Статья посвящена исследованию особенностей мотивации персонала в малом и крупном бизнесе, изучению современных факторов мотивации сотрудников и сравнительному анализу использования данных факторов в малом и крупном бизнесе. Выявлены конкурентные преимущества малого бизнеса и те факторы мотивации, с помощью которых небольшие предприятия могут выиграть борьбу за персонал.
Ключевые слова: малый бизнес, мотивация, крупный бизнес, привлечение, удержание, факторы мотивации, методы мотивации, материальные стимулы, нематериальные стимулы.
В современной российской экономике активно стимулируется развитие малого и среднего бизнеса, существуют различные финансовые льготы и меры государственной поддержки молодых предпринимателей. Достаточно много людей находят в себе потенциал и открывают новые юридические лица, становятся индивидуальными предпринимателями, реализуя разработку, производство и продажу своих продуктов или услуг. Однако, каждый владелец такого предприятия сталкивается со сложностью привлечения и удержания сотрудников ввиду ограниченности финансовых возможностей и других особенностей малого бизнеса, которые будут раскрыты в данной статье.
Основная проблема, которую приходится решать малому предприятию — большая конкуренция за персонал с крупным и средним бизнесом, так как сейчас люди чаще всего предпочитают работать в известных и стабильных компаниях с узнаваемым HR-брендом, а стартапы и малый бизнес — это риск (по подсчетам Startup Genome Report: умирают 92 % запущенных стартапов) [1]. В этой статье мы проанализируем актуальные исследования о мотивации сотрудников, рассмотрим, какие методы мотивации и привлечения персонала используют крупные и малые предприятия и выявим, каким способом малому бизнесу можно выиграть в конкурентной борьбе за персонал.
Современные исследования факторов мотивации, проведенные компанией Detech, показывают мотивационный профиль сотрудника 2024 года. На основе данных опроса, в котором принимали участие свыше 6 тысяч человек от 18 до 60 лет и старше, были выявлены четыре основных составляющих, формирующие мотивационный профиль [2]:
— получение результата (возможность видеть результаты труда и практическую пользу от своей работы);
— осведомленность (ясность своей роли, понимание своего места в организации и поставленных целей);
— сопричастность (ощущение собственной причастности к значимому проекту, возможность оставить след в истории);
— профессионализм (возможность профессионального развития и получения новых знаний и опыта).
Эти четыре параметра стояли на первом месте в рейтинге факторов мотивации, которые люди разных возрастов выделили самыми важными мотиваторами в выборе работы. Конечно, не стоит забывать о гигиенических факторах мотивации, которые описал Ф. Герцберг [3] — достойная заработная плата, условия труда и пр. Они лежат в основе мотивации человека к работе и только при условии удовлетворения гигиенических факторов, можно говорить о мотивационных факторах, которые описаны выше.
Стоит также изучить недавнее исследование компании Gallup «State of the Global Workplace 2024» [4], в котором выделены факторы мотивации, влияющие на вовлеченность сотрудников:
— доверительные отношения с руководством;
— публичная похвала;
— регулярные и открытые коммуникации;
— прозрачность понимания целей и миссии компании, своих задач;
— наличие ресурсов для эффективной работы;
— баланс работы и личной жизни;
— поддержка ментального и физического здоровья.
В добавление, можно обратить внимание на исследование компании McKinsey, проведенное в 2009 году, в котором участвовали больше 1047 сотрудников различных грейдов. McKinsey показали, какие факторы мотивации больше всего влияют на сотрудников [5]:
— финансовые факторы: премии по результатам труда, повышение фиксированной части заработной платы;
— нефинансовые факторы: похвала и признание руководителя, внимание со стороны лидеров компании, возможность расширять зону ответственности и лидировать проекты.
Анализируя данные современных исследований, можно предположить, что существуют некие универсальные факторы мотивации, которые присущи большинству людей, так как в самих исследованиях они перекликаются друг с другом. Но чтобы понять, какие факторы мотивации сотрудников присущи малому бизнесу, обратимся к сравнительному анализу систем мотивации крупных и малых предприятий. Изучая методы мотивации в компаниях различного размера, мы поймем, что они используют в качестве мотивационных факторов, насколько они отвечают современным исследованиям и как отличаются друг от друга.
Рассматривая системы мотивации крупных компаний, можно выделить следующие особенности, которые привлекают сотрудников и используются предприятиями для удержания и мотивации специалистов:
— большие финансовые ресурсы для создания грамотных и полноценных систем мотивации;
— известный бренд работодателя на рынке труда, престижность работы;
— структурированный и формализованный подход к формированию систем мотивации;
— многоуровневые программы вознаграждений, система грейдов, карт КПЭ, сложные системы премирования;
— использование расширенного кафетерия льгот и бонусов;
— большие инвестиции в технологии, приглашение экспертов и проведение аудитов для улучшения процессов;
— уровень проектов федерального уровня, узнаваемый и качественный продукт рассматриваются как престиж и возможность для профессионального роста и развития;
— устоявшаяся корпоративная культура и ценности формируют понятную атмосферу в коллективе и придают ценности работе;
— важная роль в удержании талантов через кадровый резерв, программы лояльности, долгосрочные бонусы и льготы для снижения текучести кадров и д. р.
Для наглядности рассмотрим системы мотивации некоторых компаний: ГК «Росатом», ООО «Хавейл Мотор Рус», ООО «Яндекс». ГК «Росатом» — государственная корпорация в области атомной энергетики имеет большие государственные инвестиции в бизнес, в компании сформирована сложная система мотивации с применением материальных и нематериальных стимулов.
Материальные составляющие :
- Система интегрированно-стимулирующих надбавок;
- Индексирующие выплаты, покрывающие ежегодную инфляцию;
- Надбавка за секретность, выслугу лет, за вредные условия труда;
- Годовые бонусы, система премирования (премии разовые, проектные, оперативные);
- Дополнительные дни отпуска за ненормированный рабочий день, доплата за совмещение должностей, работу в районах крайнего севера;
- Отпуск на свадьбу, 1 сентября, похороны и другие праздники;
- Сформирована система КПЭ и система грейдирования.
Нематериальные составляющие :
- Признание достижений через участие в программе «Человек года Росатома» и участие в общедивизиональных сквозных номинациях;
- Atomskills — отраслевой чемпионат профессионального мастерства;
- Ежегодные награждения, почетные грамоты госкорпорации, нагрудные значки, отраслевые медали и почетные знаки;
- Женский день (1 раз в месяц женщины могут взять день для себя);
- ДМС, поездки в лагеря и санатории;
- Возможность включения в кадровый резерв (сформирована корпоративная система кадрового резерва);
- Дополнительное обучение в Академии Росатома [6].
ООО «Хавейл Мотор Рус» — производитель автомобилей китайского бренда, в компании работает более 5 000 человек, также используют различные методы мотивации в своей компании.
Материальные стимулы :
- Премирование после испытательного срока, 30 % доплата за ночные часы работы, премии за посещаемость (система накопительных бонусов);
- Релокационный пакет: компенсация аренды жилья, единовременная выплата на переезд;
- Выплата премии-бонуса за общие результаты работы предприятия или производства с последующим персональным разделением;
- Выплата вознаграждения за рационализаторские идеи и предложения, если они воплощены в производство;
- Четкая система грейдирования и система KPI;
- Скидки на покупку автомобилей компании от 15 % до 22 %;
- Система штрафов (как демотивационный фактор).
Нематериальные стимулы :
- Корпоративный транспорт, оплата питания;
- Стимулирование наставничества при обучении молодежи;
- Система непрерывного профессионального обучения и карьерного развития;
- Участие в конкурсах профессионального мастерства;
- Предоставление дополнительного отпуска рабочим, имеющим непрерывный стаж работы на предприятии более пяти лет по специальности.
ООО «Яндекс» — транснациональная компания в отрасли информационных технологий, одна из крупнейших организаций в России, насчитывает более 26 700 человек. Компания использует большой спектр материальных и нематериальных стимулов, но доминируют, конечно, нематериальные факторы мотивации , такие как:
- Уникальное офисное пространство;
- ДМС для всей семьи, сессии с психологом, сеансы массажа;
- Оплачиваемая еда в офисе, кафе, ресторанах;
- Оплачиваемый спортзал в офисах, скидки в фитнес клубах;
- Возможность дополнительного образования, учеба в корпоративной академии, использование внутренних образовательных платформ;
- Оплачиваемые корпоративы, выезды, путешествия, подарки от организации на праздники, возможность пользоваться брендированными вещами, детские дни в офисе, подарки на рождение детей;
- Программы менторства, для начинающих и опытных руководителей;
- Скидка 50 % на изучение иностранных языков, оплата участия в профильных конференциях;
- Гибкий график, нет фиксированного начала и окончания рабочего дня, возможность удаленного формата работы.
Материальные методы мотивации :
- Премии раз в полгода по итогам ревью;
- Регулярные пересмотры грейда и заработной платы;
- Помощь при переезде, жилищные займы [7].
Подводя краткий итог, можно сказать, что основное преимущество, которые имеют крупные корпорации — это большие финансовые возможности, дающие компаниям возможности для инвестиций в выстраивание процессов мотивации и привлечения персонала. При этом, крупный бизнес сталкивается с рядом проблем, которые демотивируют сотрудников: негибкость в принятии решений, бюрократизация, отсутствие быстрого доступа к «телу» руководителя, длительный карьерный рост ввиду сложности систем мотивации и большой конкуренции, низкая скорость принятия решений. Кроме того, часто сложно влиять на процессы и расширять зону ответственности ввиду громоздких организационных структур, а также сотрудники сталкиваются с непониманием системы премирования и вознаграждения из-за ее сложной организованности.
Рассматривая системы мотиваций предприятий малого бизнеса, можно также отметить ряд особенностей, которые присущи таким компаниям:
— ограниченность в финансовых ресурсах и инвестициях;
— стремление собственников сэкономить расходы на персонал в пользу развития продукта или услуги компании;
— сильная зависимость политики мотивации от личности собственника и его взглядов на формирование стратегии развития бизнеса, его роль в компании доминирует в принятии решений;
— быстрый доступ к руководству, близкие коммуникации;
— гибкость в принятии решений, отсутствие бюрократизации и «закостенелости» процессов;
— возможность влиять на бизнес, расширять зону ответственности;
— фокус мотивации на работу «за идею», приходится много перерабатывать, вкладываясь в становление бизнеса;
— возможность применять творческие и нестандартные подходы, развивать разносторонние профессиональные компетенции;
— бизнес стремится мотивировать сотрудников работать на получение результата самым быстрым и эффективным способом.
Из вышесказанного видно, что в малом бизнесе основной фокус мотивационной политики строится на нематериальных факторах мотивации, так как чаще всего стартапы или уже состоявшиеся небольшие организации всегда сильно привязаны к бюджету и ограничены в возможностях больших инвестиций на персонал. Таким компаниям свойственная повышенная текучесть кадров, потому что гигиенические факторы мотивации для основной массы сотрудников недостаточно удовлетворительны, и поэтому мотивационные факторы со временем перестают влиять на людей, как бы компания ни старалась их удержать и вовлечь в работу.
Также предприятия малого бизнеса при привлечении сотрудников сталкиваются с такими проблемами, как: неизвестный бренд работодателя на рынке, страх соискателей по поводу рисков становления нового бизнеса, вопросы стабильности и надежности, отсутствие у собственника экспертизы внедрения системы мотивации (что приводит к неправильной стратегии привлечения и удержания персонала). Такие предприятия не могут выдержать конкуренцию за сотрудника с крупными игроками на рынке труда, так как ввиду своей специфики бизнеса, у малых предприятий недостаточно финансовых ресурсов для инвестиций на персонал (если у них нет крупного акционера).
Изучив особенности мотивации в крупном и малом бизнесе, перейдем к сравнительному анализу подобных предприятий, используя современные факторы мотивации. Сопоставив, какие методы мотивации используют компании и современные факторы, которые определяют внутреннюю мотивацию сотрудников, будет понятно, насколько актуальны методы, применяемые в компаниях, и какие есть сильные и слабые стороны в системах мотивации крупных и малых предприятий. В Таблице 1, приведенной ниже, даны примерные оценки по пятибалльной шкале, насколько распространены и реализуемы факторы мотивации ввиду особенностей бизнеса разного размера.
Таблица 1
Сравнение факторов мотивации крупного и малого бизнеса
Факторы мотивации |
Крупный бизнес |
Малый бизнес |
Выстраивание карьеры |
4 |
1 |
Получение результата |
3 |
5 |
Профессиональное развитие |
3 |
5 |
Осведомленность |
1 |
5 |
Разнообразие задач |
1 |
5 |
Реализация творческого потенциала |
2 |
5 |
Статус организации |
5 |
2 |
Признание в компании, команде |
5 |
4 |
Сопричастность к делу |
3 |
5 |
Полезные связи |
5 |
3 |
Ощущение командной работы |
3 |
5 |
Возможность управлять, влиять на процессы |
2 |
5 |
Комфортная заработная плата |
5 |
1 |
Комфортные условия труда, баланс работы и личной жизни |
5 |
2 |
Стабильность организации |
5 |
1 |
Как видно из таблицы, не все факторы мотивации проработаны крупным бизнесом ввиду особенностей структуры предприятий, сложности мотивационных систем, бюрократичности и д. р. Крупные предприятия фокусируются преимущественно на разнообразных финансовых факторах мотивации, также полагаются на свой бренд и престиж, возможность выстроить карьеру, но при этом во многих компаниях ввиду их больших размеров упускаются одни из доминирующих факторов мотивации современных сотрудников: получение результата (многие работают в стол), отсутствует профессиональное развитие, так как в крупной структуре рядовой сотрудник чаще всего выполняет одну функцию и ограничен в разнообразии задач, не имеет возможности влиять на бизнес-процессы компании из-за их сложности и многоуровневости, также сотрудники сталкиваются с непониманием своей роли в компании и отсутствием осведомленности о происходящих изменениях.
При этом, малый бизнес больше отвечает современным факторам мотивации, которые важны сотрудникам в работе, несмотря на то, что условия труда, стабильность и заработная плата в таких компаниях могут быть неудовлетворительными. Исходя из исследований, приведенных в начале статьи, понятно, что сейчас у сотрудников на первом месте: стремление к получению результата, возможность приобретения полезного опыта для профессионального разностороннего развития, ощущение сопричастности к делу и возможность реализовать свои творческие идеи в развитии продукта или услуги компании, четкое понимание роли в организации и разнообразный функционал, возможность влиять на принятие решений и получать признание от руководства. Все эти факторы мотивации реализуются малым бизнесом, не требуют больших финансовых ресурсов, но грамотного управления персоналом, и являются его преимуществом в привлечении и мотивации сотрудников.
Подводя итог исследованию, ответим на вопрос «Как выиграть малому бизнесу конкуренцию за персонал на рынке труда?». Во-первых, следует осознать специфику бизнеса и принять тот факт, что конкурировать с крупными предприятиями бесполезно. Возможно, стоит привлекать к работе тех сотрудников, которые разделяют ценности стартапов и готовы работать за идею (чаще всего, это молодые сотрудники или рискованные люди, которые решили поменять свою жизнь и попробовать что-то новое), но важно понимать, что чаще всего соискатели и сотрудники относятся к такой работе как к получению уникального опыта, как к проектной работе или эксперименту в своей жизни и рано или поздно они сделают выбор в пользу стабильности и комфорта. Во-вторых, стоит принять, что текучесть кадров в малом бизнесе — это нормальный процесс, и важно правильно использовать возможности работы с людьми, которые попадают в компанию, потому что каждый человек привнесет что-то новое в развитие бизнеса. При этом, основной фокус надо делать на ключевых сотрудниках организации и, несмотря на ограниченность в финансовых ресурсах, создавать особые условия для этих сотрудников (так как без них бизнес не будет развиваться).
Большим преимуществом для компании будет, если она займет свою нишу на рынке и станет уникальной среди остальных компаний. Уникальность — один из сильных факторов мотивации для сотрудников (получение бесценного опыта) и толчок для успешного роста компании, если бизнес занял свою нишу на рынке, то он вне конкуренции с другими предприятиями. Также, ввиду финансовой ограниченности, малому бизнесу, очевидно, стоит опираться на применение современных нематериальных факторов мотивации и грамотно выстраивать политику управления персоналом.
Литература:
- Отчет о глобальной экосистеме стартапов от Startup Genome [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://startupgenome.com/reports/gser2020 (дата обращения: 11.01.2025).
- Исследование мотивации представителей разных поколений от стратегического консалтинга Detech [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://issledovanie-motivaczii-2024.pdf (дата обращения: 10.01.2025).
- Мотивация к работе / Ф. Херцберг, Б. Моснер, Б. Блох Снидерман; пер. с англ. [Д. А. Куликов]. — Москва: Вершина, 2007. — 240 с.
- Gallup report / State of the global workplace 2024 // URL: https://elements.visualcapitalist.com/wp-content/uploads/2024/08/state-of-the-global-workplace-2024-download.pdf (Accessed 08.01.2025).
- Mckinsey report / Рeople and organizational performance 2009 // URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/people-and-organizational-performance/our-insights/motivating-people-getting-beyond-money (Accessed 08.01.2025).
- Кадровая политика Росатома [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rosatom.ru/career/sotrudnikam/kadrovaya-politika/ (дата обращения: 12.01.2025).
- Бонусы работы в Яндексе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://yandex.ru/jobs/blog/bonusy-raboty (дата обращения: 12.01.2025).