В статье автор повествует о роли исторической карты в процессе обучения и истории ее применения. Автор констатирует, что историческая карта формирует пространственно-исторические представления школьников, поэтому занимает важное место в процессе преподавания истории в школе.
Ключевые слова: историческая карта, педагогический процесс, всеобщая история, условно-графическая наглядность.
В изучении истории в целом, так и всеобщей истории, в частности, историческая карта является объектом первостепенной значимости. Только благодаря определенным пространственным условиям можно понять многие исторические события. За каждым историческим символом стоит живая, сложная и интересная действительность.
В соответствии с современным российским стандартом образования [3] к уровню подготовки школьников предъявляют требование — сформировать такую учебно-познавательную компетенцию, как восприятие картины мира. Главными компонентами этой компетенции выступают пространственно-исторические представления, поэтому работа с исторической картой и формирование пространственных представлений у ребят занимает важное место в процессе преподавания истории в школе.
Надо отметить, что такое отношение к исторической карте сложилось не сегодня, а несколько веков назад, еще в конце XVIII в. Именно с этого периода исторические карты становятся обязательными для изучения в народных училищах Российской империи. Этлму способствовал выход в свет в 1787 г. работы «Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи» под редакцией Ф. И. Янковича де Мириево [8]. Он констатировал, что, изучая историю тех или иных стран, необходимо показать границы, объяснить ученикам, какие в настоящее время здесь расположены государства [8, с. 105].
При изучении всеобщей истории в русской школе большую популярность получили иностранные карты Киперта по истории Древнего мира и Шпрунера-Бретшнейдера по истории Средневековья и Нового времени. Однако эти карты считались неудобными для изучения истории России, так как были немецкого производства и содержали много лишней информации.
В 80-е гг. в Петербурге был напечатан Учебный атлас по русской истории Е. Замысловского [6], в котором содержались карты о исторических событиях IX-XIX веков. Параллельно с атласом были изданы историко-географические объяснения к атласу. Они были отличным пояснением зафиксированных на карте исторических баталий.
Преподаватели, осуществляя учебный процесс, часто использовали карты, составленные А. Добряковым. Данные карты находились в общем атласе [1], опубликованном в 1874 г. в Санкт-Петербурге. Атлас состоял из шести карт-реконструкций, двух планов городов — Москвы XVII в. и Древнего Новгорода, а также двух таблиц — «Хронологической» и «Родословной».
В начале XX в. в методической литературе появились первые высказывания о контурной карте. Так, А. Кролюницкий [2] в историческом задачнике предложил обозначить границы государств древней истории, средней и новой истории стран Европы. По мере изучения отдельных курсов всеобщей истории ученики должны были отобразить на контурных картах границы государств, города, военные походы и сражения [2, с. 231].
Для улучшения качества обучения школьников был издан «Учебный исторический атлас» Е. Н. Фриде [7] с картами по отечественной и всеобщей истории. На картах были отображены границы государств, названия стран, городов, рек, озер и морей. Обучающимся предлагалось по образцам «оживить» эти карты.
В советское школе исторические карты также широко применялись в обучении. Как правило, в каждой школе присутствовал целый комплект необходимых карт по разным историческим периодам. Однако в 90-е гг. XX в. произошел спад производства и разрушение предприятий школьной индустрии. Сегодня вновь возрастает производство картографической продукции для образовательных учреждений, увеличивается число компьютерных программ и мультимедийных технологий, использующих условно-графическую наглядность. В школьной практике применяют специальные методические рекомендации по характеристике условно-графической наглядности и способам работы с ней.
Историческая карта должна соответствовать изучаемому материалу, а также возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся. Так, Стражев А. И. считал, что школьная карта должна учитывать более углубленный рассказ учителя по данной теме [4, с. 35].
Большинство современных методистов сходятся во мнении, что на исторической карте должны присутствовать следующие сведения:
- Физико-географические данные выбранного региона, рельеф и ландшафт местности, протекающие реки, крупные водоемы, моря и океаны, береговая линия. Эти сведения позволяют обучающимся связать историческое явление с географической местностью.
- Населенные пункты и границы государств, проживающие на их территории народы. Это позволяет определить масштаб исторических событий и размеры его влияния на государственные образования в изучаемый период.
- Экономические параметры исторической карты включают в себя: места добычи полезных ископаемых; районы развития ремесла и торговли; торговые маршруты; отрасли сельского хозяйства и производства. Экономические показатели позволяют выявить экономический потенциал изучаемого региона.
- Социально-политические события позволяют изучить историю того или иного региона динамично и многосторонне.
Большое количество информации, присутствующей на одной исторической карте требует от учащихся и самого преподавателя определенных навыков по чтению и усвоению информации, а также хорошего пространственного воображения и абстрактного мышления. Такое обилие информации несет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Отрицательным моментом в работе с картой является ее чрезмерная информационная перегруженность и пестрота [4, с. 38].
Определяющим важным аспектом в работе с исторической картой является вопрос систематического присутствия карты на уроке. Согласно современным методическим требованиям карта должна постоянно находиться на уроках истории. Следует доказать это утверждение.
Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т. е. локализовать его. Однако для понимания исторической ситуации локализация событий должна сопровождаться демонстрацией картины или рассказом учителя.
Во-вторых, карты эффективно использовать в ходе фронтальной работы с классом. Кроме того, следует одновременное проводить работу с атласом, которые должны быть у всех обучающихся. Атласы, помимо иных функций, служат справочными пособиями и облегчают выполнение домашних заданий.
Таким образом, можно констатировать, что карта на уроке истории выполняет множество функций:
– выступает как форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
– является источником исторической информации;
– выполняет роль наглядной основы для осмысления связей между историческими явлениями;
– выступает инструментом обобщения и систематизации исторического материала;
– является средством проверки знаний и умений обучающихся [5, с. 140].
Кроме того, любые знания по истории без привязки их к пространственной локализации будут представлять из себя, не более чем набором абстрактных знаний. Таким образом, знание карты обеспечивает учащимся необходимую ориентацию в исторических и современных политических реалиях.
Литература:
1. Добряков, А. В. Учебный атлас по русской истории для средних и низших учебных заведений / А. В. Добряков. — СПб., 1874. — 10 с. — URL: https://runivers.ru/lib/book8962/478725/
2. Кролюницкий, А. В. Опыт методики элементарного курса истории: (С прил. прогр. курса, хрестоматии из ст. разн. авт. и библиогр. списков кн., карт и картин, относящихся к курсу) / Сост. А. Кролюницкий. — Санкт-Петербург: Спб. акц. о-во печ. дела «Издатель», 1899. — 435 с.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). — URL: https://base.garant.ru/401433920/?ysclid=l5c1tluu7g726061123
4. Стражев, А. И. Локальность в изучении истории. Работа с исторической картой в классе и дома / А. И. Стражев // Преподавание истории в школе. — 1946. — № 2. — С. 34–39.
5. Студеникин, М. Т. Методика преподавания истории в русской школе XIX — начала ХХ в. / М. Т. Студеникин. — М.: Прометей, 2016. — 236 с.
6. Учебный атлас по русской истории [Карты] / сост. и изд. под ред. проф. Е. Замысловского. — Санкт-Петербург, 1887. — 2 т. (36 л. — карты; 255 с. — текст).
7. Фриде, Е. Н. Учебный исторический атлас: Содержание 2-й сер. карт: 8 табл. по средневековой истории / Е.Н. фон-Фриде. — Санкт-Петербург: тип. Ред. период. изд. М-ва фин., 1913. — [2] с., 8 л. карт.; 27.
8. Янкович де Мириево, Ф. И. Всемирная история, изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй / Ф. И. Янкович де Мириево. — Санкт-Петербург, 1799. — 363 с.