В статье авторы исследуют каналы оздоровительно-педагогического воздействия на формирование здорового образа жизни студентов.
Ключевые слова: реальность, физическое здоровье, студенты
В стране начался этап, характеризующийся подъемом во всех сферах жизнедеятельности. Здравоохранение, как никогда нуждается в притоке «свежей силы» — высококвалифицированных молодых специалистах.
Всякая система деятельности тогда имеет высокий результат, когда она прослеживается в относительно масштабных промежутках времени в течение всех лет обучения в отдельных группах и учебном заведении в целом.
Учитывая актуальность данной проблемы, в колледже разработана комплексная программа по формированию здоровьесберегающего образовательного пространства. Целью программы является формирование благоприятной социокультурной и образовательной среды, способствующей разностороннему развитию личности, укреплению здоровья, предупреждению дистресса и хронического утомления [3, с.33].
Программа реализуется по следующим направлениям:
— Материально-техническое обеспечение учебного процесса и внеаудиторных мероприятий.
— Формирование базы данных о состоянии здоровья студентов.
— Здоровьесберегающая направленность учебного процесса.
— Спортивно-оздоровительная работа.
— Санитарно-просветительная работа в школах.
— Организация пространства свободного времени.
— Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов.
— Деятельность психологической службы.
Для реализация данной программы был создан спортивный клуб «Медик», направленный осуществить межпредметную интеграцию на здоровьесберегающей основе, сформировать и поддерживать у студентов мотивацию здорового образа жизни.
Разрабатывая новые технологии, рассчитываем на развитие личности студента медицинской специальности среднего звена, на возможности его самореализации и отдавали предпочтение тем, которые наиболее эффективны по результатам [3, с.32]
Деятельность спортивного клуба строится, исходя из интересов обучающихся и включает в себя различные направления спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.
Цель спортивного клуба:
1. Воспитание у студентов устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни;
2. Укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участия в оздоровительных мероприятиях;
Задачи спортивного клуба:
- Создавать условия для привлечения обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;
- Закреплять и совершенствовать умения и навыки обучающихся, полученные на уроках физической культуры, содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;
- Воспитывать у студентов общественную активность и трудолюбие, самодеятельность и организаторские способности.
Функции клуба
— Организация постоянно действующих спортивных секций;
— Проведение соревнований внутри колледжа и города;
— Проведение физкультурных праздников;
— Проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта
— Расширение и укрепление материально-спортивной базы колледжа, оборудование спортивных сооружений колледжа и уход за ними
Спортивный клуб ежегодно избирает Совет (заместитель председателя, секретарь, председатель коллегии судей и члены клуба), который непосредственно руководит его работой. В последние годы эта работа наряду со сложившимися ее формами практически обогатилась весьма эффективными видами оздоровления занимающихся, повышения их работоспособности, в определенной степени психологического воздействия на их сознание о необходимости использования физической культуры и спорта в своей повседневной деятельности.
Таблица 1
План ежегодных физкультурных и спортивно-массовых мероприятий. Спорт клуб «Медик»
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки и место проведения |
Участники |
Организатор |
Уровень проведения |
Описание |
|
Спартакиада Колледжа ТБМК |
Октябрь-май, спортивные залы ТБМК |
Студенты 1–4 курсов, отделений 30–40 человек |
Спортклуб |
Меж отделений |
Ежегодная спартакиада |
|
Региональная Спартакиада СПО г. Томска |
В теч. г. спортивные сооружения СПО |
Студенты колледжа 60–80 человек |
Спортклуб |
Учреждения Профессионального образования ТО |
Федерации по видам спорта |
|
Спартакиада работников ТБМК |
февраль-май, спорт залы ТБМК |
Сотрудники 20–30 чел |
Профком ТБМК, спортклуб |
Меж отделений |
Соревнования среди работников ТБМК |
|
Спартакиада сотрудников СПО |
февраль-май, спорт. сооружения СПО г |
Сотрудники 20–30 человек |
Профком ТБМК, спортклуб |
Межколледжный |
Ежегодная спартакиада |
|
Спортивные праздники, организуемые ТБМК |
В теч. г. площадки ТБМК |
Студенты исотрудники 50–80 чел |
Профком ТБМК, спортклуб |
Колледжный |
Спортивно-оздоровительные и семейные мероприятия |
|
Спартакиада работников здравоохранения г. Томска |
Июнь, стадион Политехник |
Сотрудники и студенты 20–40 человек |
Профком ТБМК, спортклуб |
Региональный |
Соревнования среди медицинских работников г.Томска |
|
Участие в городских спортивно-массовых мероприятиях |
В теч. г., спортивные сооружения Томска |
Студенты исотрудники 100–150 чел |
спортклуб |
Всероссийский и региональный |
«Лыжня России», «Российский Азимут», «Кросс Нации», «Томский марафон» |
|
Участие в мероприятиях ВФСК ГТО |
В теч. г. спортивные сооружения Томска |
Студенты исотрудники 20–30 чел |
Профком ТБМК спортклуб |
Всероссийский и региональный |
Сдача нормативных комплексов ГТО |
|
Спортивный праздник «День здоровья» |
Сентябрь, «Сосновый бор» |
Студенты 1 курса 200чел |
профком спорткл |
Колледжный |
Традиционное м. 1 курс |
Ежегодно проводятся спортивно-массовые мероприятия, которые стали традиционными и из года в год привлекают все больше студентов колледжа.
В рамках работы спортивного клуба колледжа значительную роль в оздоровлении студентов играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни студентов, поскольку уровень и качество жизни каждого обусловлены материальными возможностями его семьи.
Таким образом, именно поэтому, любая профессиональная общеобразовательная организация должна стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у занимающихся привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Литература:
- Васильев В. Н. Здоровье как самостоятельная категория, или новое-забытое старое. Медико-экологический центр «Дюны», сборник научно-практических материалов: / В. Н. Васильев. — Томск, 2004.
- Сидоренко М. А. Физическое воспитание и здоровье студентов. // Специалист: / М. А. Сидоренко. — Москва, 2016. № 3. С.32–34.