В статье описываются определения обучения, контроля и оценки результатов обучения. Описываются функции контроля и оценки результатов обучения. Определяются виды и формы контроля, критерии оценивания, а также принципы оценивания.
Ключевые слова: обучение, контроль, оценка, результат обучения, в начальной школе.
Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения.
Обучение не может существовать без контроля и оценки его результатов.
Контроль результатов обучения представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения и оценить степень освоения обучаемыми учебного материала.
Контроль результатов обучения в начальной школе подразделяется на следующие виды:
- Текущий контроль. Осуществляется с помощью оценки и помогает анализировать ход формирования умений и знаний учащихся — тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа;
- Тематический контроль. Заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса — устные опросы, практические работы, викторины, кроссворды;
- Итоговый контроль. Проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год — письменные контрольные работы, тестовые задания, лабораторные работы,
Также у контроля есть определенные формы, а именно:
— Устный опрос. Фронтальный опрос позволяет за короткое время проверить состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Индивидуальный опрос помогает учителю познакомиться со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся;
— Письменный контроль. Он осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов;
— Самостоятельная работа. Это небольшая по времени письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса. Если проверка проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой;
— Контрольная работа. Проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы и обязательно оценивается отметкой;
— Тестовые задания. Динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях;
— Графические работы (рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и др.). Их используют для проверки умений учащихся использовать знания в нестандартной ситуации.
Оценка результатов обучения в начальной школе призвана установить степень достижения планируемых результатов начального образования — сформированность предметных и метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности, а также обосновать выбор индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.
Критерии оценивания включают знания, умения, навыки, способность к решению задач, самостоятельность, креативность, коммуникативные навыки, ответственность.
Оценивание работ основано на нескольких принципах, которые помогают учителям получить объективную и справедливую оценку образовательных достижений учащихся. К ним можно отнести:
- Учёт психологических особенностей. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся;
- Объективность оценки. Оценивается результат деятельности ученика, личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке;
- Итоговая отметка выставляется с учётом фактического уровня подготовки. Она не может быть простым среднеарифметическим данных по текущей проверке;
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их;
- Использование накопительной системы оценивания. Например, портфолио, чтобы отслеживать динамику индивидуальных достижений;
- Разнообразие методов оценивания. Кроме стандартных письменных и устных работ, используются проекты, практические работы, творческие задания, самоанализ, самооценка, а также наблюдения.
Контроль и оценка в начальной школе выполняют несколько функций:
— социальная функция заключается в соответствии требованиям общества к уровню подготовки детей младшего школьного возраста;
— образовательная функция оценки состоит в сравнении ожидаемого эффекта обучения с реальными результатами, что позволяет учителю оценить усвоение учебного материала учащимися;
— воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, что помогает преодолевать заниженную самооценку и тревожность учащихся;
— эмоциональная функция оценки связана с тем, что различные виды оценки могут вызывать эмоциональные реакции учеников;
— информационная функция оценки служит основой для диагностики, планирования и прогнозирования в учебном процессе; она помогает анализировать причины неудач и определять пути улучшения учебного процесса;
— функция управления важна для развития самоконтроля учеников, их способности анализировать и оценивать свою деятельность, а также для выявления проблем в организации педагогического процесса учителем.
Для чего необходимо проводить контроль и оценку результатов обучения в начальной школе?
Очень важно проводить контроль и оценку результатов обучения:
— для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию;
— для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями 2018 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 336 / М-во просвещения Рос. Федерации.– Москва: Просвещение, 2021.
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Система оценивания согласно ФГОС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/01/kontrol-i-otsenka-rezultatov-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 07.01.2025).
- Лекция 4.2.1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mooc.do.altspu.ru/pluginfile.php/41884/mod_resource/content/1/ %D0 %9B %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %204.2.1 %20 %28 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81 %D1 %82 %20 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8 %29.pdf (дата обращения: 07.01.2025).