φ эмп < φ кр

Низкий уровень

-

5 %

-

-

Негативное отношение к школе

-

-

-

-

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Анализируя результаты диагностики школьной адаптации первоклассников гимназии и общеобразовательной школы по критерию учебной мотивации, можно сделать вывод, что выявлены значимые различия по таким показателям учебной мотивации как «учебная мотивация» и «позиционный мотив». Таким образом, сравнение результатов стартовой и итоговой диагностики первоклассников указало на различие в преобладании у первоклассников гимназии учебной мотивации над дошкольной, игровой по сравнению с первоклассниками общеобразовательной школы. При этом у первоклассников общеобразовательной школы значимо выше выражен позиционный учебный мотив по сравнению с первоклассниками гимназии. Возможно, для первоклассников гимназии в процессе адаптации «школьные атрибуты» становятся не столь значимыми как для первоклассников общеобразовательной школы, так как они в основном посещали прогимназию и уже успели привыкнуть к «школьной атрибутике».

Далее рассмотрим результаты диагностики социометрического статуса первоклассников гимназии и общеобразовательной школы. Социометрический статус учащегося также является в нашем исследовании одним из показателей адаптации первоклассника к обучению в школе.

Таблица 6

Результаты социометрического исследования (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

φ эмп

Значимость

Лидеры

25 %

15 %

0,80

Незначимое φ эмп < φ кр

Предпочитаемые

65 %

30 %

2,26

Значимое φ эмп > φ кр

Пренебрегаемые

10 %

30 %

1,64

Значимое φ эмп > φ кр

Изолированные

-

10 %

-

-

Отвергаемые

-

15 %

-

-

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Как видно из таблицы 6, среди первоклассников общеобразовательной школы 25 % детей класса характеризуются крайне неблагоприятным, низким социальным статусом. Среди первоклассников гимназии не выявлено детей с низким социометрическим статусом. В основном, в группе первоклассников гимназии много детей предпочитаемых, то есть детей, которые активно участвуют в межличностных отношениях со сверстниками, у которых есть друзья в классе, у которых сложились в классе в процессе адаптации к обучению взаимные симпатии. Среди первоклассников общеобразовательной школы межличностные отношения пока не характеризуются как благоприятные. Дети не умеют общаться друг с другом, преобладают группировки внутри классного коллектива, несмотря на два месяца совместного обучения.

Итак, уровень школьной адаптации первоклассников гимназии выше уровня школьной адаптации первоклассников по критерию социометрического статуса в группе.

Кроме социометрического статуса в группе по методике социометрия рассматривались положительные — отрицательные выборы первоклассников гимназии и общеобразовательной школы и их взаимность.

Таблица 7

Количество общих и взаимных выборов первоклассников гимназии и общеобразовательной школы

Количество выборов (в числовом соотношении)

Общеобразовательная школа

Гимназия

Положительные

Отрицательные

Положительные

Отрицательные

Всего

Взаимные

Всего

Взаимные

Всего

Взаимные

Всего

Взаимные

112

41

68

18

154

127

26

22

Как видно из таблицы 7, у первоклассников гимназии преобладают положительные взаимные выборы в социометрической матрице, у первоклассников общеобразовательной школы также преобладают положительные выборы, но чаще всего они не взаимные.

Анализируя социометрическую матрицу, также можно отметить тот факт, что число отрицательных выборов выше у первоклассников общеобразовательной школы по сравнению с числом отрицательных выборов у первоклассников гимназии.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что одним из результатов высокого уровня школьной адаптации первоклассников, обучающихся в гимназии, является благоприятный психологический климат в классе, сформированность межличностных отношений.

Таблица 8

Результаты сравнения школьной адаптации первоклассников по критерию положительных-отрицательных выборов в межличностных отношениях первоклассников (%)

Показатель

Гимназия

Общеобразовательная школа

φ эмп

Значимость

Положительные выборы

85,6 %

62,2 %

5,16

Значимое φ эмп > φ кр

Отрицательные выборы

14,4 %

37,8 %

5,16

Значимое φ эмп > φ кр

Взаимные положительные выборы

82,5 %

36,6 %

8,91

Значимое φ эмп > φ кр

Взаимные отрицательные выборы

26,5 %

84,6 %

5,98

Значимое φ эмп > φ кр

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Как видно из таблицы 8, все сравниваемые показатели межличностных отношений первоклассников гимназии и общеобразовательной школы значимо различаются друг от друга. Следовательно, можно сделать вывод о том, что у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, сложился неблагоприятный психологический климат в классе, межличностные отношения не сформированы. Данный результат свидетельствует о сниженном темпе школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы.

Далее рассмотрим личностные характеристики первоклассников как критерии школьной адаптации. Личностные характеристики изучались с помощью методики «Несуществующее животное».

Таблица 9

Результаты исследования эмоционально-личностной сферы детей по методике «Несуществующее животное» (%)

Параметры

Гимназия

Общеобразовательная школа

φ эмп

Значимость

Тревожность

30 %

55 %

1,62

Незначимое φ эмп < φ кр

Психологическая защита

35 %

75 %

2,62

Значимое φ эмп > φ кр

Агрессивность

10 %

40 %

2,30

Значимое φ эмп > φ кр

Астенизированность

15 %

40 %

1,82

Значимое φ эмп > φ кр

Самооценка

Заниженная

15 %

45 %

2,14

Значимое φ эмп > φ кр

Адекватная

60 %

40 %

1,27

Незначимое φ эмп < φ кр

Завышенная

25 %

15 %

0,80

Незначимое φ эмп < φ кр

Примечание. φ кр = 1,64 для р0,05, φ кр = 2,28 для р0,01

Как видно из таблицы 9, первоклассники, обучающиеся в общеобразовательной школе, более тревожны, агрессивны, астенизированы, чаще пользуются психологическими защитами по сравнению с первоклассниками гимназии. Возможно, это связано с неблагоприятным психологическим климатом, который сложился в коллективе первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.

Самооценка первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, часто занижена. Самооценка первоклассников, обучающихся в гимназии чаще всего адекватная и высокая. Заниженная самооценка является одной из причин трудностей адаптации к школе первоклассников.

Итак, низкая тревожность, низкая агрессивность, не выраженность астенизации организма, адекватность самооценки первоклассников, обучающихся в гимназии, свидетельствуют о высоком уровне их школьной адаптации. Тревожность, склонность к агрессивному поведению, Астенизированность, использование психологических защит, заниженная самооценка свидетельствуют о трудностях школьной адаптации первоклассников общеобразовательной школы.

Выводы

  1. Было выявлено, что в начале обучения только у одной трети первоклассников гимназии и у одной трети первоклассников общеобразовательной школы преобладает учебная мотивация по сравнению с игровой, дошкольной. При этом практически у половины первоклассников вне зависимости от типа образовательного учреждения дошкольная, игровая мотивация преобладает над учебной.
  2. Изучение мотивационной готовности первоклассников к школе свидетельствуют о выраженности у большинства детей учебно-познавательной мотивации. При этом число учащихся, составляющих группу риска по прогнозу успешности адаптации к школе, вне зависимости от типа образовательного учреждения, составляет примерно одну треть первоклассников.
  3. У первоклассников, обучающихся в гимназии, значительно уменьшилось в процессе школьной адаптации число учащихся с дошкольной, игровой мотивацией. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, в процессе адаптации к школе произошло незначительное уменьшение числа учащихся с дошкольной, игровой мотивацией. Для первоклассников, обучающихся в гимназии, стал более актуальным учебный мотив ориентации на отметку по сравнению с началом обучения, у первоклассников общеобразовательной школы такой динамики данного учебного мотива не выявлено.
  4. У первоклассников, обучающихся в гимназии, в процессе школьной адаптации значительно увеличилось число учащихся с высоким уровнем учебной мотивации. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, такой динамики выраженности высокого уровня учебной мотивации не выявлено. Внешняя мотивация стала менее выражена у первоклассников, обучающихся в гимназии, в процессе школьной адаптации, и практически осталась неизменна по уровню выраженности у первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
  5. Выявлены значимые различия по школьной адаптации по критерию сформированности учебной мотивации, а именно по показателю «учебная мотивация» и «позиционный мотив». У первоклассников гимназии преобладает учебная мотивация над дошкольной, игровой по сравнению с первоклассниками, обучающимися в общеобразовательной школе. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, значимо выше выражен позиционный учебный мотив по сравнению с первоклассниками, обучающимися в гимназии.
  6. Среди первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, одна четвертая часть детей класса характеризуются крайне неблагоприятным, низким социальным статусом. Среди первоклассников гимназии не выявлено детей с низким социометрическим статусом. В группе первоклассников, обучающихся в гимназии, много детей предпочитаемых. Следовательно, уровень школьной адаптации первоклассников, обучающихся в гимназии, выше уровня школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, по критерию социометрического статуса в группе.
  7. У первоклассников, обучающихся в гимназии, сложился благоприятный психологический климат в классе, сформировались взаимные симпатии в межличностных отношениях. У первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, сложился неблагоприятный психологический климат в классе, межличностные отношения не сформированы. Данный результат свидетельствует о сниженном темпе школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.
  8. Первоклассники, обучающиеся в общеобразовательной школе, более тревожны, агрессивны, астенизированы, чаще пользуются психологическими защитами по сравнению с первоклассниками, обучающимися в гимназии. Самооценка первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе, часто занижена. Самооценка первоклассников, обучающихся в гимназии чаще всего адекватная и высокая. Тревожность, склонность к агрессивному поведению, астенизированность, использование психологических защит, заниженная самооценка свидетельствуют о трудностях школьной адаптации первоклассников, обучающихся в общеобразовательной школе.

Литература:

  1. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просв., 1976, — 248–268 с.
  2. Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1, М., 1983.
  3. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей.//Принцип развития в психологии. — М., 1978.
  4. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М., 1993.
  5. Макшанцева Л. В. Книга школьного психолога./Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1991.
  6. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. — М.: Просв., 1990.
  7. Неймарк М. С. Некоторые проблемы личности школьника. — М.: Знание, 1975.
  8. Нежнова Т. А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту.//Вестник МГУ, 1988, С.14.

[1] Работа выполнена при финансовой поддержке государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00029-24-04 от 23.08.2024.



Задать вопрос