Факторы школьной тревожности у обучающихся 4-х классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (553) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, М. А. Факторы школьной тревожности у обучающихся 4-х классов / М. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 331-332. — URL: https://moluch.ru/archive/553/121659/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье автор приводит результаты исследования уровня и факторов школьной тревожности у обучающихся 4-х классов к концу учебного года.

Ключевые слова : школьная тревожность, обучающиеся.

Актуальность данной темы вызвана тем, что школьная тревожность влияет на личностное развитие обучающихся, а также на продуктивность обучения.

Тревожность нельзя оценивать только как негативное влияние, ведь она необходима для повышения адаптационных возможностей психики к постоянно меняющимся условиям среды. Но это касается оптимального уровня тревожности. В то время как высокий уровень может привести к негативным последствиям.

Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности [3].

Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды [2].

Четвертый класс является переходным звеном между начальной и средней школой. К концу учебного года многие четвероклассники задумываются о будущих изменениях — новый классный руководитель, много новых учителей-предметников, новые школьные кабинеты, новые одноклассники. Все это несет в себе и новые требования к ученикам.

За период обучения в начальной школе дети привыкают к своему классному руководителю, к его требованиям и могут испытывать тревогу при переходе в пятый класс. Однако причины тревожности могут быть разными. Поэтому целью данного исследования было выявить уровень и факторы школьной тревожности у обучающихся 4-х классов к концу учебного года. Для этой цели был проведен тест школьной тревожности Б. Филлипса, состоящий из 58 вопросов. Данный тест позволяет оценить не только уровень, но и характер тревожности, связанной со школой. В тестировании приняли участие 168 обучающихся 4-х классов общеобразовательной школы.

В таблице 1 представлены полученные результаты по уровням школьной тревожности.

Таблица 1

Уровни школьной тревожности

Низкий уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

104 обучающихся — 62 %

48 обучающихся –

29 %

16 обучающихся –

9 %

У обучающихся 4-х классов к концу учебного года преобладает низкий уровень школьной тревожности. Были выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности. Таким детям требуется повышенное внимание со стороны педагога-психолога и проведение работы по снижению тревожности.

Рассмотрим полученные результаты по факторам школьной тревожности. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы школьной тревожности

Фактор тревожности

Низкий уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Переживание социального стресса

103 обучающихся — 61 %

52 обучающихся — 31 %

13 обучающихся — 8 %

Фрустрация потребности в достижении успеха

129 обучающихся — 77 %

36 обучающихся — 21 %

3 обучающихся — 2 %

Страх самовыражения

100 обучающихся — 59 %

33 обучающихся — 20 %

35 обучающихся — 21 %

Страх ситуации проверки знаний

103 обучающихся — 61 %

30 обучающихся — 18 %

35 обучающихся — 21 %

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

93 обучающихся — 55 %

40 обучающихся — 24 %

35 обучающихся — 21 %

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

116 обучающихся — 69 %

23 обучающихся — 14 %

29 обучающихся — 17 %

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

117 обучающихся — 70 %

48 обучающихся — 28 %

3 обучающихся — 2 %

Из таблицы видно, что среди всех рассматриваемых факторов тревожности преобладает низкий уровень. Однако по каждому фактору выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. Остановимся подробнее на этих уровнях.

Повышенный уровень тревожности наибольшее количество обучающихся испытывают по факторам «Переживание социального стресса» и «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».

Высокий уровень тревожности наибольшее количество обучающихся испытывают по факторам «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих».

Таким образом, мы видим, что среди обучающихся параллели 4-х классов на конец учебного года преобладает низкий уровень школьной тревожности. Среди всех рассматриваемых факторов тревожности преобладает низкий уровень.

Однако есть обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. По каждому фактору выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. Такие дети могут испытывать трудности в школьной деятельности, поэтому с ними необходимо проводить работу педагогу-психологу. Это может быть индивидуальная работа по снижению тревожности или групповая работа в виде тренингов и психологических классных часов, а также консультирование учителей и родителей. Данная работа должна проводиться в рамках взаимодействия педагога-психолога, родителей и учителя.

Литература:

  1. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
  3. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 191 с.
Основные термины (генерируются автоматически): школьная тревожность, обучающийся, высокий уровень тревожности, высокий уровень, уровень, класс, Страх, классный руководитель, снижение тревожности, социальный стресс.


Похожие статьи

Задать вопрос