Введение
Концентрируя внимание на своих поступках, можно заметить, сколько всего мы совершаем по привычке, словно у нас нет выбора или будто бы «и так сойдёт». Тогда как осознанный подход ко всему, что покупается, используется и выбрасывается, может изменить к лучшему нашу жизнь и состояние планеты в целом.
Осознанное (ответственное, разумное) потребление или, в переводе на английский, sustainable consumption — это сознательное использование продуктов производства, природных ресурсов и нематериальных благ таким образом, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду и ограничить использование вредных материалов.
Осознанность потребления — проблема не для тех, у кого нет даже самого необходимого. Однако, если какие-то излишки образуются, это уже повод задуматься о том, как они расходуются. Часто мы покупаем вещи необдуманно, спонтанно, все это лежит невостребованным, а затем выбрасывается. Это — неэтичное поведение, так как все природные, экономические ресурсы, вложенные в производство товар, напрасно потрачены, кроме того, утилизация отходов также наносит вред окружающей среде.
Покупать или не покупать — это индивидуальный выбор каждого человека. Каждый из нас имеет выбор на осознанный и разумный подход к совершению покупок. На первый взгляд, может показаться, что наше влияние на глобальные проблемы незначительны, но при пристальном изучении проблемы, становиться ясно, человек своим поведением может стать другом или врагом экологии. Есть вещи, на которые мы можем повлиять своим осознанным подходом — прежде чем приобрести какой-то товар, остановиться на секунду и спросить себя: какие последствия это будет иметь для меня и окружающего мира?
Актуальность проекта : в школьном возрасте у детей закладываются знания, ценности и формируются навыки, которые остаются с ними на протяжении всей жизни, поэтому важно сформировать у детей представления об осознанном потреблении. Правила, которые были заложены в школьном возрасте, остаются с ними на всю жизнь и становятся основой здорового, осознанного отношения к обществу, потреблению и вообще окружающей действительности. Стать этически ориентированным потребителем можно лишь, узнав сначала о существовании такого вида потребления и его особенностях. Формирование такого поведения ведет к закладыванию актуальной на сегодняшний день воспитанию финансовой и экологической грамотности школьника.
Предмет исследования: осознанность в потреблении одежды.
Объект исследования : обучающиеся 6–8 класса.
Тип проекта : учебно-исследовательский.
Цель исследовательской работы: привлечь внимание к проблеме осознанного потребления одежды.
Воспитательные цели:
— показать важность формирования понятия и навыков осознанного потребления,
— создать условия для формирования финансовой грамотности.
Задачи исследовательской работы:
- Провести анкетирование обучающихся 6–8 классов.
- Изучить жизненный цикл белой хлопковой футболки и расход воды на ее изготовление.
- Разработать рекомендации (лозунги) по формированию осознанного потребления одежды.
Методы исследования : сбор, изучение и обобщение информации, опрос.
Покупать или не покупать
Культура шопинга начала зарождаться в середине 19 века в США и Западной Европе, что было связано с появлением универмагов и супермаркетов. Взаимодействие демографических факторов, урбанизация, рост производства, рост заработной платы, развитие транспорта и прочие факторы, сделали возможным массовые рынки, что изменило процесс покупки — произошла трансформация простого приобретения товаров в шоппинг [2].
Поход за покупками стал одним из наиболее захватывающих и увлекательных видов человеческой деятельности.
Значение покупок огромно, его не следует недооценивать. Мы совершаем покупки на протяжении всей жизни, и это одно из основных действий каждого человека. Покупать нам приходится практически все. Мы ходим в школу, ходим на дополнительные кружки, в спортивные кружки, и для обеспечения полноценной деятельности мы должны приобрести все необходимое. Покупки сопровождают события в нашей жизни, такие как переезд в новый дом, и все события мелкие, но имеющие немаловажное значение, такие как приобретение погремушки для ребенка. С покупками связаны самые яркие воспоминания, самые счастливые моменты — приобретение желанной игрушки, красивой одежды. Люди отправляются в магазины, даже если не намерены ничего покупать.
Поход за покупками — одно из самых важных проявлений современной культуры. Мы ходим по магазинам, почти не задумываясь, что фактически это стало основным нашим занятием. Дети получают представление о культуре покупок с раннего возраста. Поход в магазин становится уникальным опытом, связывающим поколения. Покупка новой одежды, например, окружена ореолом праздничности и волшебства. Людям нравится ходить по магазинам. Это — повод прогуляться, пофантазировать, представить, как исполняются долгожданные желания. Иногда за покупками ходят, чтобы пообщаться с другими людьми, вместе с тем, предоставляется случай отдохнуть от людей, затерявшись в толпе. Тема урока английского языка Shopping оказалась интересной для изучения, т. к. для всех детей кульминацией поездки в крупный город оказывается посещение торгового центра.
Таким образом, мы пришли к выводу, что поход за покупками является частью культуры. Мы решили узнать, какой тип потребления преобладает в нашем окружении — разумное или импульсивное. Мы провели анкетирование родителей, первым вопросом был «Вы любите ходить за покупками?», второй — «Какой же из данных видов одежды вы покупаете чаще всего?». В выборе были представлены — платье, рубашка, брюки, футболка.
Survey
- Answer the question, please.
Do you like shopping? |
Yes, I do. |
No, I don’t/ |
- What kind of items giving below you often buy?
Please, number pictures from 1 to 4 (1 — often, 4 — rare).
В результате опроса выяснилось, что чаще всего родители покупают футболки. Футболка незаменимая вещь для повседневной жизни, для спортивных занятий, есть виды футболок, которые можно носить и в школу. У каждого из нас есть по несколько штук таких футболок. Следующим этапом нашего исследования стало выяснить, сколько природных ресурсов, точнее водных ресурсов, уходит на производство одной белой хлопковой футболки.
«Водный след» белой хлопковой футболки
Индустрия моды занимает второе место по негативному влиянию на экологию, уступая лишь нефтяному производству. Климатические, земельные, минеральные и водные ресурсы, которые используются при производстве одежды, истощают природные запасы. Производство и перевозка одежды приводит к выбросу токсических веществ в воздух, что является причиной образования парникового эффекта.
В нашем исследовании мы изучим вопрос расхода воды на часто покупаемый вид одежды — белую хлопковую футболку. Вода является основой жизни, и всё же глобальные запасы воды расходуются с угрожающей скоростью. Индустрия моды в настоящее время использует около 93 миллиардов кубометров воды в год и это цифра, по мнению экспертов, может вырасти вдвое к 2030 году. Говорить о том, что мы не знаем об экономном потреблении воды, электричества, бумаги, было бы неправильно. В повседневной жизни в целях экономии мы выключаем свет, выдергиваем шнур от питания, закрываем воду, когда чистим зубы и т. д. Но мало кто задумывался о том, во сколько нам обходится всеми нами любимая хлопковая футболка. Тогда давайте проследим за жизненным циклом одной футболки.
На огромных плантациях Америки, Индии, Центральной Азии и Китая хлопок сажают и удобряют. Уже на данном этапе огромное количество пестицидов, инсектицидов, гербицидов и прочих токсичных удобрений попадают в почву. Затем при воздействии внешних условий все это превращается в закись азота, парниковый газ, что способствует глобальному изменению климата. Следующее воздействие на экологию — это полив, его длительность составляет приблизительно 200 дней. Одна плантация — это колоссальное количество воды. А если высчитать все детально и точно, то на изготовление одной футболки требуется 2700 л воды. Чтобы легче представить масштабы, приведем примеры. Этого хватит, чтобы наполнить 30 ванн или обеспечить одного человека питьевой водой на 900 дней.
После выращенные хлопковые коробочки отправляются на завод, химические выбросы которого отравляют воздух, океаны и людей.
Всем известно, что 70 % нашей планеты покрыты водой, а значит — нет ничего страшного в том, чтобы пользоваться этим ресурсом, но есть один нюанс. Только 2–3 % этой драгоценной во всех смыслах жидкости являются пресными, 70 % от этой капли уходит на выращивание сельхозкультур. А хлопку нужно очень много воды для роста [8].
Производственный процесс также требует много энергии: на выращивание, обработку, транспортировку и больше всего на уход за изделием. Для сушки футболки требуется в 5 раз больше энергии, чем для мытья. Чтобы один раз промыть изделие, требуется 151 литр воды.
А теперь откройте ваш шкаф и посчитайте количество футболок в нем. Обычно эта цифра колеблется в районе 5–10 штук. И это только один человек, а нас 7 миллиардов. В мире каждый год продается и покупается около 2 000 000 000 футболок [9].
Приведем примеры масштаба ущерба, наносимого текстильной индустрии водной экологии.
— 93 биллион кубических метров питьевой воды использует текстильная промышленность каждый год. Это составляет 4 % мирового запасы питьевой воды [3].
— 85 % воды после химической обработки ткани выливается в близлежащие водные стоки.
— 35 % содержания микропластика в мировом океане происходит от выброса воды поле стирки одежды.
— 5,9 триллион литров используется при окрашивании ткани каждый год.
— 80–90 % текстильных волокон производимых в Индии, Китае, которые являются крупными поставщиками хлопка, выращиваются в регионах с острой нехваткой воды [10].
Крупнейшие производители прядильной продукции, как США, Китай, Турция, Индия, находятся в зоне повышенного дефицита воды. Например, 100 миллионов людей в Индии испытывают недостаток питьевой воды. Мы не можем оставить без внимания, печально известное Аральское море — 4-е по величине озеро в мире, воды которого использовались для орошения хлопковых полей в Узбекистане, оно исчезло, превратившись в пруд в пустыне.
Вот таким оказался водный след одной хлопковой футболки. Эти факты, которые являются тыльной стороной, как модной индустрии, так и культуры шопинга, не могут никого оставить равнодушным. Дело за выбором — ты или враг экологии или ее друг. Осознанно подходи к покупкам, к эксплуатации одежды. Ведь продлевая жизнь своей футболки на 9 месяцев, ты снижаешь уровень ущерба экологии на 5–10 %. В масштабах планеты — это огромная цифра. Как сообщает lifehacker.ru, в повседневной жизни разумному потреблению мешает нежелание знать неприятную правду о производственном процессе, составе и последствиях использования определённых продуктов. Некоторые люди полагают, что совершенно не наносят вред окружающей среде. Отказ от чрезмерного потребления ради сохранения природных ресурсов является здоровой тенденцией и набирает все большую популярность.
Основы осознанного потребления
Советы и рекомендации одноклассников
Мы узнали, как текстильная промышленность вредит окружающей среде. Пришло время использовать свои знания во благо природы. Мы задали вопрос одноклассникам, как же можно уменьшить свое негативное воздействие на природу, посредством осознанного подхода к покупкам. Наши рассуждения и поиски привели к заключительным выводам, представленных ниже в виде советов, лозунгов.
- Думай больше, покупай меньше. (Think more, buy less.)
Прежде чем купить новую одежду, подумайте, нужна ли она тебе действительно или вы можете ли обойтись без нее. Если есть необходимость в покупке, то покупайте стандартные, базовые вещи, которые вам прослужат долго, не зависимо от модной тенденции.
- Нет, культуре одноразовой одежды! (Stop throwaway culture!)
Покупайте качественную одежду из надежных материалов, которая прослужит вам, как минимум, несколько сезонов. Покупка дешевой одежды создает цикл фиктивного спроса, наращивая производство одежды.
- Сделай все, чтобы одежда долга служила. (Make it last.)
Если мы увеличим срок годности нашей футболки на 9–10 месяцев, то сократим ущерб, наносимый водным ресурсам на 10 % процентов [11].
- Читай инструкцию по эксплуатации. (Read the instruction.)
В инструкции содержится важная информация по уходу и эксплуатации одежды, как стирать, сушить, носить.
- Будь опрятным! (Be tidy!)
Есть множество способов удаления пятен, каждая мама, бабушка владеет своим рецептом, а если нет, то можно поискать в интернете способ удаления пятен.
- Помни о бережной стирке.
Прочти инструкцию о стирке, выбирай правильный режим стирки, используй щадящие моющие средства. Помни, не все вещи можно сушить барабанным отжимом в машинке.
- Повесить нельзя расстелить. (Hold or folded.)
Правильно вешайте постиранную одежду. Встряхните каждую вещь, ровно повесьте на плечики или на стойку для сушки. Есть вещи (не обязательно из шерсти), которые лучше класть сушиться на ровную поверхность. Они будут высыхать дольше, но зато не испортятся.
- Осторожно, солнце! (Mind the Sun!)
Знай, где лучше сушить одежду, в тени или на солнце. Прямые солнечные лучи разрушительно влияют на одежду и на ее цвет, но вместе с этим солнечные лучи способны убивать вредоносные бактерии. Так что выбирай продуваемое небольшим ветерком место без агрессивных солнечных лучей.
- Не ведись на рекламу. (Keep calm and carry on.)
Спокойно реагируй на рекламу новых коллекций одежды, агрессивные призывы, распродажи и скидки. Это поможет тебе сохранить деньги и сделать вклад в сохранение экологии.
- Ревизор — это ты! (Revise your wardrobe!)
Регулярно проводите ревизию своего гардероба. Если ненужных покупок избежать не удалось, не выкидывай вещи, а отправь их на переработку или благотворительность.
- Будь на стиле! (True style never die!)
Этого правила придерживаются все модные дома, называя этот тренд Long fashion. Старайтесь придерживаться одного стиля в одежде, избегая гонки за сезонными трендами.
- Повышай осведомленность. (Raise awareness!)
Финальный, самый эффективный способ — это повышать информированность по вопросу разумного потребления. Расширяй и распространяй знания, чем больше людей узнает о негативных последствиях импульсивных покупок, тем больше мер будет предпринято в решении этой глобальной проблемы.
Выводы
На основе лозунгов, придуманных обучающимися 5 классов, можно сделать вывод, что они осознали важность разумного потребления. Ведь культура шопинга подразумевает в целом всю поведенческую культуру. Из лозунгов видно, что идет цепочка положительных, взаимодополняющих шагов для формирования культурного воспитанного человека:
— формирование аккуратности, опрятности в одежде;
— формирование навыков ухода за одеждой;
— формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это необходимый навык для современного человека, с начальных этапов обучения, необходимо закладывать основы грамотного экономического поведения, чтобы в будущем ребенок не испытывал финансовых трудностей. Это важный аспект нашей темы, когда мы говорим о покупках, нельзя забывать о финансовой стороне шопинга. Чрезмерные траты приводят к ухудшению материального состояния, что в свою очередь приводит к стрессам и снижению качества жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, отказ от лишней покупки, это спасение не только окружающей среды, но и вклад в наше хорошее самочувствие, в нашу счастливую жизнь.
Заключение
Как было сказано выше, покупать или не покупать — индивидуальный выбор каждого. Нельзя не отметить, что в этом вопросе огромную роль играет психологический вопрос, но в нашем исследовании мы рассматривали вопрос связи совершаемых покупок и их влияния на экологию, их взаимодействие. В заключении, надеемся, что наши идеи для разумного потребления вдохновят вас на более осознанный подход к покупкам и повседневной жизни. Бережное отношение к экологии и сокращение потребления — это не просто тренд, а необходимость для сохранения ресурсов нашей планеты. Каждый из нас может снести свой вклад, выбирая качественные и экологически чистые продукты, а также осознанно подходя к своим покупкам. Помните, что разумный потребитель — это не только тот, кто экономит деньги, но и тот, кто заботится о будущем нашей Земли.
Литература:
1. (PDF) Ecology Ideas in Fashion Industry: from Use of Ecological Materials to Promotion of Slow Fashion
2. https://www.hse.ru/data/005/979/1224/shopping_21.11.doc
3. https://www.weforum.org/
4. Кристина Дин, София Тёрнеберг, Ханна Лейн. Гардероб в стиле Zero Waste. — Манн, Иванов и Фербер, 2020. 224 с.
5. Фландерс Кейт. Год без покупок. — Манн, Иванов и Фербер, 2019.204 с.
6. Беккер Джошуа. Меньше, значит больше. ОДРИ, 2022.
7. Натали Фи. ЭКОsapiens. Простые правила осознанной жизни . Бомбора, 2020.с.208.
8. https://www.theconsciouschallenge.org/ecologicalfootprintbibleoverview)
9. Environmental Impact of Fast Fashion/get-green-now.com
10. http://www.wri.org/blog/2017/07/apparel-industrys-environmental-impact-6-graphics
11. get-green-now.com