В статье рассматривается проблема профессионального стресса у педагогов дошкольного образования. Обосновывается актуальность развития навыков саморегуляции как ключевого фактора сохранения профессиональной устойчивости и эффективности педагогической деятельности. Рассматриваются причины стрессовых состояний педагогов, предлагаются возможные способы и приемы саморегуляции.
Ключевые слова: саморегуляция, профессиональный стресс, стрессоры, эмоциональное выгорание, психологическое состояние, педагоги детского сада, эффективность профессиональной деятельности, диагностика, программа по развитию навыков саморегуляции.
The article examines the problem of professional stress in preschool teachers. The relevance of developing self-regulation skills as a key factor in maintaining professional stability and effectiveness of pedagogical activity is substantiated. The causes of teachers' stressful states are considered, possible methods and techniques of self-regulation are proposed.
Keywords: self-regulation, professional stress, stressors, emotional burnout, psychological state, kindergarten teachers, effectiveness of professional activity, diagnostics, program for developing self-regulation skills.
Согласно классификации профессий Е. А. Климова наибольший риск развития профессионального стресса и эмоционального выгорания присущ социономическим профессиям типа «человек-человек», к которым относится педагогическая деятельность, в том числе воспитателя детского сада.
Это связано с тем, что человек — самый сложный и непредсказуемый объект мира, деятельность которого определяется огромным количеством генетических и социальных программ поведения, точно предсказать которые невозможно. Поэтому представителям социономических профессий приходится на своем месте ежедневно анализировать действия других людей и принимать по отношению к ним решения, за последствия которых они несут ответственность, быть образцом как для воспитанников, так и для их родителей. Наряду с этим идет увеличение потока информации и требований к профессиональной деятельности педагога, постоянное внедрение инновационных программ и технологий.
Все это приводит к появлению и нарастанию профессионального стресса и эмоциональному выгоранию, которе может выражаться в повышенной тревожности, внутреннем беспокойстве, уменьшении мотивации к рабочим процессам, отсутствии инициативы и творческого подхода к делу, снижении активности, увеличении времени на выполнение профессиональных задач, возрастающему количеству ошибок, отдалении от коллектива, грубости по отношению к окружающим людям, поиске возможностей уменьшения трудовых обязанностей, увеличению конфликтных ситуаций и т. д.
Следствием таких проявлений становится снижение эффективности профессиональной деятельности воспитателя, которая выражается в неудовлетворенности от полученного результата деятельности, в нецелесообразности физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы, некорректных способов выполнения профессиональных задач.
Результатом постоянных проблем и стрессов является целый букет невротических и психологических заболеваний: повышенная раздражительность, бессонница, гипертония или вегето-сосудистая дистония, нарушения желудочно-кишечного тракта, головная боль, мышечные боли и т. д.
Для того чтобы справиться с различными стрессовыми ситуациями и поддерживать психологическую устойчивость, воспитателю детского сада необходимо освоить методы произвольной (осознанной) саморегуляции, т. е. целенаправленно остлеживать и управлять как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями.
Произвольная саморегуляция всегда связана с целевой деятельностью, на этой основе формируется весь процесс саморегуляции.
Наблюдения и опрос педагогов показывают, что педагоги обращаются к таким средствам снятия стресса как общение с родственниками и друзьями, просмотр телевизора, слушание музыки, чтение, употребление спиртных напитков, курение, вкусная еда, прогулки на улице, выполнение домашней работы, сон, размышления в одиночестве, баня.
Но при выраженных формах развития профессионального стресса такие приемы оказываются малоэффективными и не позволяют успешно решать задачи поддержания работоспособности на требуемом уровне.
Важно понимать, что причинами стресса у педагогов, как у и большинства людей, могут быть как объективные, так и субъективные факторы. Объективные причины стрессов современного человека можно разбить на четыре группы. Это условия его жизни и работы, люди с которыми он взаимодействует, социальные факторы среды и чрезвычайные обстоятельства. При этом следует отметить, что термин «объективные причины» достаточно условный, так как человек может в той или иной мере повлиять почти на любой объективный стрессор.
Среди субъективных причин стресса можно выделить две большие группы факторов. Первая связана с относительно постоянной составляющей личности человека, вторая носит динамический характер и больше зависит от внешних обстоятельств. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью. К субъективным причинам можно отнести стрессы, вызванные от реализации негативных родительских программ, которые закладываются еще в детстве родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми взрослыми; когнитивным диссонансом и несоответствием картины мира и его реальной модели в сознании человека; неадекватными установками и убеждениями личности; невозможностью реализации актуальной потребности; стресс, связанный с неправильной коммуникацией; неадекватной реализацией условных рефлексов или с дефицитом времени, а также несоответствие генетических программ современным условиям.
Ключевым вопросом эффективности совладания со стррессом является точное понимание, с каким именно видом стресса столкнулся человек. Для стрессов группы из области так называемого «мудрого принятия», на которые мы никак не можем повлиять (например, погода, экономический спад, привычки и характер друих людей и т. д.) необходимо с одной стороны, отвлечь сознание от психотравмирующей ситуации, а с другой — перемотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели подойдут дыхательные техники (глубокое дыхание или медитация на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуализации. Для достижения второй цели можно использовать рациональную психотерапию и рефрейминг, который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет только плохое.
Для стрессов группы «области субъективных стрессов» наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, иземнение неадекватных убеждений или блокировка нежелателдьных мыслей, когнитивно-поведенческая терапия, нейро — лингвистическое программирование.
Для стрессоров группы области саморегуляции хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейролингвистическое программирование, приемы нервно-мышечной релаксации и технология биологической обратной связи.
Сами педагоги, при дефиците времени и отсутсвия специальных знаний вряд ли могут подобрать и освоить методы саморегуляции самостоятельно, таким образом, чтобы они принесли желаемый эффект. Поэтому управленческая команда, заинтересованная в повышении эффективности своей образовательной организации, может, при помощи привлечения профессионалов (психологов) разарботать и реализовать «программу по развитию навыков саморегуляции у педагогов детского сада» (далее — Программа).
Неотъемлемой чатью Программы должна стать диагностика уровня саморегуляции и самоконтроля (например, опросник стиля саморегуляции В.Моросановой; опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверов, Е. В. Эйдман), диагностики уровня стрессоустойчивости (например, тест на стрессоустойчивость Ю. В. Щербатых; Бостонский тест на стрессоустойчивость и другие) и на основании их разработать содержательную часть Программы, которая может включать такие теоретические воспросы как:стресс и его причины;сущность саморегуляции и ее возможности; причины стрессов и пути их преодоления; структура психики по Э.Берну; здоровый эгоизм и личные границы; неврозы и их виды;осознанность и ее регуляторный потенциал; эмоциональный интеллект и др.
В практическое содержание можно включить: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент), игропрактики на развитие эмоционального интеллекта; методы аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования, приемы нервно-мышечной релаксации, технологию биологической обратной связи и т. д.
Реализация подобной программы в дошкольной образовательной организации может в значительной степени улучшить психологическое состояние педагогов, будет способствовать поддержанию и развитию их профессионального и творческого потенциала, желанию работать над собой, используя полученные знания и отрбаотанные психологические приемы. Также важно понимание педагогами, что при необходимости нужно вовремя обратиться к специалистам (психологам), если ситуацяия не поддается саморегуляции, и что это нормально, такое осознание тоже станет результатом реализации Программы.
Хорошее эмоционально-психологическое состяние пеадгога благоприятным образом отразится на взаимодействии с воспитанниками, их родителями и коллегами и будет способствовать качественному выполнению задач по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Литература:
- Котелевцев Н. А. Психическая саморегуляция: учебник для вузов / Н. А. Котелевцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 213 с.
- Моросанова В. И. Осознанная саморегуляция в управлении агрессией / В. И. Моросанова — «Нестор-История», 2018. — 185 с.
- Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 214 с.
- Основы психической саморегуляции в профессиональной деятельности педагога: учебно-методическое пособие. — Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018–51 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции: учебное пособие. — Спб: Питер, 2024. — 432 с.