Неуплата налогов как угроза экономической безопасности государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Романова, К. Е. Неуплата налогов как угроза экономической безопасности государства / К. Е. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121584/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В статье рассматривается роль налогов для государства. Особое внимание уделяется одной из наиболее острых и значимых проблем — уклонению от уплаты налогов, представляющему собой угрозу экономической безопасности государства. Даётся общая характеристика данной проблемы, анализируются виды ответственности за нарушение налогового законодательства, а также предлагаются меры, направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов.

Ключевые слова: налоговая ответственность, обязательные платежи, экономическая безопасность, бюджетная система, налоги.

The article examines the role of taxes for the state. Special attention is paid to one of the most acute and significant problems for the state — tax evasion, which poses a threat to the economic security of the state. A general description of this problem is given, the types of liability for violation of tax legislation are analyzed, and measures aimed at preventing tax evasion are proposed.

Keywords: tax liability, mandatory payments, economic security, budget system, taxes.

В каждом государстве существует проблема, оказывающая негативное влияние на его экономическую стабильность и безопасность, — проблема уклонения от уплаты обязательных платежей.

Необходимо отметить, что налоги для государства играют роль одного из важных источников его финансирования. Налоги обеспечивают функционирование государства и его институтов. При помощи налогов государство регулирует экономику, создаёт общественные блага, обеспечивает свою стабильность и безопасность, финансируя государственные органы, стимулирует экономический рост.

За уклонение от уплаты налогов законодатель предусматривает несколько видов юридической ответственности.

Налоговая ответственность наступает в случае совершения налогового правонарушения, то есть виновно совершённого противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) установлена ответственность. К налоговым правонарушениям налоговое законодательство относит следующие действия (бездействия): «неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), предусмотренная ст. 122 НК РФ; непредставление в установленные сроки налоговой декларации и иных документов, закреплённое в ст. 119 НК РФ; непредставление налоговому органу информации, необходимой для осуществления налогового контроля, предусмотренное ст. 126 НК РФ; другие нарушения, влекущие за собой привлечение лица к налоговой ответственности» [4].

Налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ, установлена в форме штрафа, размер которого зависит от вида налогового нарушения и других обстоятельств, имеющих значение для дела.

Наряду с налоговой, законодатель закрепляет ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административная ответственность за совершение противоправных действий в налоговой сфере применяется в случае совершения физическим или юридическим лицом правонарушающих деяний в области налогов и сборов, которые выражаются в противоправном, виновном действии или бездействии и за которые законодательством об административных правонарушениях установлена ответственность. К данным правонарушениям относятся следующие противоправные действия: «нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ); нарушение срока представления налоговой декларации (расчёта по страховым взносам) или иных документов, предусмотренных Налоговым кодексом (ст. 15.5 КоАП РФ)» и иные [5]. За их совершение предусмотрены санкции в виде предупреждения, штрафа.

Таким образом, административная ответственность за неуплату налогов используется государством как один из инструментов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства.

Необходимо отметить, что уклонение от уплаты налогов и сборов является серьёзным правонарушением, которое может повлечь за собой более строгий вид юридической ответственности — уголовную.

Отдельные составы преступлений, связанные с неуплатой налогов и сборов, закреплены в статьях Уголовного кодекса РФ (ст. 198–199.2) [6], согласно которым уклонение от уплаты налогов и сборов может проявляться в двух формах: активной, то есть в умышленном совершении уголовно наказуемых действий, например, искажение налоговых деклараций, и пассивной, которая проявляется в бездействии лица, например, неподача в налоговый орган налоговые декларации.

Отказ от исполнения обязательств по уплате обязательных платежей является грубым правонарушением, за которым следуют негативные последствия как для государственного бюджета, тем самым приводя к его нестабильности, так и для экономической системы Российской Федерации в целом. Данный юридический факт влечёт за собой последствия: возможный рост долга государства, зарождение основ для развития экономического кризиса и т. д.

В целях искоренения данного рода правонарушений государство применяет комплекс мер, направленных на усовершенствование налоговой политики, предупреждение противоправных действий за отказ от уплаты налогов, повышение уровня финансовой грамотности населения и постепенное ужесточение ответственности за налоговые правонарушения.

Стоит отметить, что законодателю необходимо активнее разрабатывать программы и планы по повышению уровня финансовой грамотности, так как именно этот фактор является одной из остро стоящих проблем, способствующих стремительному росту преступных действий в налоговой сфере.

Уклонение от исполнения обязательств по уплате обязательных платежей — серьёзная угроза для экономического развития и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, которая оказывает влияние на социальное расслоение общества и дальнейшую дезорганизацию. Уклонение от уплаты обязательных платежей представляет собой нарушение, совершаемое как физическими, так и юридическими лицами и оказывающее значительное негативное воздействие на экономическую безопасность государства. Чаще всего это приводит к снижению финансовых поступлений в бюджет государства в целом, регионов и муниципальных образований. Недостаток денежных средств также может воспрепятствовать поддержке социально-экономического развития и реализации национальных проектов разных уровней.

Отказ от исполнения налоговых обязательств оказывает непосредственное воздействие на формирование доходной части бюджетов различных уровней. Пренебрежительное отношение граждан Российской Федерации к своим обязанностям по уплате налогов и сборов приводит к резкому уменьшению финансов государства.

Нарушения в области налогообложения способствуют увеличению масштабов теневой экономики, создавая благоприятные механизмы для возникновения неравных условий конкуренции между фирмами и компаниями на рынке, тем самым открывая дорогу монополиям.

Наиболее негативным результатом уклонения от уплаты налогов и сборов является нарастание недоверия граждан к государственной власти и финансовой системе, а также возникновение чувства несправедливости по отношению к себе.

В этой связи предлагается ряд мер, направленных на минимизацию негативного влияния противоправных действий, связанных с неисполнением обязательств по уплате обязательных платежей, на экономическую стабильность государства.

Во-первых, необходимо внедрение более жёстких правил и санкций для граждан, совершающих уклонение от исполнения обязательств по уплате налогов и сборов, например, повышение размера уголовного наказания в виде штрафа до 1 млн рублей. Данная мера будет носить сдерживающий характер по отношению к противоправным действиям лиц, иными словами, она поспособствует контролю за совершением правонарушений в налоговой сфере.

Во-вторых, представляется возможным повышение уровня прозрачности бюджетной и налоговой систем. Целесообразным будет создание новых сайтов налоговых органов, подробно предоставляющих информацию об их деятельности, куда также будут выкладываться отчёты и другие документы. Приведённая мера будет способствовать уменьшению злоупотреблений в указанных выше сферах и уклонений от уплаты налогов и сборов.

В-третьих, представляется разумным инициировать внедрение автоматизированных систем контроля и анализа данных, которые предоставляют налоговым органам действенный инструмент для оперативного и результативного выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства.

Таким образом, несоблюдение норм налогового законодательства приводит к уменьшению доходной части бюджета, что влияет на реализацию социально значимых программ для государства и граждан. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты обязательных платежей необходимо разработать комплексный подход, включающий в себя не только ужесточение ответственности за налоговые правонарушения, но и создание прозрачной налоговой системы с её дальнейшей автоматизацией, что в дальнейшем приведёт к укреплению экономической безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для вузов / Ю. А. Крохина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 503 с.
  2. Уголовное право России [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» : [в 2 т.] / [Абдульманов А. А., Борисов С. В., Боровиков В. Б. и др.]; под редакцией доктора юридических наук, профессора Н. Г. Кадникова. — М. : Юриспруденция, 2018. — 833 с.
  3. Кофанова Т. А., Тихонова С. С. Особенности налоговой политики Российской Федерации на современном этапе // Современные проблемы бухгалтерского учета и налогообложения : материалы региональной научно-практической конференции. — 2020. — С. 24.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 31-ФЗ (ред. от 30.09.2024) // Собрание законодательства РФ. — № 31. — 1998. — Ст. 3824. Ст. 116–129.15.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.11.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1), ст. 1). Ст. 15.1–15.9.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.11.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.11.2024) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954. Ст. 198–199.2.


Задать вопрос