Разработка маркетинговых коммуникаций на основе SWOT- и PEST-анализа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Щёголева, Д. А. Разработка маркетинговых коммуникаций на основе SWOT- и PEST-анализа / Д. А. Щёголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121587/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор исследует процесс разработки маркетинговых коммуникаций с использованием инструментов стратегического анализа, таких как SWOT- и PEST-анализы. Особое внимание уделено их практическому применению для оценки внешней и внутренней среды предприятия.

Ключевые слова: маркетинговые исследования, SWOT-анализ, PEST-анализ, маркетинговые коммуникации.

В условиях постоянно меняющихся предпочтений и поведения потребителей маркетинговые стратегии должны быть гибкими и адаптивными. Для дальнейшей разработки маркетинговых коммуникаций необходимо проводить всесторонний анализ компании. В этом может помочь один из самых простых и популярных способов анализа — SWOT-анализ и PEST-анализ.

На примере ЗАО «Иркутский хлебозавод» необходимо провести SWOT-анализ. Он помогает компании оценить внешние и внутренние условия, определить возможности и риски, а также выявить свои преимущества и недостатки, разработать стратегию, которая поможет компании адаптироваться к изменению среды.

Таблица 1

SWOT-анализ на примере ЗАО «Иркутский хлебозавод»

Сильные стороны

Слабые стороны

Большая узнаваемость на рынке Иркутска и Иркутской области

Ограниченный охват вне области

Использование натуральных продуктов и соблюдение стандартов качества.

Себестоимость продукции выше, чем у конкурентов

Широкий ассортимент

Высокая зависимость от поставщиков сырья

Собственная логистика

Слабый маркетинг. Недостаток активности в социальных сетях, отсутствие креативных акций и PR-стратегий.

Наличие собственной сети магазинов

Малая ориентация на молодую аудиторию. Продукция и коммуникации больше ориентированы на старшие поколения

Продукция доступна в крупных и небольших торговых точках области

Удобный и понятный сайт для разных сегментов целевой аудитории

Возможности

Угрозы

Расширение на новые регионы

Появление новых пекарен и кондитерских предприятий

Запуск новых линеек продукции

Изменения законодательства, ужесточение санитарных норм и требований

Улучшение маркетинговой стратегии, активное продвижение в соцсетях, программы лояльности, работа с инфлюенсерами.

Снижение покупательной способности населения

Инвестирование в автоматизацию, внедрение оборудования для повышения эффективности и снижения затрат

Рост цен на сырьё

Увеличение экспорта

Зависимость от крупных клиентов

Внедрение экополитики, использование биоразлагаемой упаковки и переработка отходов для повышения имиджа

Распространение негатива через социальные сети и СМИ

Получение господдержки для модернизации производства

Технологическая устарелость

Партнёрство с HoReCa. Поставки хлебобулочных изделий в рестораны, кафе и гостиницы.

Изменение потребительских предпочтений

Также на примере ЗАО «Иркутский хлебозавод» необходимо провести PEST-анализ с использованием матрицы весов. Уровень влияния каждого фактора был оценен по трёхбалльной системе: 1 балл — слабое воздействие, 2 балл — критическое значение, 3 балл — слабые изменения. Экспертную оценку проводили коммерческий директор и главный маркетолог и студент исследователь. Факторы были оценены по пятибалльной шкале: 1 балл — ситуация не изменится, 2 балла — потенциал к изменениям, 3 балла — изменение, 4 балла — значительное изменение, 5 баллов — полное изменение. Оценка с поправкой на вес вычислялась по формуле: оценка = (влияние фактора / сумма влияний факторов) × средняя экспертная оценка.

Таблица 2

PEST-анализ на примере ЗАО «Иркутский хлебозавод»

Описание фактора

Влияние фактора

Экспертная оценка

Средняя экспертная оценка

Оценка с поправкой на вес

1

2

3

Политические факторы

Нормативные акты, регулирующие производство продуктов питания, безопасность и санитарные стандарты, в том числе ГОСТ и ХАССП, которым соответствует предприятие

2

1

2

2

1,6

0,64

Программы поддержки российского производства и сельского хозяйства, субсидирование для производителей продуктов питания.

3

3

4

2

3

1

Экономические факторы

Уровень инфляции и колебания цен на сырьё (мука, сахар, дрожжи), что влияет на себестоимость продукции.

3

5

4

4

4,3

1,43

Покупательская способность населения, влияние экономических кризисов, снижение доходов населения

2

4

2

3

3

0,66

Высокая конкуренция на рынке, существование местных и крупных федеральных производителей хлебобулочных изделий, что сказывается на доле рынка и ценовой политике

2

4

2

4

3,3

1,1

Социальные факторы

Изменения в предпочтениях потребителей, рост интереса к здоровому питанию, безглютеновым продуктам

1

4

3

4

3,6

0,03

Рост мобильности населения, в следствии отток работников, покупателей

3

3

4

5

4

1

Повышение требований к квалификации персонала

1

3

2

1

2

0,33

Технологические факторы

Внедрение новых технологий в производственные процессы, улучшение качества и снижения издержек

2

3

2

2

2,3

0,65

Влияние новых технологий на упаковку (например, экологичная упаковка, упаковка для большего хранения хлебобулочных изделий, новый дизайн).

2

2

2

2

2

0,66

Таким образом, через SWOT-анализ и PEST-анализ помогает компании выявить ключевые направления для адаптации маркетинговых коммуникаций, учитывая тренды, потребности потребителей и условия внешней среды. Например, фактор адаптации коммуникаций с учётом потребительских предпочтений в практической реализации: разработка маркетинговых кампаний с акцентом на натуральные ингредиенты и тренды (безглютеновые, низкокалорийные изделия). Работа с инфлюенсерами и продвижение в социальных сетях. Учёт экономических факторов в ценовой и рекламной стратегии, в практической реализации: создание рекламных акций, программы лояльности и специальные предложений.

Основные термины (генерируются автоматически): экспертная оценка, балл, SWOT, изменение, коммуникация, практическая реализация, программа лояльности, себестоимость продукции.


Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Применение теории вероятности в SWOT-анализе

Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Методики оценки эффективности инструментов маркетинговых коммуникаций

Статья посвящена рассмотрению различных методик и подходов к оценке эффективности инструментов маркетинговых коммуникаций. В процессе анализа выявлены их достоинства и недостатки, возможности использования.

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

К вопросу о применении научных подходов в практике проектного менеджмента

В статье рассматриваются актуальные подходы, применяемые в управлении проектами, такие как Agile и Scrum, маркетинго-ориентированный подход. Применение данных подходов способствует повышению эффективности управления, достижению целей.

Методологические подходы к оценке эффективности инструментов цифрового маркетинга

В статье представлен обзор методологических подходов к оценке эффективности инструментов цифрового маркетинга с точки зрения российских и зарубежных авторов и с учетом современных подходов.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Похожие статьи

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Основные направления совершенствования маркетинговых коммуникаций в продуктовом ритейле (обоснование решений)

Статья является продолжением цикла трудов о совершенствовании управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле. В статье рассмотрены проблемы управления маркетинговыми коммуникациями в продуктовом ритейле и пути их решения. Автор исполь...

Применение теории вероятности в SWOT-анализе

Статья посвящена применению теории вероятности в SWOT-анализе для увеличения точности бизнес-плана. Также адаптированы математические формулы под составляющие анализа. Целью статьи является уменьшение рисков неудач в открытии новых бизнес-проектов. В...

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Методики оценки эффективности инструментов маркетинговых коммуникаций

Статья посвящена рассмотрению различных методик и подходов к оценке эффективности инструментов маркетинговых коммуникаций. В процессе анализа выявлены их достоинства и недостатки, возможности использования.

Теория и практика использования метода ABC в управленческом учете коммерческих организаций

В научной статье представлены результаты анализа особенностей теоретического и практического применения методики ABC-анализа при управленческом учете затрат коммерческих организаций. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффекти...

К вопросу о применении научных подходов в практике проектного менеджмента

В статье рассматриваются актуальные подходы, применяемые в управлении проектами, такие как Agile и Scrum, маркетинго-ориентированный подход. Применение данных подходов способствует повышению эффективности управления, достижению целей.

Методологические подходы к оценке эффективности инструментов цифрового маркетинга

В статье представлен обзор методологических подходов к оценке эффективности инструментов цифрового маркетинга с точки зрения российских и зарубежных авторов и с учетом современных подходов.

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Задать вопрос