Привязанность к родителям представляет собой вид эмоционального взаимодействия, который, прежде всего, проявляется в отношениях с матерью как с самым близким человеком. О первых признаках этой привязанности можно говорить уже в середине первого года жизни, когда у ребенка начинает возникать беспокойство в моменты временного отсутствия матери, что становится особенно заметным к восьми месяцам. В этом же возрасте наблюдается интерес к посторонним людям. На втором году жизни тревога при встрече с чужими начинает угасать, проявляясь скорее в виде стеснения и робости. Однако страх разлуки с матерью сохраняется: у девочек он может длиться до 2,5 лет, а у мальчиков — до 3,5 лет. В возрасте трех лет по-прежнему можно услышать вопросы «Где мама?» и «Хочу к маме», несмотря на усилившийся интерес к общению с отцом и сверстниками. Мать, как никто другой, способна поддержать и утешить ребенка. Тем не менее, некоторые тревожные и доминирующие матери могут непроизвольно привязать к себе детей или создавать зависимость от их настроения, это связано с их собственными страхами одиночества и чрезмерной заботой. [4]
Часто ребенку внушается, что ощущение безопасности он сможет испытывать только в компании матери, что препятствует формированию его потребности в общении с другими взрослыми и сверстниками. Такая невротическая привязанность порождает черты инфантильности, зависимости и неуверенности в собственных способностях, особенно в новых коммуникационных ситуациях, требующих быстрого принятия решений и готовности к риску. [1] К невротическим привязанностям также приводит жесткий стиль воспитания со стороны отца, который не обучает, а принуждает, ожидая безоговорочного подчинения своим завышенным требованиям и наказывая физически даже за малейшее неповиновение. Такие отцы часто относятся к детям как к взрослым, игнорируя их необходимость в заботе и ласке. В семьях с такими конфликтами в воспитательных подходах матери, противопоставляя отцу, стремятся компенсировать недостаток эмоциональной близости, чрезмерно потакая детям и окружая их излишней заботой. Эти крайности в родительской роли не проходят без последствий: дети часто становятся невротически связанными с матерью, проявляют капризность, изменчивость настроения и повышенную возбудимость. [9] Часто такие родители предпочитают давать детям успокаивающие препараты, чем пересматривать свои отношения друг с другом.
Серьезным препятствием для формирования эмоциональной связи и привязанности между матерью и ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Это чаще всего наблюдается в отношении ко второму ребенку, который может быть того же пола, что и первый. Эмоционально сильно вымотанная от ухода за первенцем, мать уделяет меньшую заботу второму ребенку. Обычно она уже физически устала и перегружена работой. Состояние невротического застоя сказывается на ее общительности и принципиальности, что заставляет ее воспитывать ребенка по абстрактным схемам, не учитывая его реальных потребностей. Вместо теплых взаимодействий и ласки, она ограничивается только назиданиями и морализированием. Это создает для ребенка значительный эмоциональный барьер в общении с матерью, которая, несмотря на свои чувства любви, не делает шагов для установления взаимных теплых отношений. [6]
Чувствительные дети, не в состоянии оставаться безучастными, пытаются компенсировать нехватку эмоций и непосредственности, вызывая бурные реакции — крича и плача, словно опасаясь быть незамеченными. Однако такое поведение воспринимается как капризы и истерики. Родители, вместо того чтобы изменить подход, лишь усиливают контроль, игнорируя ухудшающееся эмоциональное состояние детей, что может привести к болезненной зависимости от поиска внимания и любви. Если такая ситуация затягивается, у детей может развиться одностороннее чувство любви к себе, что затруднит их способность делиться своими переживаниями с другими. [8]
Все, что мешает формированию эмоциональной близости между детьми и родителями, включая привязанность, связано с такой важной человеческой эмоцией, как любовь. Основой этой любви служат ответные чувства ребенка к заботе и любви матери. Здесь много зависит от души самой матери, от ее способности безусловно любить, не связывая это с какими-либо принципами, условиями и чувством долга.
Постепенно привязанность к матери распространяется и на отца, особенно это заметно у девочек. Существует даже пословица: «Дочь в отца — счастлива будет». Это счастье возможно, если чувства дочери и отца взаимны. Такая связь формирует более гармоничные отношения с другими людьми, включая супругов. Взаимоотношения между матерью и сыном также играют важную роль, если они не омрачены конфликтами или страхом потери любви. Если ребенок испытывает недостаток любви, причины, скорее всего, нужно искать в родителях. Это чаще всего касается желанных детей или тех, чье появление стало неожиданным для молодых родителей.
Дети, пол которых не соответствует ожиданиям, также могут испытывать нехватку любви. Мальчик будет принят, если будет тихим и незаметным, но упрямство вызовет негативные реакции родителей. У девочек часто недовольство родителей вызывает их чувствительность и ранимость.
Выражению любви к ребенку также мешает невротическое состояние матери. Сосредоточенность на собственных переживаниях, душевные страдания, внутренние конфликты и низкий эмоциональный тонус мешают ей уделять внимание, проявлять нежность и заботу. Обычно это временные проблемы, однако существует риск, что у ребенка могут развиться соответствующие эмоциональные расстройства.
Необходимо своевременно осознать все рассмотренные ситуации, чтобы, с одной стороны, избежать создания ненужных препятствий для эмоционального роста детей, а с другой — способствовать формированию навыков любить и ощущать счастье.
Таким образом, дошкольный возраст представляет собой своеобразный жизненный этап в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений.
К сожалению, любовь к родителям не всегда выражается лишь позитивными эмоциями. Бывают моменты, когда дети стремятся выплеснуть на них свое недовольство и раздражение. Чаще всего мишенью оказывается мать, как наиболее близкий и доступный человек. Ребенок может ее ударить, ущипнуть или угрожать игрушечным пистолетом. Огорчение часто находит выход в криках и слезах, а также в фразах вроде: «Не люблю, ты плохая». Эти эмоции быстро затихают, не оставляя негативного следа, если родители проявляют заботу, доброту и чуткость. Безусловно, важно обозначить реакцию, когда на родителей проявляют агрессию, но не следует переусердствовать, драматизировать и уж тем более чрезмерно запрещать выражение отрицательных эмоций. Они являются значимым аспектом здорового эмоционального развития и помогают укреплять волевые качества. [3]
В данном возрасте характерны «агрессивные фантазии», когда ребенок воображает себя злодеем, отрубающим голову врагу. Он может сказать матери, что его обидели, и расценивать её как «плохую», угрожая: «я тебя убью». Объяснить такую реакцию можно так, что это единственный способ решения проблемы, так как большинство негативных эмоций в споре в конечном итоге исчезнут, преобразуясь в процессе осознания ребенка. Постепенно он научится лучше контролировать свои чувства, станет более терпеливым, добрым за счёт переживаний и сострадания. Укрепится его вера в себя и близких, он будет делиться с ними своими эмоциями и переживаниями, зная, что его выслушают и поддержат, без осуждения и унижения.
Если же родители не принимают непосредственность ребенка, его спонтанные проявления негативных эмоций и наказывают за них, останавливая их уроками и угрозами, то развитие ребенка будет иным. Подавление негативных эмоций приведёт к хроническому душевному напряжению, вызвав скрытое недовольство и обиду. Ребёнок, испытывающий внутреннее напряжение, будет выражать его в агрессии к сверстникам или действовать скрытно, оставаясь незаметным для взрослых. Следовательно, истина заключается в том, что необходимо избегать как жестоких мер, так и полной свободы. [2]
Литература:
1. Андреева Т. В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. / Т. В. Андреева. — Санкт-Петербург: Питер, 2014.
2. Бодалев А. А., Спивакова А. С., Карпова Н. Л. Популярная психология для родителей. — М.: Просвещение, 1998.
3. Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве// Избр.психолог. труды: В 2 т. — М.: 1986.
4. Мещерякова С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. — 1995.
5. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии. — 2000.
6. Филлипова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М., 2002.
7. Шалимова Г. А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие — М.: Аркти, 2006.
8. Широкова, Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова — М., 2005.
9. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г.Эйдемиллер. — СПб.: Питер, 2008.