В статье автор приводит результаты исследования уровня и факторов школьной тревожности у обучающихся 4-х классов к концу учебного года.
Ключевые слова : школьная тревожность, обучающиеся.
Актуальность данной темы вызвана тем, что школьная тревожность влияет на личностное развитие обучающихся, а также на продуктивность обучения.
Тревожность нельзя оценивать только как негативное влияние, ведь она необходима для повышения адаптационных возможностей психики к постоянно меняющимся условиям среды. Но это касается оптимального уровня тревожности. В то время как высокий уровень может привести к негативным последствиям.
Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. В русле изучения проблем тревожности рассматривается и полное отсутствие тревоги как явление, препятствующее нормальной адаптации и так же, как и устойчивая тревожность, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности [3].
Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. В целом, школьная тревожность является результатом взаимодействия личности с ситуацией. Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды [2].
Четвертый класс является переходным звеном между начальной и средней школой. К концу учебного года многие четвероклассники задумываются о будущих изменениях — новый классный руководитель, много новых учителей-предметников, новые школьные кабинеты, новые одноклассники. Все это несет в себе и новые требования к ученикам.
За период обучения в начальной школе дети привыкают к своему классному руководителю, к его требованиям и могут испытывать тревогу при переходе в пятый класс. Однако причины тревожности могут быть разными. Поэтому целью данного исследования было выявить уровень и факторы школьной тревожности у обучающихся 4-х классов к концу учебного года. Для этой цели был проведен тест школьной тревожности Б. Филлипса, состоящий из 58 вопросов. Данный тест позволяет оценить не только уровень, но и характер тревожности, связанной со школой. В тестировании приняли участие 168 обучающихся 4-х классов общеобразовательной школы.
В таблице 1 представлены полученные результаты по уровням школьной тревожности.
Таблица 1
Уровни школьной тревожности
Низкий уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
104 обучающихся — 62 % |
48 обучающихся – 29 % |
16 обучающихся – 9 % |
У обучающихся 4-х классов к концу учебного года преобладает низкий уровень школьной тревожности. Были выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности. Таким детям требуется повышенное внимание со стороны педагога-психолога и проведение работы по снижению тревожности.
Рассмотрим полученные результаты по факторам школьной тревожности. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Факторы школьной тревожности
Фактор тревожности |
Низкий уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
Переживание социального стресса |
103 обучающихся — 61 % |
52 обучающихся — 31 % |
13 обучающихся — 8 % |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
129 обучающихся — 77 % |
36 обучающихся — 21 % |
3 обучающихся — 2 % |
Страх самовыражения |
100 обучающихся — 59 % |
33 обучающихся — 20 % |
35 обучающихся — 21 % |
Страх ситуации проверки знаний |
103 обучающихся — 61 % |
30 обучающихся — 18 % |
35 обучающихся — 21 % |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
93 обучающихся — 55 % |
40 обучающихся — 24 % |
35 обучающихся — 21 % |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
116 обучающихся — 69 % |
23 обучающихся — 14 % |
29 обучающихся — 17 % |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
117 обучающихся — 70 % |
48 обучающихся — 28 % |
3 обучающихся — 2 % |
Из таблицы видно, что среди всех рассматриваемых факторов тревожности преобладает низкий уровень. Однако по каждому фактору выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. Остановимся подробнее на этих уровнях.
Повышенный уровень тревожности наибольшее количество обучающихся испытывают по факторам «Переживание социального стресса» и «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».
Высокий уровень тревожности наибольшее количество обучающихся испытывают по факторам «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний», «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих».
Таким образом, мы видим, что среди обучающихся параллели 4-х классов на конец учебного года преобладает низкий уровень школьной тревожности. Среди всех рассматриваемых факторов тревожности преобладает низкий уровень.
Однако есть обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. По каждому фактору выявлены обучающиеся с повышенным и высоким уровнем тревожности. Такие дети могут испытывать трудности в школьной деятельности, поэтому с ними необходимо проводить работу педагогу-психологу. Это может быть индивидуальная работа по снижению тревожности или групповая работа в виде тренингов и психологических классных часов, а также консультирование учителей и родителей. Данная работа должна проводиться в рамках взаимодействия педагога-психолога, родителей и учителя.
Литература:
- Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с.
- Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 191 с.