Духовое музыкальное творчество как феномен отечественной социально-культурной традиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 11.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Э. М. Духовое музыкальное творчество как феномен отечественной социально-культурной традиции / Э. М. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121641/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В статье рассмотрено духовое музыкальное творчество в контексте отечественной социально-культурной традиции. Целью работы является анализ исторических и культурных аспектов развития духового музыкального творчества в России, его роль в формировании национальной идентичности и патриотического воспитания молодёжи. Раскрыто значение влияния духовых оркестров на развитие музыкальной культуры и их значение в сохранении и передаче культурных ценностей.

Ключевые слова: духовое музыкальное творчество, социально-культурная традиция, национальная идентичность, патриотическое воспитание.

The article examines the brass musical creativity in the context of the national socio-cultural tradition. The purpose of the work is to analyze the historical and cultural aspects of brass music development in Russia, its role in the formation of national identity and patriotic education of youth. The article revealed importance of the influence of brass bands on the development of musical culture and their importance in the preservation and transmission of cultural values.

Keywords: brass musical creativity, socio-cultural tradition, national identity, patriotic education.

Духовое музыкальное творчество является важной частью отечественной социально-культурной традиции, оказывая значительное влияние на формирование национальной идентичности, развитие музыкальной культуры и патриотическое воспитание молодёжи [1, с. 2]. В данной статье мы рассмотрим исторические и культурные аспекты духового музыкального творчества, его роль в сохранении и передаче национальных ценностей и традиций.

История духового музыкального творчества в России тесно связана с развитием военной музыки и оркестрового искусства [2, с. 2]. Уже в XVIII веке духовые оркестры играли важную роль в военных парадах и церемониях, а также в культурной жизни общества. Они стали символом национальной гордости и патриотизма [3, с. 5].

Духовые оркестры как слаженные музыкальные коллективы организовываются в эпоху Петра I. Государь вносит изменения в воинские ритуалы и увеличивает роль духового оркестра. Так, духовой оркестр принимает участие в разводе почётного караула, производстве в офицеры, встречах победителей (которые сейчас можно назвать парадом). На траурных погребальных процессиях военнослужащих и государственных деятелей начинают играть оркестры [4, с. 28]. По мере становления в структуре армии они начинают играть и на мероприятиях местного значения.

В первой четверти XIX века роль переложения симфонических и оперных сочинений растёт, что способствует возникновению сочинений для духового оркестра. В качестве нового гимна в 1816 году было принято произведение, основу которого составляла английская композиция «Боже, храни короля». Василий Жуковский в 1818 году дополнил текст гимна, который до 1833 года остался неизменным. Царь впервые услышал новый гимн 23 ноября. В его исполнении были задействованы придворные певчие и два военных оркестра. Главным достоинством гимна оказалась его лаконичность: всего 16 тактов. Такое произведение легко запомнить, что способствовало его популярности. Данный гимн исполнялся в России до Февральской революции, произошедшей в 1917 году [5, с. 3].

Становление советского общества в ранний период было связано с военной музыкой, которая нашла широкое применение в обучении войск и культурно-просветительской подготовке воинов Красной армии и флота. «Музыка сопровождает всю жизнь красноармейца, начиная с утренних и вечерних зорь и смены караулов до длинных военных смотров и походов. Музыка пронизывает весь быт Красной армии».

Одной из главных задач в культуре и искусстве стал поиск и формирование новых требований к музыке. Политическая элита говорила об огромных творческих силах, которые открывали новые жизненные и государственные ориентиры. Композиторы черпали творческий материал из окружающей действительности. В их произведениях заметно стремление отразить славу социалистической эпохи. Репертуар воспевал высочайшие общественные мотивы, отражающие высоконравственные ценности, регулируемые государством в лице репертуарных комиссий и организаций. Одним из главных критериев ценности музыкального произведения выступала степень его понятности слушателю, в то же время без композиторского музыкального упрощенства.

XX век стал пиком развития духовых оркестров в России. Они не оставались в стороне даже во время революционных событий 1917 года, участвуя в различных демонстрациях и политических митингах с исполнением «Интернационала» и «Марсельезы». В XX веке духовое музыкальное творчество получило новое развитие, связанное с созданием профессиональных духовых коллективов и оркестров. Были созданы новые произведения для духовых инструментов, которые стали неотъемлемой частью репертуара отечественных музыкантов. Это способствовало дальнейшему развитию духовой музыки и её интеграции в социально-культурную традицию.

Культурное значение духового музыкального творчества заключается в его способности объединять людей разных возрастов и социальных групп. Духовые оркестры выступают на различных мероприятиях, включая концерты, фестивали и праздники, привлекая внимание широкой аудитории. Их музыка способствует созданию атмосферы единства и солидарности, что особенно важно в условиях современного общества. Важную роль в развитии духового музыкального творчества сыграли любительские духовые оркестры, которые с 30-х годов появились в Советском Союзе. Чаще всего они находились на базе заводов, фабрик, дворцов культуры и всех ступеней образования от школ до университетов.

Важное значение самодеятельных духовых оркестров подчёркивал главный дирижёр Советской армии И. В. Петров: «В важном деле воспитания молодёжи, организации её досуга, развития её вкусов большое значение имеют самодеятельные духовые оркестры, создаваемые в школах и вузах, на заводах, фабриках, в колхозах и даже при домоуправлениях». Приблизительно с середины века появился новый вид духовых оркестров — похоронные оркестры, работающие при кладбищах и городских похоронных службах. Духовая музыка начинает в прямом смысле окружать людей со всех сторон. Оркестры играют в парках, садах, скверах, на площадях, парадах, ледовых катках, танцевальных вечерах, демонстрациях. Кроме участия в уличных мероприятиях, они дают концерты во дворцах культуры, на благотворительных балах, сопровождают цирковые представления, играют в антрактах драматических и кинотеатров, в престижных ресторанах и дешёвых кафе, приглашаются для выступлений на радио, записи пластинок и музыкального сопровождения к фильмам. Оркестры исполняли музыкальные произведения, которые заряжали позитивным мироощущением и желанием работать во благо отечества, чередуя произведения патриотической направленности лирическими произведениями, соответственно, компонуя репертуар исходя из направлений творческой деятельности.

Оркестр также имеет огромное значение для развития музыкальной культуры. Он воплощает традиции и исторические аспекты музыки, передавая их из поколения в поколение. Оркестры играют важную роль в сохранении и продвижении классической музыки, а также в создании новых и современных произведений [6, с. 16].

Кроме того, духовое музыкальное творчество играет важную роль в патриотическом воспитании молодёжи. Участие в духовых оркестрах и ансамблях способствует формированию у молодых людей чувства ответственности, дисциплины и уважения к национальным традициям. Это помогает им осознать свою принадлежность к стране и её культуре, а также развивает их творческие способности и музыкальный вкус.

Таким образом, духовое музыкальное творчество представляет собой уникальное явление в отечественной социально-культурной традиции. Оно не только обогащает музыкальную культуру страны, но и способствует формированию национальной идентичности, воспитанию патриотизма и укреплению единства народа [7, с. 4].

В статье рассмотрены исторические аспекты развития духового музыкального творчества в России, его роль в культурной жизни общества и влияние на формирование духовных ценностей. Духовые оркестры и ансамбли являются важной частью культурного наследия страны, способствуя сохранению и передаче традиций следующим поколениям.

Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на изучение современных тенденций в развитии духового музыкального творчества, а также на разработку методик интеграции этого вида искусства в систему образования и культуры. Это позволит не только сохранить и приумножить богатое наследие отечественной музыкальной культуры, но и способствовать её дальнейшему развитию и популяризации среди широких слоёв населения.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский. Собрание сочинений в 11 тт. Т.2. Педагогические статьи. Сайт НПД имени К. Д. Ушинского. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.old.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,71;fs,1/?bookhl=О+народности+в+общественном+воспитании (дата обращения: 04.12.2024)
  2. Герои нашего времени. Сайт «Разговоры о важном» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://razgovor.edsoo.ru/ (дата обращения: 10.12.2024)
  3. Мещанова Л. Н. Особенности патриотического воспитания школьников / Л. Н. Мещанова. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1521.pdf (дата обращения: 06.12.2024)
  4. Левашева О., Кандинский А. История русской музыки. Том 1. От древнейших времен до середины XIX века/ О. Левашева, А. Кандинский — М.: Музыка, 1973. — 596 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://znanio.ru/media/issledovanie-na-temu-istoriya-rossii-v-muzyke-2802069 (дата обращения: 05.01.2025)
  5. Цицанкин В. С. Главный капельмейстер Парада Победы/ В. С. Цицанкин. // Военно-исторический журнал. — 2021. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/glavnyy-kapelmeyster-parada-pobedy (дата обращения: 20.12.2024)
  6. Келдыш Ю. В. Музыкальная энциклопедия/ Ю. В. Келдыш // Советская энциклопедия, 1973–1982. Сайт «Архив пианистки. Ноты, книги, музыка, статьи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://notkinastya.ru/muzykalnaya-entsiklopediya-pod-redaktsiej-yu-keldysha-t-1-t-6/ (дата обращения: 02.11.2024)
  7. Хаханян X. М. Памятка военного дирижёра / Х. М. Хаханян // Мастер военной музыки, Высшее училище военных дирижёров. Российская государственная библиотека. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006046279 (дата обращения: 06.01.2025)


Задать вопрос