Методика реализации регионального компонента в обучении английскому языку в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 февраля, печатный экземпляр отправим 26 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 08.01.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Батоева, Ц. Б. Методика реализации регионального компонента в обучении английскому языку в школе / Ц. Б. Батоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121502/ (дата обращения: 08.02.2025).



Введение. Потенциал регионального компонента обусловлен современными реалиями и тенденциями развития общего образования. Патриотическое воспитание стало фундаментальным ядром трансформации образовательного процесса, а именно регионализации образования. Регионализация образования, включающая сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуры, способна формироваться при социокультурном методологическом подходе к разработке регионального компонента содержания ФГОС образования.

В новом ФГОС СОО уточнены социокультурные знания и умения учащихся, которые должны быть сформированы в результате изучения английского языка: Осуществление межличностного и межкультурного общения с использованием знаний о национально-культурных особенностях своей страны; знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной фоновой лексики и реалий родной страны и страны изучаемого языка; владение основными сведениями о социокультурном портрете и культурном наследии страны/ стран, говорящих на английском языке; развитие умения представлять родную страну/малую родину, её культуру в условиях межкультурного общения (культурные явления и события; достопримечательности, выдающиеся люди).

Обзор литературы . Анализ отечественных методических традиций преподавания иностранных языков позволил выделить основные работы по проблеме. Регионализации содержания образования и личностно развивающей региональной образовательной среде посвящены работы Г. П. Айдаровой, Д. П. Миньковой и Э. А. Цереновой [4, с. 18]. О влиянии регионального компонента на развитие учеников, на активизацию их познавательной деятельности, о роли регионального компонента в учебно-воспитательном процессе писали Н. Н. Сергеева и Н. Ю. Абышева [5, с. 83]. С точки зрения учёных, сквозное включение регионального компонента в базовый курс обучению иностранному языку средней школы может осуществляться с использованием объяснительно-иллюстративного метода обучения, решения задач регионального поискового и исследовательского характера. Региональный компонент при обучении иностранному языку в учебно-воспитательном процессе выступает как результат и средство активизации познавательной деятельности школьников. [5, с. 83].

Н. А. Абышева конкретизирует содержание понятия региональный компонент при обучении английскому языку учащихся старших классов средней школы, под которым понимает процесс обучения английскому языку, предполагающий отбор содержания, методов, средств и форм обучения с учетом социально-экономической, культурной, этнической специфики региона и внесение на этой основе изменений в содержание учебной программы и позволяющей учащимся максимально овладеть необходимым материалом на английском языке. Методика реализации регионального компонента основывается на общедидактических (сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя; систематичности и последовательности; наглядности; доступности и посильности, учета возрастных особенностей обучающихся) и частнодидактических (региональной направленности, проектирования, интегративности (выход за рамки одного предмета школьной программы), технологичности, рефлексии) принципах обучения английскому языку учащихся старших классов, а также на использовании видов проектной деятельности: учебно-практической (основанной на актуализации знаний и жизненного опыта учащихся при решении практического вопроса) и творческо-исследовательской (основанной на актуализации знаний, умений и навыков, сформированных в процессе исследования и приводящей к творческому решению социально значимой проблемы). Н. А. Абышева рассматривает проектную деятельность как ядро реализации регионального компонента. По мнению исследователя, это организованная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать и применять на практике свои знания о регионе проживания, на создание новых продуктов деятельности (проектов) и ориентирование в информационном пространстве [3. c.129].

Методология и методы исследования. Вданном исследовании в качестве метода выступает анализ теоретической литературы по проблематике реализации регионального компонента при обучении английскому языку, анализ методических основ использования регионального компонента, которые могут подвергнуться уточнению и дополнению. Кроме того, в исследовании использованы описательный и структурный методы, а именно методика реализации регионального компонента при обучении английскому языку, обобщение личного педагогического опыта в Дульдургинской средней общеобразовательной школе.

Результаты исследования и их обсуждение. Реализация регионального компонента в практике обучения английскому языку предполагает создание благоприятных условий для привлечения учащихся к проектной деятельности, формирование устойчивого интереса к национальной культуре, культуре и истории своего народа в урочное и во внеурочное время. В рамках изучения тем раздела Spotlight on Russia Учебно-методического комплекта (УМК, далее) Spotlight 7 класс (авторы Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко и В. Эванс) учащиеся 7 класса МБОУ «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа» под моим руководством разработали учебно-исследовательские проекты A Classic Russian story & A Classic Buryat story, Russia's most popular TV shows & most popular TV shows of Zabaikalskii kray, Traditional Russian and Buryat food. Принцип региональной направленности применяется путем дополнения в содержание урока материалов о малой Родине. Так, в 8 классе учащимися создаются проекты в форме видеороликов о Russian cuisine and Buryat cuisine, National costumes: Russian and Buryat.

В целом, раздел Spotlight on Russia УМК Spotlight направлен на активные формы познания: поиск дополнительной информации и сообщение по теме, обсуждения в группах, презентации, экскурсии и многое другое.

Заключение. Обобщение личного педагогического опыта в Дульдургинской средней общеобразовательной школе позволяет сделать вывод о том, что применимая методика реализации регионального компонента при обучении английскому языку включает в себя цель (формирование российской гражданской идентичности учащихся), содержание (введение краеведческого материала на уроках и во внеурочное время), образовательная среда (проектная деятельность), методы и средства обучения и результат обучения (умение представлять родную страну/малую родину, её культуру в условиях межкультурного общения (культурные явления и события; достопримечательности, выдающиеся люди). Усиление процесса реализации регионального компонента на уроках приводит к большей функциональности гражданской идентичности учащихся.

Литература:

  1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по учебному предмету «Иностранный язык» в 2024/2025 учебном году.
  2. Федеральная образовательная программа среднего общего образования от 18.05.2023г. № 371.
  3. Абышева, Н. Ю. К вопросу о необходимости разработки спецкурса с элементами регионального компонента по английскому языку для учащихся средней школы / Н. Ю. Абышева // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сборник статей XII междунар.науч.-практич. конф. — Пенза: Изд-во РИО ПГСХА, 2009. — С. 129–130.
  4. Айдарова Г. П., Минькова Д. П., Церенова Э. А. Регионализация российского образования: интерпретации и опыт // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А. Ч. I. С. 18–29.
  5. Сергеева Н. Н., Абышева Н. Ю. Применение регионального компонента на уроках иностранного языка //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2: Научный журнал. — Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. — С. 80–83.
Основные термины (генерируются автоматически): региональный компонент, английский язык, иностранный язык, образовательный процесс, обучение, общеобразовательная школа, проектная деятельность, регионализация образования, учебно-воспитательный процесс.


Похожие статьи

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Похожие статьи

Механизмы реализации личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Особенности развивающего обучения на уроках русского языка в условиях современного школьного образования

Формирование грамматических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку в школе

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Особенности и методики применения информационно-коммуникативных технологий для активизации учебной деятельности в образовательном процессе на уроках в начальной школе

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в школе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Технология применения электронных средств обучения в системе регионального образования

Механизмы оценки и административного контроля качества образовательного процесса при индивидуализации обучения

Задать вопрос