Диагностика и анализ предметных и метапредметных результатов обучающихся по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 08.01.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Левицкая, Е. В. Диагностика и анализ предметных и метапредметных результатов обучающихся по физике / Е. В. Левицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121503/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье рассматривается вопрос о внутренней системе оценки качества образования. Даны рекомендации по выполнению требований, которые установлены к личностным, предметным и метапредметным результатам учащихся в соответствии с ФГОС . Приведены примеры заданий для оценки сформированности составляющих универсальных учебных действий.

Ключевые слова: образовательная деятельность, внутренняя система оценки качества образования, задание, образовательный процесс, стартовая диагностика, функциональная грамотность учащихся, действие, задача, оценка, схема.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования, которая позволяет проводить мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях обучения, выявлять проблемы в освоении основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования. [6] Необходимые качества, способности, соответствующие современному этапу, находят отражение в ФГОС, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Требования установлены к личностным, предметным и метапредметным результатам. Система оценивания призвана не столько фиксировать результат, сколько представлять необходимую информацию для повышения качества образовательного процесса [1, с. 124].

Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает:

– стартовую диагностику,

– текущую и тематическую оценку,

– портфолио,

– внутришкольный мониторинг образовательных достижений,

– промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

К внешним процедурам относятся:

– государственная итоговая аттестация,

– независимая оценка качества образования,

– мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

Но какие бы особенности не имела внутренняя система оценки качества образования (далее — ВСОКО), в каждой образовательной организации объектами ВСОКО являются образовательные результаты (личностные, метапредметные и предметные) и условия осуществления образовательной деятельности.

В ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». [5]

Промежуточная оценка достижения метапредметных результатов должна проводиться в рамках промежуточной аттестации. С этой целью обязательными компонентами выступают стартовая диагностика, промежуточные комплексные работы, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, тематические работы.

В зависимости от объекта оценки различаются процедуры и инструментарий их оценки.

Познавательные действия, включая логические, исследовательские действия и работу с информацией могут быть оценены в составе предметных заданий по критерию «Применение знаний». Приведем примеры заданий для оценки сформированности составляющих УУД познавательного блока.

Пример 1. Показатель «самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями». [4,с.5]

«Опишите данные, представленные на графике (схемой, формулой, в таблице)».

«Охарактеризуйте процесс (явление), изображенный с помощью графика (схемы, формулы, таблицы)».

«На основе предложенного текста (задачи, задания) составьте схему (карту, интеллект-карту, сравнительную таблицу, диаграмму)».

«Оцените соответствие графической и текстовой информации. Ответ обоснуйте» .

При оценке регулятивных УУД задания могут базироваться на практических и лабораторных работах, предлагаемых учащимся в образовательной деятельности, а также на мысленных экспериментах.

Пример 2. Задание на понимание электрических схем и графиков [4, с. 6].

Для исследования зависимости силы тока, протекающего через проволочный резистор, от напряжения на нем была собрана электрическая цепь, представленная на фотографии (рис.1)

Рис. 1

Насколько необходимо увеличить напряжение для увеличения силы тока на 0,22 А?

В соответствие с ФГОС ООО Программа формирования УУД должна формировать навык участия в различных формах организации проектной деятельности. Защита индивидуального проекта может выступать процедурой для оценки достижения метапредметных результатов обучения.

Результаты мониторинга качества образования обуславливают разработку формы фиксации личностных достижений детей. В этом плане следует обратить пристальное внимание на портфолио (портфель достижений) обучающегося. Портфолио — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Требование целевого формирования предметных компетентностей обучающегося определяет необходимость включения компетентностно-ориентированных заданий для формирования функциональной грамотности учащихся. Приведем примеры заданий, формирующие функциональную грамотность учащихся по физике [2].

Задача 1. (7 класс — «Простые механизмы. Условие равновесия рычага» Однажды Алеша на рыбалке поймал большого леща. Ему захотелось определить массу пойманной рыбы. Как он это смог сделать, если у него были только удочка и буханка хлеба массой около 1 кг? Если бы Алеша поймал маленькую рыбу, смог бы он определить её массу?

Задача 2. (8 класс — «Тепловые явления») В холодную влажную погоду стёкла автомобиля часто запотевают и видимость дороги уменьшается из-за рассеяния света мелкими капельками воды на стекле. Укажите причину, по которой в данной ситуации бесполезно использовать щётки стеклоочистителя. Поясните, какие физические процессы наблюдаются в данном случае. Предложите, что может предпринять водитель, чтобы предотвратить запотевание стёкол. Ответ поясните.

Задача 3. (9 класс «Планеты гиганты») По прогнозам астрономов, в текущем столетии с планеты Нептун можно наблюдать прохождение Сатурна по диску Солнца. Какие три слова были бы наиболее полезны при поисках в интернете или библиотеках, если вам нужно узнать, когда именно может произойти это прохождение?

Литература:

1. Аксентова, С. М. Внутренняя система оценки качества образования. Направления проектирования и механизмы реализации/С. М. Аксентова, В. Ю. Аникин, В. В. Андреева. — Текст: непосредственный //Академкнига /учебник.-2015, 144 с.

2. Гурьянова А. В. Компетентностный подход в образовании, http://festival.1september.ru/articles/574903/

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации»

4. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках физики:Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — Надым, 2021г.- 17с. — Текст: непосредственный.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст].- М.: Просвещение, 2021

6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: единая система оценки качества образования [Электронный ресурс]. http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/news/infomaterial/ESOCO_rus_Print.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, внутренняя система оценки качества образования, задание, образовательный процесс, стартовая диагностика, функциональная грамотность учащихся, действие, задача, оценка, схема.


Похожие статьи

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Диагностический аппарат оценки готовности будущих педагогов к управлению проектными кластерами

В статье дана характеристика организационного компонента экспериментальной работы: выбор экспериментального плана, определение критериев и показателей, описание уровней их проявления, выбор диагностических методик и заданий для проведения оценивания....

Комплексная работа как современный инструмент обучения и диагностики знаний обучающихся

В статье авторы рассматривают комплексную работу как инструмент не только диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов, но и как инструмент обучения. Дается определение комплексной работе. Подробно рассмотрена рекомендуемая стр...

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами

В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный ...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников

В статье рассматривается значимость оказания психолого-педагогического содействия в осознанном выборе обучающимися старших классов будущей профессии; представляется описание ключевых требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом, а...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Похожие статьи

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Диагностический аппарат оценки готовности будущих педагогов к управлению проектными кластерами

В статье дана характеристика организационного компонента экспериментальной работы: выбор экспериментального плана, определение критериев и показателей, описание уровней их проявления, выбор диагностических методик и заданий для проведения оценивания....

Комплексная работа как современный инструмент обучения и диагностики знаний обучающихся

В статье авторы рассматривают комплексную работу как инструмент не только диагностики предметных и метапредметных образовательных результатов, но и как инструмент обучения. Дается определение комплексной работе. Подробно рассмотрена рекомендуемая стр...

Повышение качества учебного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования на уроках биологии

В статье рассматривается эффективность и результативность внедрения ФГОС на уроках биологии в общеобразовательной школе; выделяются проблемы, стоящие на пути достижения требуемых результатов; рассматриваются разные методы и пути их преодоления.

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: достижение метапредметных результатов

В данной статье поднимается вопрос о метапредметных результатах обучения на уровне среднего (полного) общего образования. Автором рассматривается ЕГЭ как форма итогового стандартизированного контроля и достижение в его рамках метапредметных результат...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами

В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный ...

Походы к профессионально-личностным качествам педагога и профессиональному стандарту педагогической деятельности

В статье представлено рассмотрение актуальной проблемы развития профессиональной компетенции в условиях введения и внедрения профессионального стандарта «Педагог» и федеральных государственных образовательных стандартов. Рассматриваются различные под...

Исследование профессиональных предпочтений старшеклассников

В статье рассматривается значимость оказания психолого-педагогического содействия в осознанном выборе обучающимися старших классов будущей профессии; представляется описание ключевых требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом, а...

Инновационные подходы в организации профильного обучения старшеклассников: опыт и перспективы

В данной статье были рассмотрены инновационные подходы к организации профильного обучения старшеклассников. Были рассмотрены основные плюсы и минусы профильного обучения, дана оценка нынешнему положению образования. Прописаны основные подходы, какие ...

Задать вопрос