Встатье определяется роль внеурочной деятельности в формировании нравственных качеств младших школьников с ОВЗ.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, формирование нравственных качеств.
The article defines the role of extracurricular activities in the formation of moral qualities of primary school students with disabilities.
Keywords: extracurricular activities, primary school students, limited health opportunities, formation of moral qualities.
Мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом-наставником.
Василий Александрович Сухомлинский
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся нравственного сознания, мотивации к нравственному поведению, моральных чувств и навыков. Важным элементом данного процесса является знание категорий морали, которые помогают осознать суть отношений между людьми, а также ориентируют поведение и формируют моральные ценности личности. Чем более четко и правильно освоены эти категории, тем выше уровень развития нравственных чувств и поведения учащихся [2].
Младший школьный возраст является периодом активного развития познавательных процессов, что способствует формированию нравственных понятий. Нравственные категории формируются через оценку окружающего мира, сравнение с собственным опытом, становление на основе личного опыта. В. В. Дрожжинова, Н. В. Лещенко, Н. Ю. Яшина выделили несколько ключевых аспектов формирования нравственных понятий в младшем школьном возрасте: опора на личные переживания и представления, влияние окружения, отсутствие четкой структуры в понимании нравственных категорий, высокая восприимчивость к усвоению новых норм и правил поведения. Младшие школьники склонны опираться на личный опыт и представления, что объясняет их отношение к нравственным категориям [6].
Актуальность вопросов нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья невозможно переоценить. У таких детей наблюдается замедленное развитие абстрактного мышления, что негативно сказывается на их понимании, как образных, так и нравственных понятий. Неправильное понимание моральных норм и ценностей может приводить к трудностям в поведении.
Формирование нравственных понятий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ имеет свои особенности, отличающие этот процесс от аналогичного у детей, не имеющих ограничений. Эти особенности объясняются суженным чувственным опытом, недостатком практической деятельности, ограниченным кругозором и социальной изоляцией. У детей с ОВЗ возникают проблемы с восприятием, запоминанием и воспроизведением информации, что делает обычные занятия затруднительными и приводит к быстрой утомляемости, потере внимания, что создает дополнительные трудности в формировании нравственного сознания. Современные дети живут в новых условиях.
Сегодняшние дети обладают уникальными способностями к быстрой адаптации к новым технологиям и информационным тенденциям. В отличие от своих предшественников, они с легкостью осваивают интернет и социальные сети, становясь независимыми в поиске информации уже с самого раннего возраста. При этом их внимание формируется по-новому: они предпочитают короткие, интерактивные форматы, которые представлены в мультфильмах. Современные анимации, такие как произведения Pixar и ESMA, стали более яркими и эмоционально насыщенными, при этом синопсисы упрощаются, чтобы удерживать интерес зрителя. Это можно наблюдать и в детской литературе, где писатели как Тамара Крюкова, Анна Никольская, а также Мария Бершадская создают короткие, насыщенные сюжеты о ярких персонажах, которые отражают реалии общества, вовлекая детей в ситуацию и побуждая их к сопереживанию и пониманию случаев, когда поступать неправильно — это нормально [3].
Воспитание моральных устоев — это не просто задача, а настоящая миссия для учителей, психологов, каждый из которых стремится пробудить в детях чувство справедливости, честности и доброты. Исследователи выделяют два основных аспекта: нравственное становление детей может рассматриваться как самостоятельный процесс или как неотъемлемая часть других образовательных мероприятий, таких как трудовые практики, программы по оздоровлению, языковые курсы и так далее. Важно, чтобы каждый шаг молодого человека, его решение и поступок были пропитаны моральными нормами, ведь они оказывают влияние не только на него, но и на его окружение [2].
Работа «Духовно-нравственное развитие и воспитание» под редакцией А. Я. Данилюка, А. М. Кондракова и В. А. Тишкова (издательство Москва, 2014) акцентирует внимание на значении нравственного воспитания для детей начального звена. Данная концепция стала основным ориентиром для педагогов, позволяя им создавать образовательные программы, способствующие формированию у детей понимания духовных ценностей и смысла жизни [1].
Суть внеурочной деятельности заключается в создании условий для взаимодействия школьников, педагогов и других участников образовательного процесса, что способствует принятию детьми социальных и культурных ценностей. Она позволяет детям активно участвовать в жизни общества.
Внеурочная деятельность имеет цели, связанные с формированием у детей систем ценностей, жизненных навыков, необходимых для успешного существования в обществе. Она создает поле для личностного роста, помогает развивать социальные навыки и интересы. В процессе внеурочной деятельности формируется правосознание и гражданская ответственность, что подготавливает детей к жизненным вызовам и активной позиции [5].
Внеурочная работа с детьми младшего школьного возраста строится на пяти основных направлениях, включающих в себя воспитание моральных и культурных ценностей. Эти направления:
- Привитие любви к родине и ответственности перед обществом.
- Формирование этических норм и основ.
- Развитие творческих способностей, трудолюбия и способности к нестандартному мышлению.
- Уважение к природе и охрана окружающей среды.
- Воспитание эстетического чувства и умения видеть красоту в обыденности [6].
Ключевые аспекты нравственного воспитания включают в себя:
- Идеалистический взгляд на мир.
- Ценностный подход.
- Подражание моральным образцам.
- Принцип диалога.
- Идентификация с культурными ценностями.
- Многообразие участников воспитательного процесса.
- Совместная деятельность по решению социальных и культурных проблем [4].
Внеурочная деятельность — это залог формирования нравственных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. В отличие от уроков, она предоставляет больше времени для взаимодействия, что важно для развития духовных и нравственных ценностей. Внеурочные занятия позволяют педагогу применить индивидуальный подход, что помогает детям развивать свои способности и интересы [3].
Педагоги могут создать образовательную среду, способствующую развитию духовного потенциала учащихся. Важно, чтобы все формы и методы направлялись на решение задач, связанных с развитием нравственности. Это не только способствует формированию юных характеров, но и раскрывает их индивидуальные качества. Разные виды деятельности, направленные на формирование нравственных качеств, вовлекают детей в активное взаимодействие, что способствует их личностному развитию.
Внеурочная деятельность, направленная на духовное и нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах, имеет множество форм и видов. Они можно классифицировать по нескольким критериям.
Во-первых, исходя из организационных форм, можно выделить такие виды внеурочной работы, как: школьные самоуправляющиеся коллективы, кружки по интересам и т. п.
Во-вторых, по количеству участников мероприятия можно подразделить на массовые, групповые и индивидуальные.
Рассмотрим более подробно разнообразные формы внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников:
Методика проблемного общения связана с реализацией цикла бесед нравственного содержания, которые направлены на младших школьников. Основная идея этих диалогов заключается в том, чтобы помочь детям осознать важность своей роли в школе, научить их различать добро и зло и привить им уважение к окружающим и жизни. Эти беседы акцентируют внимание на правилах этикета и формируют активную жизненную позицию гражданина своей страны, воспитывают любовь к своей Родине и чувство долга по отношению к ней.
Значительную роль в учебно-воспитательном процессе играют подвижные игры. Организация активного досуга в форме динамичных игр во время перемен или на прогулках в группе продлённого дня создает условия для интереса к народным традициям. Эти игры не только развивают физические навыки у детей, но и укрепляют чувство дружбы и взаимопонимания, что в свою очередь расширяет их кругозор.
Работа по организации трудовой деятельности также играет значимую роль. Школьные дежурства, выполнение как групповых, так и индивидуальных заданий, формируют у детей ответственность и практические навыки. Коллективные мероприятия, такие как осенние субботники, формируют у детей представление о труде как одной из важнейших ценностей. Участие педагогов и родителей в этих мероприятиях способствует формированию у учеников нравственных ценностей.
Художественная деятельность. Основная цель внеурочной деятельности в этом направлении — это приобщение детей к искусству и помощь в реализации их творческих замыслов. Это развивает эстетический вкус, обогащает душевный мир, учащиеся участвуют в благотворительных акциях, развивающих милосердие и заботу о других. Например, акция «Мы дарим Добро».
Разнообразные виды деятельности, направленные на спорт и оздоровление, становятся ключевым направлением в жизни младших школьников. Основываясь на значимости этой программы, можно выделить несколько пунктов. Прежде всего, спорт способствует развитию физической силы, закаляет учеников, делает их более стойкими к жизненным трудностям. Таким образом, не только укрепляется здоровье, но и формируются этические нормы, которые влияют на становление культурного человека. Это и есть основа для воспитания в учениках таких качеств, как настойчивость, доброта, ответственность, уважение к окружающим и другим людям.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать однозначный вывод — внеурочная работа очень важна для формирования молодого поколения. В ней закладываются основные нравственные ценности, которые помогут ребенку стать активным гражданином и достойной личностью. Внеурочное время — это особое время для реализации принципов нравственного воспитания и активного обучения. Учащимся необходимо изучать не только теорию, но и конкретные истории из жизни, которые помогают им лучше понять моральные принципы, внедренные в их повседневной жизни.
Внеурочные мероприятия — это не просто дополнительные уроки. Это уникальная возможность для учащихся испытать на практике нравственные нормы, совместно с одноклассниками. Здесь они могут научиться работать в команде, справляться с неудачами, праздновать успехи вместе с товарищами. Участие в активных мероприятиях развивает в детях сопереживание, доброту и взаимопонимание.
Такие команды, как театральные группы, конкурсы или спортивные состязания, дают возможность работать совместно, наладить коммуникацию и согласовывать действия. Это не только помогает детям развивать важные навыки, но и дает новые знания, которые обогащают их внутренний мир. Групповая работа формирует критическое мышление и готовность к сотрудничеству, что является важным аспектом успешного обучения и воспитания гармоничной личности.
Динамика образовательного процесса обуславливается определенными психолого-педагогическими условиями, которые в свою очередь способствуют созданию наилучшей атмосферы для развития как образовательного процесса в целом (педагогов и воспитанников). Выделяют два основных критерия для оценки психолого-педагогического климата: а) качественные характеристики и взаимосвязи между участниками процесса; б) условия, позволяющие учащимся и учителям адаптироваться к образовательной среде и продвигаться в профессиональной сфере.
- Исследование сосредотачивается на итогах внеурочной деятельности. На этом заключительном этапе важно проанализировать, насколько удачно внедрены новшества в образовательный процесс. Необходимо рассмотреть их позитивные аспекты и недочеты, которые могут возникнуть в ходе реализации. Это позволит оценить, насколько эти изменения соответствуют поставленным целям и задачам.
- Внеурочное воспитание представляет собой иерархическую систему. С одной стороны, это целостная образовательная среда, направленная на развитие детей с особыми образовательными нуждами. С другой стороны, в контексте современной системы образования для таких детей существуют уровни, где работают программы, нацеленные на социализацию, формирование навыков и успешную интеграцию в общество.
- Организация внеурочной работы с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, требует индивидуального подхода и учета их потребностей. В первую очередь, важно создать условия для участия этих детей в различных внеурочных мероприятиях. Следует учитывать их индивидуальные особенности и разрабатывать специализированные программы, которые соответствуют их интересам и физическим возможностям, а не только общим стандартам.
- Внеурочная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья отличается вариативностью. Это означает необходимость разработки как интегрированных, так и дифференцированных программ для детей с различными психофизическими нарушениями. В этой сфере активно участвуют учреждения, предлагающие как образовательные, так и реабилитационные услуги, включая дополнительные и специализированные учреждения. Программы могут варьироваться по срокам реализации, интенсивности и возможности корректировки целей внеурочной деятельности.
Следовательно, внеурочная деятельность, взявшая на себя ответственность за совершенствование воспитательной работы с детьми, имеющими особенные образовательные запросы, является сложным образованием, в себе включающим специфику целого и составляющих элементов. Это живой процесс саморегуляции, протекающий в соответствии с присущими социально-экономическими и политическими условиями Российской Федерации.
Литература:
- Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
- Блинов В. И. Введение в педагогическую деятельность. М.: Юрайт, 2023. 130 с.
- Блинов В. И. Профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2024. 692 с.
- Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
- Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. М.: Юрайт, 2023. 478 с.
- Быстрова Ю. А. Педагогика. Основы специальной психологии и педагогики. Учебник для СПО. М.: КноРус, 2023. 142 с.