В статье автор раскрывает значимость применения игровой деятельности на уроках английского языка.
Ключевые слова: игра, дети, обучение, урок.
Я работаю учителем английского языка уже более 18 лет. Считаю важным в своей работе заинтересовать учеников в изучении иностранных языков. Очень важно развить их интерес к данной дисциплине, стимулировать и мотивировать учащихся. Для того чтобы вовлечь современных детей в процесс обучения, учитель должен хорошо понимать детскую психологию. Исходя из моего педагогического опыта, дети очень легко идут на контакт во время игры с ними.
Игра — наиболее доступный для них вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. [2, с.9–11].
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. [4, с.47–50].
Лингвисты констатируют в художественной и разговорной речи существование такого явления, как игра словом, или языковая игра, когда говорящий «играет» с формой выражения речи, и свободное отношение к этой форме получает эстетическое (чаще ироническое, комическое, шутливое) назначение. [1, с.15–16].
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.
— К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.
— Одиночная форма — это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.
— Парная форма — это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.
— Групповая форма — это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.
— Коллективная форма — это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
— Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что в современной философской, психологической и педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к решению этой проблемы. Попытки классифицировать игры предпринимались ещё в первой половине прошлого века. Например, Ж.Пиаже.
Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н. П. Аникеева, М. Ф. Стронин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, П. П. Блонский.
Также необходимо отметить, что проблемой классификации игр занимались и современные зарубежные учёные, такие, как Г. Хайд, Джозеф Ф. Каллахан, Дж. Оллер и другие.
Языковые игры следует разделить на:
— фонетические;
— лексические;
— игры с фразами;
— грамматические;
— игры для обучения чтению;
— игры для обучения аудированию;
— игры обучения говорению;
— смешанные игры;
— коммуникативные игры;
— орфографические игры;
— игровые физкультминутки. [3, с.25–27].
Таким образом, языковые игры в зависимости от задач обучения выполняют следующие функции:
— обучающая;
— развивающая;
— творческая;
— эстетическая;
— развлекательная;
— мотивационная. [5, с.33–35].
В зависимости от целей и задач обучения на уроке, я выбираю подходящий тип игры. В методике существуют игры, комбинирующие два вида игр. Так можно выделить лексико-грамматические игры, направленные на формирование лексических и грамматических навыков одновременно. [6, с.41].
Я как преподаватель-практик могу сама варьировать условия языкового наполнения игр, ибо предлагаемые игры, в принципе, не рассчитаны ни на какой-либо конкретный этап изучения иностранного языка и уровень его владения, ни на определённый возраст учащихся, всё зависит от характера подачи игры, индивидуальности преподавателя.
Языковые игры в самой своей конструкции содержат средства личного вовлечения участников в учебный процесс, воздействие на их мотивационную сферу, что существенно отличает игровые приёмы от традиционных. Хочется отметить, что многие учителя-методисты, такие как Г. А. Китайгородская, И. Н. Верещагина подмечают, что учащиеся прилагают немало усилий, чтобы успешно выполнить необходимые действия. Сама логика осуществления игровой деятельности порождает потребность в совершенствовании навыков и умений. Ведь в игре происходит не механическое накопление информации, а перевод её в деятельностный контекст, когда участники поставлены в условия необходимости проявлять находчивость и инициативу.
Литература:
- Андросенко Т. Д. Английский язык. 2–11 классы: внеклассные мероприятия. 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2021. — 15–16 с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — Просвещение, 2005. — 9–11с.
- Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 25–27 с.
- Бакина М. А. Современные дети, современные игры. М, 2015. — 47–50 с.
- Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. М.: Вако, 2010. — 33–35 с.
- Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. — М.: Просвещение, 2014. — 41 с.