В статье рассматривается вопрос использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной работе с кадетами, раскрывается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. Освещается важность обеспечения максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни.
Ключевые слова здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, воспитание культуры здоровья.
Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен ум.
Геродот
Современное состояние общества, динамичный характер его развития и преобразований предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Ведь здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность в первую очередь перед собой. Проблема формирования здорового образа жизни, ценности здоровья для человека постоянно актуализируется. Состояние здоровья детей является важнейшим показателем благополучия общества и государства, не только отражающим ситуацию на данный момент, но и дающий прогноз на будущее. Здоровье — основной критерий жизни и жизненных ресурсов ребенка.
Без определенных условий жизнедеятельности и заботы по здоровьесбережению со стороны взрослых обеспечить полноценное психофизиологическое созревание, эффективное качественное образование, воспитание, гармоничное развитие формирующейся личности невозможно. Поэтому важнейшей задачей педагогов является обеспечение максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни, гармоничного физического, психического и социального развития каждого ребенка, обучение основам культуры здоровья и ценностного отношения к нему [5, с.99],
Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. В этой связи к системе образования предъявляются требования к организации системной работы по сохранению, укреплению здоровья обучающихся, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Приоритеты государственной образовательной политики в области здоровьесбережения обозначены в ряде документов, регламентирующих деятельность системы образования в целом:
— Конституции Российской Федерации (12.12.93, с изменениями от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ);
— Конвенции ООН о правах ребёнка;
— Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации (21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
— Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;
— Федеральных государственных образовательных стандартах;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
В обозначенных документах определены требования систематической здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности образовательного учреждения через разработку и реализацию программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Главная цель всех новшеств, изменений в образовании — повышение его качества, эффективности, степени соответствия потребностям общества в получении образовательных услуг. Требования к выпускнику школы постоянно растут, увеличивается объем информации, уровень умений и навыков, происходит интенсификация процесса обучения. В связи с этим, ставится и решается задача сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся, мотивации здорового образа жизни. [2, с.908],
Анализ научной литературы по вопросам здоровья обучающихся, свидетельствует о том, что за период обучения здоровье детей зачастую ухудшается [4, с.90]. По сведениям Министерств образования и здравоохранения численность потенциально здоровых выпускников общеобразовательных учреждений РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50 % выпускников уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15 % можно считать практически здоровыми людьми. [1, с.85],
Регулярный контроль состояния здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности обучающихся, установил ежегодное увеличение количества обучающихся со слабым иммунитетом и ухудшающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Продолжает увеличиваться доля детей с проблемами в осанке, болезнями верхних дыхательных путей аллергического характера. [3, с.11],
В связи с этим сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача способствовать поддержанию здорового образа жизни. Особое внимание необходимо уделять диагностике здоровья и использованию здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
При работе с кадетами под термином здоровьесберегающие технологии понимаем систему мер, включающую взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья кадет на всех этапах его обучения и развития.
Цель использования здоровьесберегающих технологий — обеспечить кадету в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Приобщение кадета к здоровому образу жизни следует начинать с формирования у него мотивации здоровья, которое базируется на двух принципах: возрастном и деятельностном. Воспитание мотивации необходимо начинать с раннего детства и создавать мотив здоровья через оздоровительную деятельность по отношению к себе.
Укрепление и сохранение здоровья школьников в большинстве случаев зависит от условий образовательной среды. Охрана и укрепление здоровья кадет –актуальное и приоритетное направление деятельности ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище». Забота о здоровье и физическом развитии кадет, формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии, занятия физкультурой и спортом является одной из первостепенных задач.
Работа по здоровьеориентированным технологиям начинается с момента поступления ребенка в училище, когда учитываются показатели физического и психологического развития. Эти данные изучаются воспитателями, всеми педагогами и специалистами, работающими с данным ребенком.
Кадеты живут по особому распорядку, по принципу «полного дня». Режим составлен опираясь на требования и организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Соблюдение режима дня одно из главных слагаемых здорового образа жизни, позволяет правильно организовать дела в течение дня. Среди компонентов режима дня выделены: утренняя зарядка и построение, учебные занятия, режим питания, время для самоподготовки и дополнительных занятий, личное время и ночной сон. Режим дня регламентирован утвержденным распорядком дня, который является единым для всех классов. Прогулка является одной из форм организации жизнедеятельности кадет и является обязательным режимным моментом.
Для реализации образовательного процесса в училище имеются оборудованные учебные классы с интерактивными досками и проекторами, компьютеризированными рабочими местами преподавателей, интернет-связью, лабораториями аудиовизуальных технологий, робототехникой, цифровой фото и видеостудиями, специализированными классами-лабораториями физики, химии, биологии, медиатекой и электронной библиотекой. Использование на уроках физкультурных минуток для снятия напряжения и усталости мышц, для глаз, соблюдение режима смены положения тела, проведение инструктажей по соблюдению правил поведения на переменах и уроках способствуют сохранению работоспособности кадета.
В ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» созданы современные условия для занятий физкультурой и спортом, имеются специализированные универсальные спортивные и тренажёрные залы, открытые спортивные площадки, футбольное поле с искусственным покрытием, крытый бассейн. Уровень физической нагрузки отличается достаточной интенсивностью за счет организации дополнительных занятий. Разнообразие спортивных кружков и секций способствует разностороннему формированию двигательных навыков и умений, а также повышению интереса к спорту. Режимность и обязательность посещения спортивных секций формирует привычку среди кадет вести активный образ жизни. В программах дополнительного образования кадеты могут реализовать свои способности в спортивных секциях таких как футбол, хоккей, бокс, плавание и т. д. Также занимаются музыкой, изобразительным искусством, робототехникой в специально оборудованных студиях-мастерских и клубах по интересам.
Питание является одним из важнейших факторов, определяющим здоровье кадет. Способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации к окружающей среде. Современное техническое и технологическое оборудование столовой позволяет обеспечивать кадет пятиразовым сбалансированным горячим питанием.
Медицинское обслуживание включает своевременную диспансеризацию и реализацию профилактических программ, которые поддерживают здоровье воспитанников. В медицинском пункте организован ежедневный амбулаторный прием кадет, обратившихся за медицинской помощью, оказывается неотложная медицинская помощь, проводятся профилактические и лечебно-диагностические манипуляции, процедуры, иммунопрофилактика кадет, стоматологическая помощь.
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» осуществляется комплексных подход к анализу, проектированию и реализации мероприятий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по следующим направлениям:
— здоровьесберегающая инфраструктура учреждения;
— рациональная организация учебной и внеучебной деятельности;
— организация физкультурно-оздоровительной работы;
— реализация дополнительных образовательных программ;
— методическая и просветительская работа с педагогической общественностью учреждения и родителями (законными представителями) кадет;
— управление процессом формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Основным средством реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в «Оренбургском президентском кадетском училище», обеспечивающим ее системность и комплексность являются следующие технологии: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии (организационно-педагогические технологии, психолого-педагогические технологии, учебно-воспитательные технологии), социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии, лечебно-оздоровительные технологии.
Одним из критериев эффективности здоровьесберегающей работы является динамический контроль показателей прохождения военно-врачебной комиссии для определения уровня здоровья кадет, поступающих в высшие военные учебные заведения Министерства обороны РФ. Анализ данных свидетельствует о положительной динамике (табл.1).
Таблица 1
Сведения о выпускниках не прошедших ВВК
Год |
Количество выпускников |
Не прошли ВВК |
2016 |
105 |
3 |
2017 |
94 |
2 |
2018 |
104 |
4 |
2019 |
107 |
1 |
2020 |
102 |
1 |
2021 |
104 |
0 |
2022 |
92 |
0 |
2023 |
98 |
0 |
2024 |
98 |
0 |
Использование здоровьесберегающих технологий, повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи кадетам, усиление физкультурно-оздоровительной работы, профилизация образования, создание оптимального микроклимата — вот основные пути сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии не только благоприятно влияют на здоровье подрастающего поколения, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков. Результат использования образовательной технологии: формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. У детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса. Сохранение здоровья кадета — это закладка фундамента благополучия следующих поколений.
Литература:
1. Айзман Р. И. Современные представления о здоровье и критерии её оценки / Р. И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 9. — С. 85–91.
2. Кунгуров, Е. Н. Современные подходы в формировании здорового образа жизни воспитанников кадетских училищ / Е. Н. Кунгуров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 908–910.
3. Кучма В. Р. Риск здоровью обучающихся в современной российской школе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 4. С. 11–19.
4. Семенкова Т. Н. Состояние здоровья учащейся молодежи/ Т. Н. Семенкова // Вестник КемГУ. № 2. С.90–97.
5. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В. Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете / Приволжский научный вестник. — 2014.- № 1 (29). — С. 99–102.