Формирование связной речи у детей дошкольного возраста как актуальная проблема современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, С. М. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста как актуальная проблема современности / С. М. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121685/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



Встатье автор раскрывает понятие связной речи, значимость её формирования и развития в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: речь, связная речь, механизмы речи, механизмы мысли, развитие речи

Речь — одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество важной и необходимой информации, как о самом человеке, так и для человека. Работа с речью необходима для развития навыков коммуникации. А работа логопеда нужна для того, чтобы помочь ребенку комфортно чувствовать себя, взаимодействуя со своими сверстниками и взрослыми.

Связная речь — это как раз тот инструмент, который логопед может дать, чтобы ребенок стал партнером по общению. Когда мы говорим о связной речи, то подразумеваем речь ребенка, которая показывает нам не только уровень его речевого развития, но и уровень владения словарем и лексико-грамматической речью. В связной речи ребенка проявляются различные качества личности, инициативность, творчество, логика суждений, а также связная речь как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении родным языком и культурой общения. [2]

Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Но это не так.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений — это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Л. С. Выготский). Рассказ может быть повествовательным (отображение событий), описательным (характеристика предмета, явлений), объяснительным (какой это предмет, для чего нужен и что с ним делают), рассказы-суждения и творческие рассказы (основанные на воображении).

В языковой структуре связная речь занимает самый высокий уровень. Для того чтобы овладеть навыком рассказывания, ребенку нужно владеть двумя механизмами:

  1. Механизм мысли
  2. Механизм речи

Эти механизмы связаны между собой. Для того, чтобы у ребенка заработали эти два механизма, у него должен быть мотив (стимул). Чтобы заработала мысль — должен быть познавательный мотив; чтобы заработала речь — должна быть интенция — побуждение к речи.

Мысль осуществляет две операции:

  1. Сюжет — содержание речи
  2. Сочетаемость мысли (смысловая программа) — интеллектуальная работа, направленная на то, чтобы начало сочеталось с концом вашей речи.

В мысли нет слов, только образы.

Речь осуществляет две операции:

  1. Выбор слов. Связная речь требует максимального умения подбирать слова. (Л. С. Выготский)
  2. Комбинация предложений — связь предложений (межфразовая связь)

Связность речи — связность всех предложений. Единицей связности речи является «стык» двух предложений — это место, в котором мысль предыдущего предложения перетекает в последующее. А если перетекание не получается, то и связность теряется! [1.]

Даже дети, которые развиваются в норме, которые развиваются спонтанно, не умеют правильно и последовательно составлять разные виды рассказов. Это способность приобретаемая. Развитие связной речи происходит у этих детей постепенно, вместе с развитием мышления.

У детей с общим недоразвитием речи спонтанное речевое развитие протекает замедленно, своеобразно, имея особенный характер. У них отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Это следствие несформированности всех компонентов языковой системы — фонетики, лексики и грамматики, а также внимания, памяти, мышления и воображения. Отсюда и название дефекта -общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — тяжелые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первые три описаны Р. Е. Левиной:

  1. Первый уровень — отсутствие общеупотребительной речи;
  2. Второй уровень — начатки общеупотребительной речи;
  3. Третий уровень — развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
  4. Четвертый уровень — незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т. Б. Филичевой).

У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании.

Исходя из этого, формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Не стоит дожидаться появления в речи ребенка развернутых предложений. Начинать формировать связную речь у детей с общим недоразвитием речи можно уже при наличии только трёхсловной фразы. Работа должна строиться поэтапно, с учетом речевых возможностей ребенка. С их учетом подбирать упражнения, постепенно усложняя задания.

В своей работе с детьми по формированию связной речи на пусковом этапе я использую авторскую технологию «Формирование и развитие связной речи у дошкольников» Т. А. Ткаченко.

Данная технология включает десять ступеней логопедической работы:

— Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрационному действию

— Составление рассказа по следам продемонстрированного действия

— Составление рассказа на основе комментированной деятельности

— Пересказ сказок с наглядной опорой

— Пересказ с использованием игрушек

— Пересказ с использованием магнитной доски

— Пересказ с использованием серии сюжетных картин

— Составление рассказа по серии сюжетных картин

— Пересказ с использованием одной сюжетной картины

— Составление рассказа по одной сюжетной картинке

Использование технологии Т. А. Ткаченко на занятиях по формированию связной речи позволяет сформировать связную речь даже у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их набором непоследовательных фраз или перечислением предметов, действий. Ребенок-дошкольник пополняет свой словарный запас, активизирует память, внимание, словесно-логическое мышление и творческие способности.

Необходимость владения навыками связной речи весьма актуальна для будущих школьников. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. От уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика. Восприятие и воспроизведение речи учителя, текста учебного материала, умение объяснять, рассуждать, аргументированно отвечать на вопросы, корректно вести беседу в соответствии с темой, адекватно проявлять эмоции — необходимые навыки для коммуникации, социализации современного школьника. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих планах и переживаниях невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. [3]

Живое общение современным детям заменяют компьютерные игры, обмен сообщениями с сокращенными словами в телефоне и пр. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Вот почему развитие связной речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Литература:

  1. В. К. Воробьева. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЕК, 2016.-233.: ил.
  2. Т. А. Ткаченко. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. — Москва: Эксмо, 2017.-136 с.: ил.
  3. Т. А. Ткаченко. Формирование и развитие связной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс, 2021. — 63с.: ил.-(Логопедическая школа Татьяны Ткаченко).


Задать вопрос