В последние годы благодаря постоянному развитию информационных технологий каждый шаг предприятия может стать объектом внимания общественности. Скандал вокруг производителя сухого молока Sanlu Group, добавляющего в продукцию слишком много меламина, из-за чего у детей стали формироваться камни в почках и мочевом пузыре, кризис китайского холдинга Evergrande Group, у которого образовалось около 800 незавершенных проектов в сфере недвижимости, нарушения при производстве маринованных продуктов производителя лапши быстрого приготовления Master Kong, вызвавший бурю возмущений видеоролик с пивоварни «Циндао» (Tsingtao), на котором видно, как рабочий помочился в контейнер с солодом — эти и другие инциденты получили широкую огласку, что не только снизило авторитет компаний в глазах людей, но и привело к серьезным потерям доходов. В этих условиях вопрос о корпоративной социальной ответственности становится все более актуальным. Для успешного развития предприятия должны создать эффективные модели управления, чтобы совмещать бизнес-процессы с социальной ответственностью.
Ключевые слова: научное развитие, модель управления корпоративной социальной ответственностью
Введение
Целью данной статьи является изучение интеграции социальной ответственности в деятельность предприятий и построения модели управления корпоративной социальной ответственностью, которая адаптируется к современным требованиям рынка [1] и послужит стабильному и качественному развитию бизнеса.
История исследований
В последние годы многие известные предприятия в Китае столкнулись с серьезными проблемами. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации вопросы социальной ответственности предприятий страны привлекают все больше внимания всех слоев общества. На практику реализации социальной ответственности предприятий Китая влияет экономическое развитие и некоторые социальные факторы.
По сравнению с развитыми странами на некоторых китайских предприятиях не только не сформировано правильное понимание социальной ответственности, но и имеются моральные и юридические проблемы. Это серьезный недостаток. Некоторые компании сосредотачивают внимание только на экономических интересах, а их слабое осознание социальной ответственности и низкий уровень правовой грамотности часто приводит к возникновению проблем. Эти проблемы привлекают широкое внимание общества и вредят бизнесу. Например, в последние годы самыми популярными запросами в различных поисковых системах стали инцидент с крысиной головой в школе провинции Цзянси, где школьник обнаружил в обеде предмет, похожий на голову крысы, а сотрудники столовой утверждали, что это утиная шея, и скандал на пивоварне «Циндао», где рабочий справил малую нужду в контейнер с солодом [2].
Все эти случаи демонстрируют серьезные проблемы, которые существуют в некоторых китайских компаниях. В стремлении к максимизации прибыли предприятия забывают о моральной, юридической и социальной ответственности. Всякий раз, когда подобные перечисленным выше случаи становятся известными, падает доверие не только к бизнесу, но и к государственным ведомствам. Поэтому предприятиям следует изменить свою традиционную философию и изучить способы интеграции социальной ответственности в модель управления, чтобы улучшить имидж бренда, корпоративную репутацию, конкурентоспособность на рынке и достичь устойчивого развития.
Исследовательская значимость
Китайские предприятия играют ключевую роль в достижении целей устойчивого развития страны. Пользуясь возможностями развития, предоставляемыми социальной средой, предприятия также должны активно выполнять свои социальные обязательства [3]. В процессе развития бизнеса они должны учитывать интересы не только акционеров, но и других заинтересованных сторон. Это будет способствовать устойчивому развитию предприятия [4].
Предприятия должны нести социальную ответственность перед потребителями, окружающей средой, тем самым посылать обществу положительные сигналы, улучшать свой имидж и корпоративную репутацию [5]. Этот репутационный эффект может повысить социальный статус компании и улучшить впечатление о ней. Таким образом, предприятия, активно выполняющие социальные обязательства, отвечают не только текущим требованиям и ожиданиям социальных групп, но и своим внутренними потребностями [6].
Модель управления корпоративной социальной ответственностью пивоваренной компании «Циндао»: выгоды и преимущества
История компании
Пивоваренная компания «Циндао» (Tsingtao Brewery) была основана в Циндао в августе 1903 года германскими поселенцами. Предприятие занимает лидерскую позицию в китайской пивной промышленности. Цель компании — создать бренд с глобальным влиянием и стать предприятием мирового уровня. На сегодняшний день бренд Tsingtao известен во всем мире, а продукция продается более чем в 100 странах. Это пятый по величине производитель пива в мире.
Интеграция социальной ответственности в корпоративное стратегическое управление
Пивоварня с многолетней историей «Циндао» ставит перед собой цель стать предприятием мирового уровня и влиятельным брендом на международном рынке, одновременно активно участвуя в устойчивом развитии общества. В процессе работы компания придерживается трех принципов: ориентации на качество, ориентации на инновации и ориентации на культуру. Такая концепция означает, что компания стремится не только контролировать качество продукции, но и активно участвовать в улучшении и оптимизации экологического направления бизнеса. Пивоварня «Циндао» придерживается концепции зеленого развития, высококачественных и экологичных направлений в развитии промышленности.
С момента введения концепции низкоуглеродного развития в 2009 году компания уделяет большое внимание выбросам углекислого газа в производственном процессе, контролируя процессы и повышая эффективность использования энергии, что ведет к созданию экологически чистой энергосберегающей системы. Комплексное потребление энергии на единицу продукции снижается с каждым годом. В компании также активно изучают методы использования вторичных ресурсов и переработанной продукции и усиливают управление производственными отходами и упаковкой.
С 2013 года уровень переработки отходов достиг 100 %. В компании строго соблюдаются законы и другие нормативно-правовые акты Китайской Народной Республики, такие как Закон о предотвращении и контроле загрязнения атмосферы и Национальный стандарт GB 16297-1996 (стандарт выбросов загрязняющих веществ в атмосферу). С 2022 года в компании не используется уголь в качестве производственного топлива. Сейчас компания использует только паровые или газовые котлы и постоянно оптимизирует их работу, чтобы добиться снижения содержания азота, а также сократить выбросы загрязняющих веществ.
Преимущества модели управления социальной ответственностью компании «Циндао»
Интеграция социальной ответственности в свою модель управления принесла компании «Циндао» значительные выгоды. Что касается экономических выгод, то с 2008 года, когда пивоварня начала активно действовать в русле национальной политики и внедрила такие стратегические цели управления, как экономия воды и топлива и контроль сброса сточных вод, до 2022 года совокупное потребление энергии на единицу продукции ежегодно снижалось. Потребление воды при производстве пива снизилось с 5,93 до 3,24 м 3 /кл, что составило 45,36 %. Потребление электроэнергии на единицу продукции снизилось с 75,99 до 47,34 кВтч/кл, что соответствует 37,70 %.
Снижение совокупного энергопотребления на единицу продукции также означает снижение ее себестоимости, что будет напрямую способствовать увеличению выручки и прибыли предприятия.
С 2008 по 2022 год операционная прибыль компании увеличилась с 1,602 млрд до 32,172 млрд юаней, темп роста операционного дохода составил 1908,24 %. Общая прибыль компании увеличилась с 1,108 млрд до 5,001 млрд юаней, общий темп роста составил 351,35 %. Чистая прибыль компании увеличилась с 734 млн до 3,805 млрд юаней с темпом роста 418,39 %. С тех пор как в 2008 году пивоварня «Циндао» предложила соединить концепции «Научный взгляд на развитие» и «Гармоничное общество» и интегрировать корпоративную социальную ответственность в модель стратегического управления компании, она активно оптимизировала социально-экологическую и бизнес-среду. Пивоварня «Циндао» добилась стабильного, устойчивого и качественного развития. Помимо того, что компания прочно занимает первое место среди китайских производителей пива, бренд завоевал хорошую репутацию у потребителей.
Инцидент с мочеиспусканием
Суть инцидента
Двадцатого октября 2023 года было обнародовано видео, на котором рабочий мочится в резервуар с сырьем на пивоварне «Циндао» № 3. Видео привлекло внимание общественности. Вечером 1 ноября объединенная следственная группа города Пинду провинции Шаньдун сообщила о результатах расследования. Выяснилось, что грузчик по фамилии Цуй помочился в контейнер, в котором перевозили солод. В нем находилось небольшое количество сырья, поэтому многие пользователи сети приняли его за склад компании «Циндао». Хотя было подтверждено, что местом мочеиспускания был не склад предприятия, поведение рабочего серьезно навредило компании. Под угрозой оказалась безопасность пищевых продуктов, а это всегда было болезненной темой для общества.
Реакция компании на инцидент
Первого ноября 2023 года компания «Циндао» заявила, что серьезно рассмотрит этот инцидент и примет все меры, чтобы не допустить его повторения. Основные шаги по исправлению ситуации:
— внедрение системы строгого контроля качества;
— замена всех транспортных средств для перевозки сырья на полностью закрытые самосвалы;
— исключение контакта персонала с сырьем;
— модернизация заводской системы мониторинга с внедрением искусственного интеллекта для эффективного распознавания поведения и отслеживания всех процессов в режиме реального времени;
— совершенствование управления привлеченным персоналом, дополнительное обучение и строгая оценка.
Компания создала специальную следственную группу для расследования нарушений служебных обязанностей ответственными лицами и подразделениями и будет серьезно реагировать на такие случаи в соответствии с регламентами. «Циндао» опечатала весь загрязненный солод и проконтролировала очистку, гарантируя, что загрязненное сырье не попадет в производство.
Последствия инцидента
Инцидент с мочеиспусканием за короткое время получил широкую огласку, вызвав большую обеспокоенность и бурную дискуссию в обществе, а также нанеся серьезный ущерб репутации и имиджу компании «Циндао». Скандал заставил потребителей усомниться в качестве пива и выразить обеспокоенность по поводу его пищевой безопасности. У людей возникает недоверие к процессу производства и качеству пива «Циндао», что определенно влияет на его продажи и положение на рынке. Инцидент также повлиял на цену акций Tsingtao Brewery. После его огласки цена акций компании упала, а ее рыночная стоимость снизилась на миллиарды юаней. Будучи известным брендом, «Циндао» имеет большое влияние в обществе. Однако инцидент с мочеиспусканием заставил людей усомниться в репутации компании, ее социальной ответственности и честности, а также в безопасности пищевых продуктов, что препятствует развитию социально ответственного бизнеса.
Выводы и размышления
Фактически инцидент в компании «Циндао» обнажил более глубокие проблемы, которые заслуживают дальнейшего изучения:
- Технологии и мониторинг.
Почему в эпоху высоких технологий невозможно эффективно контролировать ключевые звенья процесса производства продуктов питания? Например, почему в критически важных зонах не установлены камеры и датчики для обеспечения безопасности пищевых продуктов? За кажущейся небрежностью скрывается отсутствие строгого контроля качества. Существуют серьезные разрывы в таких звеньях цепочки поставок, как управление персоналом и транспортировка сырья. Следует усилить контроль в тех сегментах, которые изначально игнорировались, например на транспортных средствах. Необходимо установить камеры видеонаблюдения в автомобилях, контролировать весь процесс перемещения груза.
- Корпоративная культура и образование.
Почему работники ведут себя подобным образом? Это результат несформированной корпоративной культуры или недостаток образования и обучения? Цуй был сотрудником на аутсорсе, и это объяснение может стать для компании хорошим предлогом, чтобы избежать прямой ответственности. Тем не менее уровень доверия к бренду неизбежно понизится. Ведь сотрудники на аутсорсе также отбираются компанией, следовательно, она несет за них ответственность [7].
Компания несет ответственность и за надлежащее обучение сотрудников. Привлеченные специалисты должны пройти качественное комплексное обучение, прежде чем они смогут приступить к работе. Также требуется более тщательная проверка аутсорсинговых компаний, чтобы избежать привлечения непрофессионалов и предотвратить возникновение неприятных ситуаций.
- Проблемы связей с общественностью.
С момента появления видео до официальной реакции компании «Циндао» ролик бродил по сети более 10 дней. Эффективность взаимодействия с общественностью настолько низка, что негативные реакции распространились довольно быстро среди большого количества людей. Это, безусловно, нанесло огромный вред компании. У нее не было плана действий в таких чрезвычайных ситуациях. Как ведущая в отрасли производства пива в Китае компания «Циндао» должна была более оперативно провести расследование и отреагировать на инцидент. Только таким образом можно было эффективно успокоить общественность и снизить негативные последствия. Случайны ли такие вещи или неслучайны? [8] Создание бренда может занять годы, десятилетия и даже сотни лет упорного труда, а разрушить все можно в одно мгновение. Восстановить имидж бренда после того, как ему был нанесен серьезный ущерб, крайне сложно.
- Доверие потребителей.
Чтобы восстановить репутацию компании и вновь завоевать доверие общественности, потребуется немало времени. Компании следует быть осторожной в своих словах и поступках в ближайшее время и предпринять практические действия для восстановления своего имиджа, например сделать все аспекты производства и переработки прозрачными (за исключением конфиденциальной информации). Пивоварня «Циндао» может в прямом эфире транслировать процесс переработки сырья и производства продукции, что позволит потребителю контролировать каждый этап. Это не только поможет постепенно восстановить имидж и продемонстрировать публике намерение исправиться, но и позволит привлечь трафик и повысить популярность бренда.
Заключение
На примере пивоваренной компании «Циндао» можно увидеть, что существует положительная корреляция между корпоративной социальной ответственностью и конкурентоспособностью бизнеса. Когда компании интегрируют корпоративную социальную ответственность в модель стратегического управления, они могут конвертировать это в конкретные достижимые бизнес-цели, снизить производственные затраты за счет внедрения инноваций и улучшения основной деятельности. Доверие общества очень важно для повышения рыночной конкурентоспособности предприятий, это в значительной степени способствует устойчивому развитию отрасли. Если компания игнорирует корпоративную социальную ответственность, это может нанести ущерб ее имиджу, снизить доверие потребителей и увеличить бизнес-риски, что крайне вредно для развития экологичного социально ориентированного бизнеса.
Предприятия должны уделять внимание корпоративной социальной ответственности и интегрировать ее в модель стратегического управления компании. Они должны не только соблюдать законы и правила, но и активно выполнять социальные обязательства и производить качественную продукцию. В то же время бизнес должен приносить пользу обществу, быть экологичным и реализовывать больше мероприятий в сфере общественного блага, что поможет обеспечить эффективное развитие предприятия и создать положительный имидж.
Литература:
1. Юй С. Исследование влияния корпоративной социальной ответственности на корпоративные финансовые показатели с точки зрения инновационного потенциала. — Тяньцзинь : Нанкайский университет, 2024.
2. Ли В. Исследование конкурентной стратегии бизнеса TIM Group по производству искусственных панелей [D]. — Ланьчжоу : Университет Ланьчжоу, 2023.
3. Лю Х. Исследование управления корпоративной социальной ответственностью: на примере Токийского Диснейленда [J] // Северная экономика и торговля. — 2020. — № 2. — С. 129–130.
4. Ченг Я. Краткая дискуссия о корпоративной социальной ответственности перед акционерами [J] // Кооперативная экономика и технологии. — 2020. — № 9. — С. 130–131.
5. Ван Л. Исследование взаимосвязи между корпоративной социальной ответственностью и корпоративной эффективностью с точки зрения негативного общественного мнения руководителей [D]. — Янтай : Яньтайский университет, 2024.
6. Турсюнь Ч. Я. Социальная ответственность, управление качеством и безопасностью и корпоративная репутация основных предприятий в цепочке поставок продуктов питания [J] // Ответственность, управление качеством и безопасностью и корпоративная репутация. — 2022. — № 6. — С. 29–35.
7. Чжан В., Чжэн Ю., Чжоу Т. и др. Практическое применение управления бизнес-аутсорсингом на буровых предприятиях [J] // Журнал Пекинского нефтяного кадрового колледжа. — 2021. — № 1. С. 36–38.
8. Ян С. Нам следует принять меры предосторожности, чтобы справиться с кризисом брендов [J] // Бренд-менеджмент. — 2011. — № 4. С. 51–52.
9. Лян Ю. Исследование взаимосвязи между управлением корпоративной социальной ответственностью и корпоративной конкурентоспособностью: на примере зарегистрированных в Китае иностранных компаний-подрядчиков. — Гуанчжоу : Гуандунский университет иностранных исследований, 2020.
10. Ли Р. Роль построения культуры корпоративной честности в реализации корпоративной социальной ответственности [J] // Культурный форум. — 2023. — № 5. — С. 4–6.