Половое просвещение детей как способ сохранения ценности семьи и брака | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 15.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Скарга, А. В. Половое просвещение детей как способ сохранения ценности семьи и брака / А. В. Скарга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121774/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



Семья издревле являлась основным способом организации общества, единением людей в единое социокультурное взаимодействие. На семье (членах семьи) лежит воспитательная функция подрастающих ее членов. Семья формирует базовую систему ценностных ориентаций человека, детерминирующих отношение к миру. Семья обеспечивает первичную социализацию рожденных в этой семье детей, воспитывая их в контексте собственных ценностей и своих взглядов на жизнь. В настоящее время ослабление межпоколенных связей и широкий доступ к информации в Интернете могут создавать проблемы определения подрастающего поколения в отношении взглядов на семью и брак с появлением приемлемости нетрадиционных брачных и семейных отношений. Проведено исследование с целью выяснения отношения родителей к половому просвещению детей в аспекте нетрадиционных браков и «семейных» отношений. Использовалась авторская анкета, содержащая вопросы об отношении к нетрадиционным «семейным» отношениям в контексте вероятности предпочтения таких отношений их детьми, а также вопросы просвещения детей по данным вопросам. В исследовании участвовали 87 родителей учеников 7–9 классов (12–15 лет), из которых 45 родители девочек, и 42 — мальчиков. Обработка результатов проводилась с учетом пола ребенка.

Ключевые слова: нетрадиционное отношение к семье и браку, преемственность между поколениями, семейные ценности, семья, толерантное восприятие ЛГБТ, традиционная семья.

Введение

Семья всегда стояла в центре внимания исследователей и научных изысканий, но особенно актуально это стало в связи с началом распада традиционной семьи. Начало этого процесса относят к 18 веку, и данная тематика стала актуальна для исследователей. До этого времени семья однозначно воспринималась как достаточно большое сообщество из родственников, в которое обязательно включаются дети. Семья без детей считалась неполноценной. В настоящее время, на фоне функционирования как базового элемента структуры общества, особое значение семьи состоит, прежде всего, в выполнении репродуктивной функции, за счет которой осуществляется воспроизводство населения. Благодаря ему обеспечивается непрерывность человеческой цивилизации, физической и духовной преемственности между поколениями. Адекватно организованная семья априори берет на себя заботу о жизни ребенка, его благополучии [8].

С позиции философского осознания, проблематика семейных ценностей достаточно полно рассмотрена в работах Г. Спенсера, Б. Рассела, С. П. Акутиной, Р. Д. Прехта и др. исследователей. В них освещается подход к семейным ценностям как критериям значимости объектов для определенного сообщества людей, связанных семейными/брачными узами. Значимость детерминирована приоритетными для них потребностями, интересами, способами и целями деятельности.

Ф. Фукуяма обозначал преемственность культуры, традиций, умений и навыков как основу поколенческих позитивных связей, обеспечивающих членам семьи адекватное функционирование и адаптацию в социуме [9]. То есть, на основе передающихся от поколения к поколению семейных ценностей обеспечивается сохранение общечеловеческой культуры и принятого уклада семьи достаточно долгое время.

С самого момента своего рождения ребенок в условиях семейной коммуникации включается в общую систему отношений, при этом перенимая, переосмысливая и формируя собственное представление о внешнем мире, системе отношений в нем, правильности и неприемлемости, к чему важно стремиться и чего придерживаться. В рамках семейных взаимоотношений дети получают первый опыт общения с окружающей средой и первые представления об отношениях в обществе, общечеловеческих ценностях, а также приобщаются к основам и морального кода, присущего именно этой конкретной ячейке общества [5].

В семье закладываются представления ребенка о себе самом, его индивидуальный стиль взаимоотношений с окружающими, предопределяются его механизмы социализации и адаптации, а также способность самоанализу и, как следствие, перспективы его развития и коммуникации в обществе. Именно в семье закладываются базовые стандарты в отношении ребенка с другими людьми противоположного пола и отношение к браку и в целом, которые детерминируют затем его собственную личную и семейную жизнь [6].

В межпоколенных отношениях передается культурный код от предыдущих поколений следующим, что является неотъемлемой составляющей общественной жизни. Тем не менее разрыв между поколениями нарастает [3], чему в настоящее время способствует наличие интернета и активно продвигаемые в зарубежном социуме приоритеты нетрадиционного отношения к семье и браку. И хотя уже установившаяся внутри определенной семьи система передачи опыта и взаимодействия человека с социумом определяет и его выбор, его отношение к определенным ценностям, нормам и правилам трансформируется внешними воздействиями. Нельзя не учитывать и то, что процесс усвоения опыта двусторонний — с одной стороны, его транслирует более старшее поколение, а с другой, его определенным образом воспринимают потомки и его полное воспроизведение практически невозможно [7; 10; 11]. На современном этапе развития общества это может создавать проблемы определения подрастающего поколения в отношении взглядов на семью и брак.

Сегодня среди молодежи стали достаточно популярными такие взгляды на отношения, которые ориентируются на толерантное восприятие гомосексуализма и самоопределение гендерной специфики. Отсутствие адекватной информации или неадекватная информация о таком явлении, как ЛГБТ, провоцирует образование массы проблем в отношении модели поведения [1; 2; 4]. Иногда это и озвученный подростками выбор, который чаще всего, как определяют психологи, либо дань моде, либо эксперименты, спровоцированные избытком получаемой из Интернета информацией, и недостатком адекватной просветительской работы, прежде всего, в семье.

Методика

В связи с этим, организовано исследование, целью которого было выяснение отношения родителей к половому просвещению детей в аспекте нетрадиционных браков и «семейных» отношений.

Использовалась авторская анкета, содержащая вопросы об отношении к нетрадиционным «семейным» отношениям в контексте вероятности предпочтения таких отношений их детьми, а также вопросы просвещения аспектов этой тематики.

Выборку составили 87 родителей учеников 7–9 классов (12–15 лет), из которых 45 родители девочек, и 42 — мальчиков. Анкетирование проводилось анонимно, критерием было наличие ребенка указанного возраста.

Вопрос 1: «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям». Варианты ответов: «неприемлемо», «если это за плотно закрытыми дверями — на здоровье», «спокойно, если это не нарушает законодательство», «почему бы и нет», «приветствую».

Вопрос 2: Мы посчитали неэтичным напрямую задавать вопрос про конкретного ребенка в формулировке «Ваш ребенок…», потому сформировали вопрос о реальном выборе нетрадиционных семейных отношений про абстрактного родственника: «Как вы отнесетесь к информации, что Ваш родственник предпочитает нетрадиционный брак?». Варианты ответов: «категорически отрицательно», «негативно», «мне все равно», «поддержу его выбор».

Вопрос 3: «Как Вы считаете, что должен знать Ваш ребенок по поводу нетрадиционных отношений с противоположным полом?». Варианты ответов: «чем больше я ему расскажу, тем меньше вероятности его вовлечения в это», «сам все узнает», «любая информация вредна», «он и так знает больше меня».

Вопрос 4: «Когда в фильмах, СМИ и других источниках информации попадаются сцены с освещением отношений нетрадиционной ориентацией, как Вы это комментируете это своему ребенку?». Варианты ответов: «объясняю, почему это неприемлемо», «запрещаю даже думать об этом», «никак не комментирую», «пусть смотрит что хочет».

В ходе исследования мы также учитывали специфику восприятия общения родителей с детьми в отношении нетрадиционной сексуальности с позиции пола ребенка.

Результаты

Результаты исследования в отношении вопроса № 1 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям» представлены на рисунке 1.

Распределение ответов на вопрос № 1 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям»

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос № 1 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям»

Анкетирование показало, что в основном респонденты не приемлют варианты нетрадиционных отношений. Их в целом по выборке 69 % (67 человек), среди родителей девочек 86 % (31 человек), и среди родителей мальчиков 77 % (36 человек).

Ответ «если это за плотно закрытыми дверями — на здоровье» предпочли анкетируемых 13 % (11 человек), среди родителей девочек их 18 % (8 человек), и среди родителей мальчиков их 7 % (3 человека).

Вариант «спокойно, если это не нарушает законодательство» был выбран 9 % (8 человек) анкетируемых, из них родителей девочек 11 % (5 человек), родителей мальчиков 7 % (3 человека).

«Почему бы и нет» ответили в целом по выборке 1 % (1 человек), родителей девочек 2 % (1 человек), и родителей мальчиков 0 % (0 человек).

Не нашлось ни одного родителя, который приветствовал бы нетрадиционные брачные и семейные отношения.

Результаты исследования в отношении вопроса № 2 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям» представлены на рисунке 2.

Распределение ответов на вопрос № 2 «Как вы отнесетесь к информации, что Ваш родственник предпочитает нетрадиционный брак?»

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос № 2 «Как вы отнесетесь к информации, что Ваш родственник предпочитает нетрадиционный брак?»

Диагностика выявила, что в основном респонденты категорически отрицательно относятся к нетрадиционным семьям/бракам. Их в целом по выборке 78 % (68 человек), среди родителей девочек 67 % (30 человек), и среди родителей мальчиков 90 % (8 человек).

Вариант «негативно» был выбран 16 % (14 человек) анкетируемых, из них родителей девочек 24 % (11 человек), родителей мальчиков 7 % (3 человека).

«Мне все равно» ответили в целом по выборке 6 % (5 человек), родителей девочек 9 % (4 человек), и родителей мальчиков 2 % (1 человек).

Ответ «поддержу его выбор» не был обозначен.

Результаты исследования в отношении вопроса № 3 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям» представлены на рисунке 3.

Распределение ответов на вопрос № 3 «Как Вы считаете, что должен знать Ваш ребенок по поводу нетрадиционных отношений с противоположным полом?»

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос № 3 «Как Вы считаете, что должен знать Ваш ребенок по поводу нетрадиционных отношений с противоположным полом?»

Результаты анкетирования показали, что мнения респондентов разделились. В целом по выборке «чем больше я ему расскажу, тем меньше вероятности его вовлечения в это» ответили 36 % (32 человек), среди родителей девочек 54 % (25 человек), и среди родителей мальчиков 17 % (7 человек).

Ответ «сам все узнает» предпочли анкетируемых 22 % (19 человек), среди родителей девочек их 28 % (13 человек), и среди родителей мальчиков их 14 % (6 человек).

«Любая информация вредна» ответили в целом по выборке 32 % (28 человек), родителей девочек 7 % (3 человек), и родителей мальчиков 60 % (25 человек).

Вариант «он и так знает больше меня» предпочли 10,5 % (9 человек) анкетируемых, из них родителей девочек 11 % (5 человек), родителей мальчиков 10 % (4 человека).

Результаты исследования в отношении вопроса № 4 «Ваше отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям» представлены на рисунке 4.

Распределение ответов на вопрос № 4 «Когда в фильмах, СМИ и других источниках информации попадаются сцены с освещением отношений нетрадиционной ориентацией, как Вы это комментируете это своему ребенку?»

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос № 4 «Когда в фильмах, СМИ и других источниках информации попадаются сцены с освещением отношений нетрадиционной ориентацией, как Вы это комментируете это своему ребенку?»

Анкетирование выявила, что в основном респонденты объясняют, почему варианты нетрадиционных отношений неприемлемы. Их в целом по выборке 75 % (65 человек), среди родителей девочек 82 % (37 человек), и среди родителей мальчиков 67 % (28 человек).

Вариант «запрещаю даже думать об этом» был выбран 16 % (14 человек) анкетируемых, из них родителей девочек 7 % (3 человек), родителей мальчиков 26 % (11 человек).

Ответ «никак не комментирую» предпочли анкетируемых 9 % (8 человек), среди родителей девочек их 11 % (5 человек), и среди родителей мальчиков их 7 % (3 человек).

«Пусть смотрит что хочет» не был выбран ни одним анкетируемым.

Обсуждение

Диагностика выявила сходное отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям у анкетируемых. Существенна разница наблюдается в отношении вопросов просвещения и обсуждения проблемы. Среди родителей девочек гораздо больше анкетируемых обозначило стремление обсуждать с ребенком эти проблемы и объяснять неприемлемость такого поведения. Среди родителей мальчиков отношение к нетрадиционным брачным и семейным отношениям более категорично-запретительное, менее обсуждаемое и разъясняемое. Возможно, это связано с их большей тревожностью в отношении возможного выбора ребенком вариантов нетрадиционной ориентации. При этом, не нашлось родителей, в целом равнодушных к этой проблеме.

Заключение

Таким образом, исследование выявило, что при достаточно большом внимании родителей к проблеме нетрадиционных браков и семейных отношений, родители не много стремятся разъяснить детям суть проблемы и этим оградить их от такого поведения/выбора. При этом, родители девочек больше ориентированы на просвещение и обсуждение данных вопросов, чем родители мальчиков.

Литература:

  1. Бичарова М. М. Гомосексуализм: «другой» в семье и «другая» семья // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 3(36). — С. 174–188.
  2. Бичарова М. М. Идея толерантного отношения к «другому» как ценностный ориентир в современной английской и американской литературе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2012. — № 8–2(22). — С. 30–38.
  3. Данилова М. И., Яковлева Е. В., Васильева А. С. и др. Соотношение индивидуальных и коллективных ценностей как фактор трансформации культуры общества // Трансформация культуры и образования в контексте времени: монография под общ. ред. М. И. Даниловой Краснодар: Новация, 2019. 100 с.
  4. Дорогина И. В., Рыбьякова А. В. Отношение молодежи к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией / // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — 2020. — Т. 1. — С. 62–66.
  5. Дорошенко К. В., Педько А. Д. Семья как ценность в философском осмыслении // Глобальные проблемы научной цивилизации, пути совершенствования: Материалы XV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ставрополь, 28 февраля 2022 года. Том Часть 1. Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. С. 238–243.
  6. Епремян Т. В., Абрамова М. Э. Семья как социальный институт: понятие и ценностные ориентиры // Экономика. Социология. Право. 2022. № 4(28). С. 64–69.
  7. Кудрявцева Л. В., Сафронова Т. С. Пропаганда нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних: международно-правовые аспекты / // Академическая наука — проблемы и достижения: материалы XI международной научно-практической конференции, North Charleston, 06–07 февраля 2017 года / НИЦ «Академический». Том 2. — North Charleston: CreateSpace, 2017. С. 218–222.
  8. Малашенкова Е. А. Семья как социальная система // Социально-психологические проблемы современного общества и человека: пути решения: материалы международной научно-практической конференции, Витебск, 29–30 октября 2015 года / Научный редактор А. П. Орлова. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2015. С. 94–97.
  9. Фукуяма Ф. Доверие: соц. добродетели и путь к процветанию / пер. с англ. Д. Павловой, В. Кирющенко, М. Колопотина. М.: АСТ: Ермак, 2004 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). 730 с.
  10. Allen M., Burrell N. A. (1997) Homosexuality of non-traditional orientation explanation to children article // Magazine homosexuality of non-traditional orientation explanation to children article in the magazine. pp. 83–96.
  11. Macdougall B. (2004) The legally queer child // Mcgill Law Journal / Revue De Droit De Mcgill. Vol. 49. pp. 1059–1091.


Задать вопрос