Формирование связной речи у детей дошкольного возраста как актуальная проблема современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.01.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Воронцова, С. М. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста как актуальная проблема современности / С. М. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121685/ (дата обращения: 22.02.2025).



Встатье автор раскрывает понятие связной речи, значимость её формирования и развития в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: речь, связная речь, механизмы речи, механизмы мысли, развитие речи

Речь — одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество важной и необходимой информации, как о самом человеке, так и для человека. Работа с речью необходима для развития навыков коммуникации. А работа логопеда нужна для того, чтобы помочь ребенку комфортно чувствовать себя, взаимодействуя со своими сверстниками и взрослыми.

Связная речь — это как раз тот инструмент, который логопед может дать, чтобы ребенок стал партнером по общению. Когда мы говорим о связной речи, то подразумеваем речь ребенка, которая показывает нам не только уровень его речевого развития, но и уровень владения словарем и лексико-грамматической речью. В связной речи ребенка проявляются различные качества личности, инициативность, творчество, логика суждений, а также связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком и культурой общения. [2]

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Но это не так.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Л. С. Выготский). Рассказ может быть повествовательным (отображение событий), описательным (характеристика предмета, явлений), объяснительным (какой это предмет, для чего нужен и что с ним делают), рассказы-суждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

В языковой структуре связная речь занимает самый высокий уровень. Для того чтобы овладеть навыком рассказывания, ребенку нужно владеть двумя механизмами:

  1. Механизм мысли
  2. Механизм речи

Эти механизмы связаны между собой. Для того, чтобы у ребенка заработали эти два механизма, у него должен быть мотив (стимул). Чтобы заработала мысль — должен быть познавательный мотив; чтобы заработала речь — должна быть интенция — побуждение к речи.

Мысль осуществляет две операции:

  1. Сюжет — содержание речи
  2. Сочетаемость мысли (смысловая программа) — интеллектуальная работа, направленная на то, чтобы начало сочеталось с концом вашей речи.

В мысли нет слов, только образы.

Речь осуществляет две операции:

  1. Выбор слов. Связная речь требует максимального умения подбирать слова. (Л. С. Выготский)
  2. Комбинация предложений — связь предложений (межфразовая связь)

Связность речи — связность всех предложений. Единицей связности речи является «стык» двух предложений — это место, в котором мысль предыдущего предложения перетекает в последующее. А если перетекание не получается, то и связность теряется! [1.]

Даже дети, которые развиваются в норме, которые развиваются спонтанно, не умеют правильно и последовательно составлять разные виды рассказов. Это способность приобретаемая. Развитие связной речи происходит у этих детей постепенно, вместе с развитием мышления.

У детей с общим недоразвитием речи спонтанное речевое развитие протекает замедленно, своеобразно, имея особенный характер. У них отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Это следствие несформированности всех компонентов языковой системы — фонетики, лексики и грамматики, а также внимания, памяти, мышления и воображения. Отсюда и название дефекта -общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первые три описаны Р. Е. Левиной:

  1. Первый уровень — отсутствие общеупотребительной речи;
  2. Второй уровень — начатки общеупотребительной речи;
  3. Третий уровень — развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
  4. Четвертый уровень — незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т. Б. Филичевой).

У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании.

Исходя из этого, формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Не стоит дожидаться появления в речи ребенка развернутых предложений. Начинать формировать связную речь у детей с общим недоразвитием речи можно уже при наличии только трёхсловной фразы. Работа должна строиться поэтапно, с учетом речевых возможностей ребенка. С их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания.

В своей работе с детьми по формированию связной речи на пусковом этапе я использую авторскую технологию «Формирование и развитие связной речи у дошкольников» Т. А. Ткаченко.

Данная технология включает десять ступеней логопедической работы:

— Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрационному действию

— Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

— Составление рассказа на основе комментированной деятельности

— Пересказ сказок с наглядной опорой

— Пересказ с использованием игрушек

— Пересказ с использованием магнитной доски

— Пересказ с использованием серии сюжетных картин

— Составление рассказа по серии сюжетных картин

— Пересказ с использованием одной сюжетной картины

— Составление рассказа по одной сюжетной картинке

Использование технологии Т. А. Ткаченко на занятиях по формированию связной речи позволяет сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их набором непоследовательных фраз или перечислением предметов, действий. Ребенок-дошкольник пополняет свой словарный запас, активизирует память, внимание, словесно-логическое мышление и творческие способности.

Необходимость владения навыками связной речи весьма актуальна для будущих школьников. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, корректно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции — необходимые навыки для коммуникации, социализации современного школьника. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих планах и переживаниях невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. [3]

Живое общение современным детям заменяют компьютерные игры, обмен сообщениями с сокращенными словами в телефоне и пр. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Литература:

  1. В. К. Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЕК, 2016.-233.: ил.
  2. Т. А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. — Москва: Эксмо, 2017.-136 с.: ил.
  3. Т. А. Ткаченко. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс, 2021. — 63с.: ил.-(Логопедическая школа Татьяны Ткаченко).
Основные термины (генерируются автоматически): связная речь, общее недоразвитие речи, ребенок, Составление рассказа, механизм мысли, механизм речи, мысль, общеупотребительная речь, Пересказ, речь ребенка.


Ключевые слова

развитие речи, речь, связная речь, механизмы речи, механизмы мысли

Похожие статьи

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Психологические и психолингвистические основы формирования познавательной функции речи

В данной исследовательской работа посвящена изучению источников по теме формирования речи в онтогенезе и влиянии ее на развитие высших психических функций ребенка с точки зрения психолингвистики.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Похожие статьи

Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста

В статье автор исследует различные аспекты развития образной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Психологические и психолингвистические основы формирования познавательной функции речи

В данной исследовательской работа посвящена изучению источников по теме формирования речи в онтогенезе и влиянии ее на развитие высших психических функций ребенка с точки зрения психолингвистики.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические основы процесса развития логического мышления у детей дошкольного возраста; раскрыто понятие — логическое мышление; акцентируется внимание на значении речи и сенситивного периода в ходе мыслительного процесса ре...

К вопросу об особенностях развития речи у младших школьников с задержкой речевого развития

В настоящей статье представлен литературный обзор на особенности развития речи у детей с задержкой речевого развития.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Особенности связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматривается понятие и виды связной речи, ее роль в социальном и личностном развитии человека. Описано состояние связной речи слабослышащих младших школьников.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме речевого развития дошкольников трех-четырех лет. Автором разработана форма педагогического исследования, представляющая собой схематическую совокупность понятий и взаимосвязей развития речи во взаимосвязи со всеми психически...

Особенности коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы изучения коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Раскрывается содержание понятия «коммуникативная компетенция» в работах казахстанских и заруб...

Задать вопрос