Четыре ключа к успешному будущему для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 14.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Загудаева, Ю. В. Четыре ключа к успешному будущему для детей старшего дошкольного возраста / Ю. В. Загудаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121686/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В статье автор рассматривает четыре основных аспекта, которые помогут родителям и педагогам создать условия для гармоничного развития компетенций XXI века у дошкольников.

Ключевые слова: ребенок, критическое мышление, игровая деятельность, дошкольный возраст, компетенции.

В условиях стремительно меняющегося мира значимость формирования гибких навыков становится особенно актуальной, начиная уже с дошкольного возраста. Мы можем сейчас наблюдать как информация быстро устаревает, как появляются новые технологии, поэтому важно уже дошкольников ориентировать, что не столько ценно обладать информацией, а более важно, уметь ее анализировать, работать с ней, создавать на основе ее новое, при этом эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Будущим поколениям важно иметь не только академические знания, но и умения эффективно взаимодействовать с окружающим миром, проявлять инициативу, творчески подходить к решению проблем и быть устойчивыми к стрессу. Именно эти навыки, известные как «4К» («Критическое мышление, Коммуникация, Кооперация, Креативность), становятся фундаментом для успешной жизни в XXI веке. Данные требования находят свои отражения в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) [1].

Идею концепции навыков 4К выдвинули еще в 1950-х годах. За основу взяли «Рамочную программу P 21 для обучения XXI века», ориентированную на будущее [4]. При этом понятие «4К» не связано с каким-либо одним ученым или исследователем и не является строго научным термином с одним толкованием. Это скорее удобная мнемоническая аббревиатура, которая используется для запоминания и группировки ключевых гибких навыков. В отличие от профессиональных навыков «4К» трудно измерить количественно, а сформировать только путем многократного повторения не представляется возможным. Следовательно, их необходимо постоянно практиковать и развивать.

Условно выделяют четыре категории базовых компетенций, так называемые «4К»:

— критическое мышление;

— креативность;

— коммуникация;

— кооперация.

Исследования отечественных психологов и педагогов, таких как Б. Д. Эльконин и Л. С. Выготский и других ученых доказывают, что дошкольный возраст является благоприятным, когда закладываются основы личности, формируются базовые поведенческие модели и социальные установки. Именно поэтому развитие критического мышления, коммуникации, кооперации, креативности играют важную роль в подготовке детей к успешному будущему [2]. В их основе лежат творческое воображение, создание и проработка идей, выделение недостающей информации, её поиск и анализ, построение аргументации, оценка предположений, командное целеполагание и оценка эффективности. В данной статье автор предлагает эффективные способы развития этих компетенций у детей дошкольного возраста.

В процессе практического педагогического наблюдения отмечается, как дети взаимодействуют друг с другом в разных ситуациях: в игровой и образовательной деятельности, где педагог является активным участником совместной деятельности и во время прогулки, где у детей больше времени на самостоятельную игру и свободную деятельность. В таких двух разных, с точки зрения включенности педагогов в детскую деятельность, ситуациях дети совершенно по-разному выходят из конфликтных ситуаций, по-разному подходят к решению той или иной проблемы, с которой они столкнулись. Ребёнок выбирает способ решения, исходя из своего определённого набора личных качеств характера, который заложен в нём, также играет большую роль общее мировосприятие ребёнка и его окружение.

Вместе с тем, в любом детском коллективе всегда есть дети, которые привлекают к себе внимание нестандартным подходом к решению той или иной задачи. Их вопросы застают воспитателя врасплох, или же их умозаключения нельзя уложить в рамки методической разработки, и воспитатель сам становится исследователем. Почему так происходит? По мнению автора статьи, в таких детях уже формируются те самые гибки навыки о которых так много сейчас говорят в педагогическом сообществе. Поэтому воспитателям необходимо создавать определенные условия, поддерживать и продолжать развивать эти компетенций. Предлагаем подробнее остановиться на этом.

Критическое мышление: думаем, анализируем, решаем

— Коммуникативная деятельность: поощрение детей задавать вопросы, искать ответы, сравнивать информацию и делать выводы.

— Игровая деятельность: организация игр, требующих логического мышления, какие как, пазлы, решение логических задач. Они помогают развивать у детей способность к анализу и решению проблемных ситуаций. Разбор сложных разных видов головоломок требует критической оценки информации, проверки гипотез и отбрасывания неэффективных стратегий.

— Чтение и восприятие художественной литературы: обсуждение истории, определение главных мыслей героев и т. д., стимулирует развитие у детей критического мышления.

— Конструирование: создание построек по схемам, по собственному замыслу моделей и конструкций, решение задач на пространственное мышление.

— Просмотр мультфильмов с последующим обсуждением: анализ сюжета, обсуждение действий героев, выявление причинно-следственных связей.

Коммуникация: говорим, слушаем, понимаем

— Игровая деятельность: сюжетно — ролевые игры, драматизация сказок, театральные постановки, словесные игры развивают речь, уверенность в себе и способность выражать свои мысли.

— Коммуникативная деятельность: поощрение детей делиться своими мыслями, слушать мнения других и участвовать в дискуссиях.

— Чтение и восприятие художественной литературы: загадки, скороговорки, стихи — способствуют развитию речи и улучшения артикуляции.

— Пересказ или описательный рассказ: ребёнок учится выражать свои мысли, слушать и понимать других, участвовать в дискуссии (при обсуждении рассказов).

— Чтение заученных стихов: ребенок учится взаимодействовать с аудиторией, устанавливать контакт со слушателями, повышает уверенность в себе.

Кооперация: работаем в команде, учимся друг у друга

— Познавательно-исследовательская деятельность: проекты, исследовательская деятельность в которых дети совместно решают задачи, помогают развивать командный дух, умение договариваться и делить ответственность.

— Игровая деятельность: игры, где дети должны действовать совместно, обучают координации действий, взаимопомощи и умению работать в паре или команде.

— Изобразительная деятельность: рисование, лепка, конструирование в группе развивают командные навыки и способность создавать что-то совместно.

— Трудовая деятельность: работа в группе учит детей взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, помогать друг другу и договариваться.

Креативность: мыслим нестандартно, создаем новое

— Игровая деятельность: игры с фантазийными сюжетами, создание историй, по фантазии стимулируют творческий потенциал. Игры с открытым финалом, где нет строгих правил, позволяют детям проявить фантазию и самостоятельно придумать ход игры.

— Познавательно-исследовательская деятельность: проекты, исследования, опыты и эксперименты — всё это, позволяет детям выдвигать гипотезы, самостоятельно решать проблемы, придумывать и реализовывать свои идеи, развивают креативность.

— Изобразительная деятельность: рисование, аппликация, лепка и конструирование из бросового материала (картон от коробок, втулки от туалетной бумаги, обрезки бумаги, фантики от конфет и т. д.) позволяют детям проявить все свое творчество и фантазию.

— Составление собственной истории или сказки: Развитие креативности и воображения: выдумывая новые события и персонажей, ребёнок тренирует своё воображение и учится мыслить нестандартно.

Пример из практики: в подготовительной группе было организовано исследование на тему «Какой самолёт дальше летит?». Для этого была проведена предварительная работа по теме «Виды самолётов», подготовлен наглядный материал, бумага разного типа и размера и проведена игра с детьми, в процессе которой дети самостоятельно, но с опорой на вопросы воспитателя формулировали и выдвигали различные гипотезы и проверяли их. Каждую выдвинутую гипотезу дети зарисовывали символами. В некоторых случаях из одной гипотезы появлялась следующая, например: «Нужно изменить форму крыльев самолёта — а как, в какую сторону?». Все предложения по виду и форме крыльев у самолёта, его длинны, размера и т. д. учитывались. В ходе исследования совместно анализировались результаты.

Ценность данного исследования была в следующем — никто не знал какой итог ожидает. Дети, находясь в творческом процессе, в пробном действии развивают естественным путём критическое мышление, творческие способности, коммуникативные навыки и умение работать в команде.

Развитие 4К у детей, начиная уже в детском саду — это важный шаг к успеху в будущем. Использование разнообразных методов и приемов позволяет воспитателям, заложить прочную основу для личностного роста детей, развивая в них любознательность, творчество, самостоятельность и готовность к изменениям.

Современные дети должны быть готовы к вызовам будущего. Если раньше требовалось от человека выполнять поставленные задачи, то в сегодняшней действительности необходимы люди способные самостоятельно ставить новые цели и создавать новые технологии в ситуации неопределённого будущего. В настоящее время ценность субъектности выходит на первое место и 4К — это не просто абстрактные понятия, а инструменты, которые помогут детям стать уверенными в себе, творческими и готовыми к изменениям. Поэтому так важно воспитателю находиться в постоянном поиске новых способов взаимодействия, чтобы дети учились ставить задачи самостоятельно, пробовали разные способы решения, договаривались, достигали результата и ставили новые цели.

Литература:

1. Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847) // Банк документов. Министерство Просвещения Российской Федерации. — 2024. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ (дата обращения: 15.12.2024).

2. Пинская, М. А. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — 1. — 2019: Дрофа, 2019. — 76 c. — Текст: непосредственный.

3. Строкова, О. Н. Развитие 4К-компетенций и интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой / О. Н. Строкова, С. В. Кудашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 48 (547). — С. 274–276. — URL: https://moluch.ru/archive/547/119791/ (дата обращения: 05.01.2025).

4. Тихонова, П. Навыки 4К для дошкольника: что это и как их развивать / П. Тихонова. — Текст: электронный // Полезное воспитание: [сайт]. — URL: https://vospitanie.interneturok.ru/obrazovanie/navyiki-4k-dlya-doshkolnika (дата обращения: 05.01.2025).



Задать вопрос