Отдельные психологические особенности успешных замещающих родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 13.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Чайковская, Ю. Ю. Отдельные психологические особенности успешных замещающих родителей / Ю. Ю. Чайковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121706/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует влияние отдельных качеств замещающих родителей на эффективность воспитания приемного ребенка и успешность приемного родительства.

Ключевые слова : приемные родители, приемные дети, замещающие семьи.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2024 год в России проживает более 27 млн несовершеннолетних или 18,3 % от всех россиян. На этом фоне в государственном банке данных сирот [9], значится свыше 33 тысяч их анкет. Это число ежегодно снижается, что говорит о востребованности приемного родительства в стране.

В действительности, по некоторым оценкам, латентных сирот значительно больше. По состоянию на 2021 год зарегистрировано около 500 тысяч детей или 2 % от всех несовершеннолетних граждан России, воспитывающихся вне семьи. Большинство из них — социальные сироты, то есть дети, чьи родители, другие близкие или дальние родственники живы, но участие в их воспитании не принимают, фактически перекладывая эту ответственность на государство.

В свою очередь, в последние годы государством принят целый ряд мер в сфере охраны материнства и детства. В частности, этому посвящен Национальный проект «Демография», исполняемый федеральными министерствами и всеми регионами России. Он предусматривает комплекс мероприятий, целью которых является улучшение в стране жизни каждого ребенка и всех семей с детьми.

Его расширенным продолжением с 1 января 2025 года стал нацпроект «Семья», программные мероприятия которого предусмотрены до 2030 года.

Президентом Российской Федерации Путиным В. В. 2023 год был объявлен годом семьи.

Тем самым государство выделяет в качестве приоритета в области защиты детства поддержку семей любых форм.

Реализация указанных мер способствовала снижению числа сирот. Это связано как с тем, что кровные семье стали реже лишать родительских прав, так и с сокращением числа отказов от детей при их рождении.

Тем не менее, приведенная статистика наглядно свидетельствует, что число несовершеннолетних, не устроенных в семьи, все еще велико.

Психологи утверждают, что семейная система имеет непосредственную связь с особенностями родительства. Ученые определяют семью как «малую группу, члены которой связаны между собой кровнородственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью» [2]. В свою очередь Овчaрова Р. В. полагает, что семью характеризует совокупность взаимоотношений между супругами, родителями и детьми [3].

Безусловно, основные цели воспитания детей, вне зависимости от способа попадания в семью, являются схожими. Несколько отличать их может лишь возраст ребенка и состояние его здоровья.

В современном обществе множество моделей семьи. Однако замещающие семьи занимают особое положение. Родители, воспитывающие усыновленного или опекаемого ребенка, не только выстраивают взаимоотношения с ним, но и при наличии кровных детей нацелены на создание эмоциональных контактов между ними.

В науке замещающих родителей по степени эффективности условно разделяют на две группы:

— успешных: спустя 2 года с момента принятия ребенка в семью родители оценивают проблемы его интеграции как преодолимые, а сам бывший сирота высказывается о готовности остаться в семье [3, 10];

— неуспешных: до истечения указанного срока возвративших принятых сирот в интернатное учреждение [4, 10].

Однако само по себе устройство ребенка в семью и нахождение в ней долгое время не может служить объективным критерием эффективности замещающей семьи. Иначе успешной считалась бы семья, где ребенок воспитывается многие годы, но при этом подвергается насилию, отвержению, жестокому обращению и другим неприемлемым и даже противозаконным методам воздействия.

Таким образом, только лишь факт принятия ребенка в семью не является безусловным решением проблем сиротства.

Государственная статистика этот вывод подтверждает. Только за 2019 год возвращено свыше 5,3 тысяч детей. Более того, с 2014 года этот показатель увеличился почти вдвое. Пятая часть сирот возвращены под опеку государства по инициативе уполномоченных органов. Из них 2/3 случились по причине неисполнения опекунами своих обязанностей, в том числе 4 % — из-за их жестокого обращения [1]. Остальные возвраты (около 80 %) произошли по инициативе замещающей семьи и лишь малая часть — самих сирот.

Проблема адаптации оставшихся без родительского попечения детей являлась предметом исследований многих ученых. Среди них Е. Б. Бреева, Н. П. Иванова, Н. В. Москаленко, Т. А. Юмашева.

Возвращение приемными родителями государству несовершеннолетнего называют вторичным сиротством. Каждый такой случай — это серьезнейшая психологическая детская травма. Повторно лишаясь семьи, ребенок практически безвозвратно теряет доверие к миру и веру в себя [1].

В этой связи вопросы повышения эффективности приемного родительства представляются актуальными и важными.

Успех замещающей семьи и воспитания в ней детей зависит от множества разнообразных факторов, а не сводится к одному компоненту.

Как заметили А. И. Татёщева, Р. А. Нагоева: «Замещающее родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны родителей» [8]. Результат будет обусловлен тем, как родители реализуют свои роли, потенциал, их личностью, ценностными ориентациями, эмоциональным состоянием, мотивацией для приема ребенка в семьи.

К примеру, Пронина А. Н., Маркова С. В. высказываются: «Приемные родители с достаточной степенью развития структурных компонентов личностной зрелости могут демонстрировать позитивные родительско-детские отношения, что наиболее значимо для социализации приемных детей» [7].

Е. И. Николаева, О. Г. Япарова, Ю.Б Мелешева, основываясь на своих исследованиях, делают вывод, что одним из важных различий между успешными и неуспешными семьями был возраст приема детей в семью. В группе успешных в подавляющем большинстве были те, кто принял малолетних (до 5 лет) детей. Напротив, более половины детей старше 10 лет попали к родителям, которые в итоге оценены как неэффективные [6].

Однако все родители, как успешные, так и нет, которые приняли 10-летних ребят, сталкивались с их поведенческими проблемами: игнорированием домашних обязанностей, плохой учебой и сложностями коммуникации с членами семьи.

При этом успешные родители обозначенные ситуации характеризуют как преодолимые, а неуспешные рассматривают возврат ребенка как наиболее предпочтительный вариант преодоления конфликта, действуя по принципу: «Нет ребенка — нет проблемы» [6].

Ряд проведенных исследований и личный опыт замещающих семей доказывают, что некоторые качества и способности родителей позволят существенно повысить шансы приемной семьи стать успешной. Среди них такие личностные особенности приемных родителей, как гибкость мышления, желание понять ребенка, принятие во внимание травмирующего прошлого и его влияние на особенности поведения, сохранение психологической устойчивости, несмотря на негативные поведенческие проявления, сопровождающие адаптацию, уважение границ своих и ребенка, стремление к саморазвитию, готовность обращаться за помощью, в том числе психологической.

Отдельно специалисты, в том числе Л. В. Петрановская, выделяют осознанный отказ от сохранения тайны усыновления, как аспект, положительно влияющий на формирование здорового микроклимата в семье [5].

С этим нельзя не согласиться, поскольку такая позиция прямо свидетельствует об уважении и принятии замещающими родителями жизненного пути ребенка до попадания в семью, вклада и влияния кровных родственников на развитие его личности и особенностей поведения.

Обозначенные критерии могут подсказать и уже состоявшимся замещающим родителям важные нюансы поведения, способные положительно повлиять на построение взаимоотношений, как с приемными, так и рожденными детьми, а также быть использованы при формировании программ обучения школ приемных родителей.

Литература:

  1. Дети.Дома. Победитель конкурса «Президентский фонд культурных инициатив» [Электронный ресурс] URL: https://гранты.пфки.рф/public/application/item?id=0f80266c-2a35–41e1-a3c3–36271fd26129.
  2. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: автореф. дис. канд. психол. наук. — Кострома, 2009. — 18 с.
  3. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.
  4. Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. — М: Генезиз, 2006. — 366 с.
  5. Петрановская Л. В. Дитя двух семей. Книга для рлдителей. — М.: Изд-во АСТ, 2021. — 320 с.
  6. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / ред. Махнач А. В., Прихожан А. М., Толстых Н. Н. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 670 с.
  7. Пронина А. Н., Маркова С. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и личностной зрелости приемных родителей. Вестник ТГПУ. 2017. 9 (186). — С. 161–166.
  8. Татёщева А. И., Нагоева Р. А. Психологические особенности феномена замещающего родительства. Северо-Кавказский психологический вестник № 9/3. 2011. С. 39–42.
  9. Федеральная база детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] URL: https://usynovite.ru/db/.
  10. Япарова О. Г., Николаева Е. И. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. — 2007. — № 6. — С. 37–43.


Задать вопрос