Весенние мотивы в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Казеева, О. С. Весенние мотивы в творчестве А. С. Пушкина / О. С. Казеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121625/ (дата обращения: 18.01.2025).



Человек бежит по жизни «и жить торопится, и чувствовать спешит» . Этой строкой из элегии князя П. А. Вяземского «Первый снег» Пушкин не только открывает первую главу романа «Евгений Онегин», но и настраивает читателей задуматься о важном, чтобы не потерять всё. Именно чувства (бо́льшие, чем радость) пробуждают вдохновение. Не в этом ли откровении кроется тайна творчества великого поэта, чьё 225-летие праздновалось в 2024 году?

Picture background

Для вдохновения нет ничего лучше, чем с приходом весны читать стихи самого Пушкина о весне.

Picture background

Любил ли Александр Сергеевич это время года? Его ответ — нет в стихотворении «Теперь моя пора: я не люблю весны» (1833). Поэт любил мороз, холод и русскую зиму. Однако о весне у него есть несколько стихотворений: «Мне вас не жаль, года весны моей» (1820), «Птичка» (1823), «Я был свидетелем златой твоей весны…» (1825), «Весна, весна, пора любви…» (1827), «Гонимы вешними лучами» из поэмы «Евгений Онегин» (1828), «Ещ ё дуют холодные ветры» (1828), «Фазиль-Хану» / «Благословен твой подвиг новый...» (1829), «В те дни в таинственных долинах» из поэмы «Евгений Онегин» (1832). Почти все стихи великого классика о весне короткие, но наполнены глубоким смыслом и переживаниями. Устав от столичной суеты, поэт искал уединения. Возможно, поэтому основу поэтического вдохновения видел в народности. Она становилась ему всё дороже. С конца 20-х годов XIX века Пушкин начинает писать стихи в народном ключе:

Ещё дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ли луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у берёзы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветёт черёмуха душиста [2, т. I, с. 148].

Несмотря на отсутствие ритма, равенства строк по числу ударений, звучание напевно, потому что представлено в стиле народных песен-причитаний и былин. Есть повторы, эпитеты, неполные окончания (например, «черемуха душиста»). На примере стихотворения «Ещё дуют холодные ветры» (написано оно было в 1828 году, но при жизни поэта так и не опубликовано) прослеживается, как отрабатывалась форма народного стиха, а именно — через объединение народного и реалистичного.

Ранее, размышляя на народную тему, в 1823-м Александр Сергеевич прислал в письме к Н. И. Гнедичу вознёсшиеся к небу строчки и посвятил их трогательной народной традиции выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье:

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать! [2, т. I, с. 162]

Picture background

Выпускать птиц из клеток — красивый весенний обычай, связанный с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Лесных птиц ловили, сажали в клетки, а потом символически отпускали в небо при большом скоплении людей. Например, на рыночной площади. В народе считалось, что птицы, выпущенные на волю, станут ходатаями за человека перед Богом, «попросят за того», кто дал им свободу.

Picture background

Этот обычай сохранился и до наших дней — в Благовещение патриарх Московский и всея Руси отпускает белых голубей. Вырвавшиеся из клетки птицы символизируют начало пути человеческой души к спасению. Спасение души заключается в увеличении чувства любви в ней. Именно любовь может быть источником счастья, удовлетворения и вдохновения.

Из размышлений над этим становится понятно, почему тема любви имеет место в лирике Пушкина. В ней каждый найдёт вдохновляющее, светлое чувство, ибо поэтом была понята истинная красота, сокрытая в вере, — понята и заветом передана через произведения будущему. Хочется, чтобы заложенные в стихахПушкина смыслы стали попутчиками в укреплении состояния души, наполненной любовью, ведь через неё проявляется полнота жизни, ощущение радости бытия. Верится, что, прикоснувшись к высокому, душа не будет прежней. Она станет возвышеннее, и стремления её будут такими же. Любовь будет приниматься как светлейшее чувство, а не химическая реакция. К сожалению, именно такими категориями мыслит современное поколение, поэтому задача учителя — помочь ученикам понять скрытые смыслы бессмертной поэзии поэта, чтобы изменить настоящее к лучшему.

Литература:

  1. От прибаутки до былины: (Русский фольклор). М. : Худож. лит., 1991. 398 с.
  2. Пушкин А. С. Сочинения. М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 1–3.
Основные термины (генерируются автоматически): весна, Пушкин.


Похожие статьи

Задать вопрос