Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 09.01.2025

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Калинина, Л. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Л. А. Калинина, К. Ю. Чепуков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121529/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье описываются определения обучения, контроля и оценки результатов обучения. Описываются функции контроля и оценки результатов обучения. Определяются виды и формы контроля, критерии оценивания, а также принципы оценивания.

Ключевые слова: обучение, контроль, оценка, результат обучения, в начальной школе.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения.

Обучение не может существовать без контроля и оценки его результатов.

Контроль результатов обучения представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественные и количественные характеристики результатов обучения и оценить степень освоения обучаемыми учебного материала.

Контроль результатов обучения в начальной школе подразделяется на следующие виды:

  1. Текущий контроль. Осуществляется с помощью оценки и помогает анализировать ход формирования умений и знаний учащихся — тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа;
  2. Тематический контроль. Заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса — устные опросы, практические работы, викторины, кроссворды;
  3. Итоговый контроль. Проводится как оценка результатов обучения за определённый, достаточно большой промежуток учебного времени — четверть, полугодие, год — письменные контрольные работы, тестовые задания, лабораторные работы,

Также у контроля есть определенные формы, а именно:

— Устный опрос. Фронтальный опрос позволяет за короткое время проверить состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Индивидуальный опрос помогает учителю познакомиться со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся;

— Письменный контроль. Он осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов;

— Самостоятельная работа. Это небольшая по времени письменная проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса. Если проверка проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой;

— Контрольная работа. Проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по достаточно крупной и полностью изученной теме программы и обязательно оценивается отметкой;

— Тестовые задания. Динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать знания в нестандартных учебных ситуациях;

— Графические работы (рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и др.). Их используют для проверки умений учащихся использовать знания в нестандартной ситуации.

Оценка результатов обучения в начальной школе призвана установить степень достижения планируемых результатов начального образования — сформированность предметных и метапредметных умений в урочной и внеурочной деятельности, а также обосновать выбор индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося.

Критерии оценивания включают знания, умения, навыки, способность к решению задач, самостоятельность, креативность, коммуникативные навыки, ответственность.

Оценивание работ основано на нескольких принципах, которые помогают учителям получить объективную и справедливую оценку образовательных достижений учащихся. К ним можно отнести:

  1. Учёт психологических особенностей. Любая проверка знаний должна определяться характером и объёмом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся;
  2. Объективность оценки. Оценивается результат деятельности ученика, личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке;
  3. Итоговая отметка выставляется с учётом фактического уровня подготовки. Она не может быть простым среднеарифметическим данных по текущей проверке;
  4. Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их;
  5. Использование накопительной системы оценивания. Например, портфолио, чтобы отслеживать динамику индивидуальных достижений;
  6. Разнообразие методов оценивания. Кроме стандартных письменных и устных работ, используются проекты, практические работы, творческие задания, самоанализ, самооценка, а также наблюдения.

Контроль и оценка в начальной школе выполняют несколько функций:

— социальная функция заключается в соответствии требованиям общества к уровню подготовки детей младшего школьного возраста;

— образовательная функция оценки состоит в сравнении ожидаемого эффекта обучения с реальными результатами, что позволяет учителю оценить усвоение учебного материала учащимися;

— воспитательная функция выражается в формировании положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю, что помогает преодолевать заниженную самооценку и тревожность учащихся;

— эмоциональная функция оценки связана с тем, что различные виды оценки могут вызывать эмоциональные реакции учеников;

— информационная функция оценки служит основой для диагностики, планирования и прогнозирования в учебном процессе; она помогает анализировать причины неудач и определять пути улучшения учебного процесса;

— функция управления важна для развития самоконтроля учеников, их способности анализировать и оценивать свою деятельность, а также для выявления проблем в организации педагогического процесса учителем.

Для чего необходимо проводить контроль и оценку результатов обучения в начальной школе?

Очень важно проводить контроль и оценку результатов обучения:

— для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию;

— для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями 2018 года.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 336 / М-во просвещения Рос. Федерации.– Москва: Просвещение, 2021.
  3. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Система оценивания согласно ФГОС. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/01/kontrol-i-otsenka-rezultatov-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 07.01.2025).
  4. Лекция 4.2.1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mooc.do.altspu.ru/pluginfile.php/41884/mod_resource/content/1/ %D0 %9B %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D1 %8F %204.2.1 %20 %28 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %81 %D1 %82 %20 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %B8 %29.pdf (дата обращения: 07.01.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): оценка результатов обучения, начальная школа, учебный материал, учитель, контроль знаний, контроль результатов обучения, критерий оценивания, случай необходимости, умение учащихся, учебный процесс.


Ключевые слова

обучение, оценка, контроль, результат обучения, в начальной школе

Похожие статьи

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

К вопросу оценки достижений обучающихся

В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Похожие статьи

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

К вопросу оценки достижений обучающихся

В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Методы обучения в педагогической деятельности

Данная статья предлагает обзор методов обучения, которые используются в педагогической деятельности. Мы рассмотрим основные методы обучения, их классификацию, применение в практике и влияние на процесс обучения. Важно отметить, что нет универсальных ...

К вопросу реализации компетентностного подхода в обучение математике

В статье рассматриваются особенности компетентностного подхода в организации учебного процесса. Предлагаются некоторые методы в определении целей обучения, отборе содержания обучения, выборе методов обучения и оценке результатов обучения при компетен...

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Тестовые задания как форма педагогического контроля

В статье рассматривается эффективность и значимость такой формы контроля как тестирование. Раскрывается результативность использования данной формы текущего педагогического контроля в образовательном процессе.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Педагогическое проектирование обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе

В статье представлено педагогическое проектирование процесса обучения гуманитарным дисциплинам в техническом вузе, определены показатели качества обучения, предложены комплекс педагогических условий, принципы обучения и управления познавательной дея...

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Задать вопрос