В данной статье рассказывается о психологическом обследовании учащихся 10-го класса при проведении методик на выявление адаптации обучающихся. При работе с учащимися, перешедшими из среднего звена обучения в высшее звено, применяется пакет методик, выявляющий тревожность, самооценку и акцентуации характера учащихся.
Ключевые слова: психологическое обследование учащихся, адаптация обучающихся, акцентуации характера, самооценка, рабочий инструментарий школьного психолога.
This article describes the psychological examination of 10th grade students during the implementation of methods to identify the adaptation of students. When working with students who have moved from the middle level of education to higher education, a package of techniques is used to identify anxiety, self-esteem and character accentuation of students.
Keywords: psychological examination of students, adaptation of students, character accentuation, self -assessment , working tools of a school psychologist.
Возможность успешного продвижения школьников зависит от умения адаптироваться к изменениям условий, содержания обучения и особенностям коммуникации. Хотя проблеме адаптации посвящено немало работ (Д. Дьюи, Ж. Пиаже, Т. Миллера, М. М. Безруких, М. П. Капустина, С. П. Ефимова, С. М. Годник и др.), но интерес к ней не уменьшается и все больше переходит в сферу практических решений. [5]. Проблема адаптации в психологии не нова. Значительный вклад в формирование теоретических основ социально-психологической адаптации внесли современные отечественные ученые. Они рассматривали адаптацию как биологическое приспособление к среде (Р. М. Баевский, Е. А. Горелова, А. М. Крупник, В. И. Медведев), а также как процесс активного взаимодействия индивида и социального окружения (П. К. Анохин, А. Ю. Александровский, Ф. Б. Березин, А. М. Вейн), или как механизм развития личности (А. А. Реан, С. Т. Посохова, А. А. Алдашева, С. И. Розум и другие). [2, с. 50-51]
При изучении адаптации школьников к условиям обучения принят комплексный подход, основанный на представлениях о многоуровневой организации адаптационного процесса, поэтому используются разнообразные социометрические, психологические, физиологические, биохимические и клинические методы. В связи с тем, что учащиеся 10-х классов находятся в новых условиях необходимо качественное исследование уровня их адаптации. Социальная адаптация учащихся предполагает:
- Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.
- Способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха.
- Способность к самообслуживанию и самоорганизации, взаимному обслуживанию в коллективе.
- Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. [4, с. 96]
В общеобразовательном учреждении МБОУ СШ № 58 имени Г. Д. Курнакова, педагогом-психологом образовательного учреждения было проведено исследование на выявление адаптации учащихся при переходе из среднего звена в высшее звено. В 10-х классах в структуре ПНПР, согласно исследованию А. В. Кондратенко, С. М. Уманского, преобладают поведенческие и эмоциональные расстройства (48,0 %), которые у девушек выявляются значительно чаще, чем у юношей (50,9 и 38,9 % соответственно, р (0,05). [2, с. 52]
В 2023–2024 учебных годах, было проведено обследование с использованием методики по выявлению тревожности Симпса-Кондаша, тестирование на самооценку Казанцевой.
Таблица 1
№ |
ФИО |
Школьная тревожность |
Самооценочная тревожность |
Межличностная тревожность |
Общая тревожность |
Самооценка |
1 |
Сачкова В. |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Макарова А. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
3 |
Юртаева В. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
4 |
Ятманова А. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
5 |
Елфимов М. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
6 |
Миронов В. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
7 |
Шаукенова К. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
8 |
Борисова В. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
нормальная |
9 |
Пыркова А. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
Выс. |
нормальная |
10 |
Исмакаева А. |
Выс. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
11 |
Тоньшин П. |
Низ. |
Низ. |
Выс. |
Выс. |
высокая |
12 |
Селезнев И. |
- |
- |
- |
- |
- |
13 |
Бакалдин М. |
- |
- |
- |
- |
- |
14 |
Луликов Д. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
15 |
Суматохина Е. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
Низ. |
высокая |
По результатам проведенного тестирования были выявлены 3 учащихся (Пыркова А., Борисова В., Тоньшин П.) с высоким уровнем тревожности. Самооценка учащихся в норме. В 2024–2025 учебном году, в 10-м «А» классе МБОУ СШ № 58 им. Г. Д. Курнакова тестирование прошло 11 учащихся на выявление уровня адаптации к обучению в старшем блоке. По результатам изучения общей самооценки Г. Н. Казанцевой были получены следующие результаты:
Таблица 2
№ |
ФИО |
Уровень самооценки |
1 |
Разжилкина |
Высокий |
2 |
Сергеева |
Высокий |
3 |
Сутырин |
Высокий |
4 |
Крючкова |
Высокий |
5 |
Фомин |
Высокий |
6 |
Швецов |
Высокий |
7 |
Мамедова |
Средний |
8 |
Гусякова |
Высокий |
9 |
Рзаев |
Высокий |
10 |
Кияметдинов |
Средний |
11 |
Киянов |
Средний |
По представленным данным было выявлено, что 3 учащихся (27 %) из 11 (100 %) имеют средний уровень самооценки, 8 учащихся (72 %) — высокий уровень. По результатам изучения общей шкалы тревожности Р. Кондаша были выявлены следующие результаты:
Таблица 3
№ |
ФИО |
Общая тревожность |
Школьная |
Самооценочная |
Межличностная |
1 |
Разжилкина |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
2 |
Сергеева |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
3 |
Сутырин |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
4 |
Крючкова |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
5 |
Фомин |
Средняя |
Низкая |
Низкая |
Высокая |
6 |
Швецов |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Низкая |
7 |
Мамедова |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Низкая |
8 |
Гусякова |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
9 |
Рзаев |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
Низкая |
10 |
Кияметдинов |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
Средняя |
11 |
Киянов |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Низкая |
По представленным данным было выявлено, что 1 учащийся (9 %) имеет высокий уровень тревожности (Киянов), 3 учащихся (27 %) (Фомин, Швецов, Мамедова) — средний уровень, 7 учащихся (64 %) — низкий уровень.
По итогам проведенного исследования нами были выработаны следующие рекомендации психолого-педагогической поддержки учащихся для повышения их адаптивности.
- Усилить согласованность требований всех учителей-предметников к учащимся, следуя принятым в школе нормам и правилам.
- Развивать культуру диалогового общения и чаще использовать положительные оценочные суждения (молодец, хороший ответ, справился, порадовал своим ответом и т. д.).
- Стимулировать потребность в поисковой активности и успехе каждого учащегося посредством учета гигиенических требований возраста, индивидуальных особенностей, положительного эмоционального контакта, развития самостоятельности и навыков самоконтроля.
- Учитывать при организации учебных взаимодействий закономерности в запоминания учебного материала: мы помним 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорим сами, 90 % того, до понимания чего дошли в деятельности.
- Осуществлять систематический мониторинг не только успешности обучения каждого учащегося, но и степени его удовлетворенности.
- Повышать вовлеченность учащихся в общественную жизнь через выполнение разовых поручений. [2, с. 52]
Исследования на определение уровня адаптации учащихся 10-х классов эффективны для выявления уровня социально-психологического развития и эмоционально-личностной сферы детей, переходящих из среднего звена в старшее звено обучения. Они позволяют выявить проблемы, которые затрудняют адаптацию и последующую социализацию учащихся 10-х классов, и эффективно решить их посредством дальнейшей психологической работы. Кроме этого, проведение исследования на выявление уровня адаптации, позволяет увидеть динамику развития каждого конкретного учащегося в условиях образовательного учреждения. [1] Согласно исследованию Калининой Д. В., среди учащихся, имеющих ярко выраженные тенденции к интровертированности, адаптация протекает тяжелее, чем у их экстравертированных сверстников. Данную закономерность можно объяснить тем, что дети-интроверты изначально направлены не во внешний мир, а внутрь себя (имеют эго-ориентацию), следовательно, им не требуется большого количества социальных контактов, а их коммуникативные навыки слабо развиты. При переходе в 10 класс ключевым фактором успешного протекания процесса адаптации является умение человека находить общий язык со сверстниками, приходить к компромиссу в сложных ситуациях и делиться жизненным опытом. Именно поэтому старшеклассникам экстравертам легче даётся процесс адаптации к обучению. [3, с. 57]
Литература:
- Белозёрова О. В. Проблема адаптационного периода // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 90–93.
- Клинические особенности и распространенность пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных учреждений // Кондратенко А. В., Уманский С. М. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. № 2 (45). С. 50–52.
- Психологические особенности взаимосвязи адаптации старшеклассников к обучению в школе и интровертированности/экстравертированности // Калинина Д. В. Психология когнитивных процессов. 2023. № 12. С. 49–58.
- Особенности адаптации учащихся 10 классов. Литке Н. В. // Вестник научных конференций. 2015. «4–4(4). С. 96–97
- Сергеева С. И., Комышова Л. Н. Задачи и функции образовательных систем в условиях реформирования системы образования // В сборнике: Современное образование: содержание, технологии, качество. Материалы XVII Международной научно-методической конференции. 2011. С. 162–164.