Философско-художественный аспект взаимосвязи литературы и музыки в рассказе А. Ф. Лосева «Мне было 19 лет…» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Андриенко, А. Ф. Философско-художественный аспект взаимосвязи литературы и музыки в рассказе А. Ф. Лосева «Мне было 19 лет…» / А. Ф. Андриенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121782/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В рассказе А. Ф. Лосева «Мне было 19 лет…» литература и музыка взаимодействуют на различных уровнях, обогащая произведение и создавая глубокие философские и эмоциональные слои. Сам Лосев, будучи философом, также имел тесную связь с музыкой, что прослеживается в его литературных произведениях. Согласно публикаторам, рассказ является первым литературным произведением, написанным после освобождения из лагеря. Важно напомнить, что ценой полученной свободы для А. Ф. Лосева был полный запрет на философскую деятельность. Поэтому свои главные философские идеи А. Ф. Лосев вынужден был выражать в литературно-художественной форме. в рассказе предстает музыкально одаренный девятнадцатилетний студент, влюбляющийся в певицу Потоцкую, которой уже за тридцать. Сначала герой потрясен ее исполнительским мастерством и тянется к ней как поклонник к исполнителю. Однако скоро это чувство перерастает в страсть, которая поглощает молодого человека. Под воздействием страсти все дальнейшие события разворачиваются в бурном воображении главного героя.

Повествование ведется от первого лица с использованием фактов личной жизни (студенчество, влюбленность в музыку и театр, частое посещение музыкальных концертов, консерватории, спектаклей, живое и богатое воображение, склонность к глубокой эмоционально-творческой рефлексии), что указывает на автобиографический характер рассказа. Однако, говорить об этом с полной уверенностью нельзя, поскольку, во-первых, переживаемые обстоятельства присущи всем молодым людям, кому стукнуло девятнадцать, и, во-вторых, свобода и эстетика чувства, активно обсуждаемая проблематика пола с точки зрения диалектики любви и страсти, духовного и физического, высвобождения или преодоления стихийных энергий были важнейшей приметой эстетического сознания Серебряного века.

Важно обратить внимание и на заглавие рассказа «Мне было 19 лет.»... Оно дано не самим А. Ф. Лосевым, а публикатором, А. А. Тахо-годи, поскольку философская проза Лосева была опубликована в 1997 году, уже после кончины философа. Однако и данном заглавии, а точнее в многоточии, которым оно завершается (надо отдать должное проницательности придумавшей это заглавие А. А. Тахо-годи), угадана главная тема рассказа любовь непреодолимая стихия чувственной страсти у девятнадцатилетнего молодого человека, ее живое переживание и волевое укрощение, победа духовного над физическим.

Одной из главных тем рассказа является поиск истины, смысла жизни и понимания человеческой природы. В этом контексте литература и музыка становятся не просто отдельными искусствами, а способом восприятия мира. Рассказ тесно переплетается с философскими размышлениями, но через музыку, по Лосеву, выражается нечто большее — именно музыка становится тем языком, который выражает интуитивное, непрямое восприятие мира, «музыка не есть ни материя, ни живое тело, ни психика, и вообще она не есть никакая вещь и никакая совокупность вещей» [3, с.21]. Для главного героя, студента, музыка служит тем инструментом, который помогает ему уловить глубокие, часто недоступные рациональному сознанию, аспекты бытия, именно поэтому Лосев намеренно разворачивает действие рассказе непосредственно в сознании героя, чтобы показать преображения, которые претерпевает музыкальный субъект при взаимодействии с певицей Потоцкой.

В рассказе Лосева музыка служит мощной метафорой для отражения внутреннего мира героев. Разнообразие музыкальных образов и ссылок на музыку в текстах создают ощущение многоголосия, которое символизирует сложность человеческих переживаний. В диалогах и монологах героев часто возникают образы, всплывающие в сознании героев под влиянием музыки, которые усиливают философский подтекст.

Тонкий, впечатлительный юноша, слушающий Потоцкую, полностью теряет ощущение реальности на концерте в Благородном Собрании после увертюры Чайковского «Франческа да Римини». Как в кошмарном сновидении обращается он «в сомнамбулу, в лунатика, творящего чужую волю и выполняющего невероятные предприятия — вопреки всяким правилам, законам и обычаям» [1, с.185]. Важно подчеркнуть, что все происходящее протекает исключительно в сознании героя, на самом деле всех этих событий не было. Автор намеренно переносит читателей в мифическое пространство живых, напряженных и непосредственных аффектов героя, поскольку только там возникает мифическая чувственность, которая приводит к инстинктивному возникновению образов переживаемой страсти и, как следствие, к возникновению ряда мифических образов его личности. Именно здесь разворачивается арена инстинктивная и яростная борьбы двух планов личности — настоящего и того, который порожден музыкальным экстазом и вызванной им страстной влюбленностью в Потоцкую.

Музыка в рассказе Лосева также служит важным средством раскрытия персонажей, так как «она [музыка], как искусство звуков, изображает наиболее интимные и глубокие корни вещей. Звук идет из глубины и говорит нашей глубине» [2, с 60]. Герои, особенно главный герой, часто оказываются перед выбором между логикой разума и чувственным восприятием мира, которое выражается через музыку. В некоторых случаях музыка становится способом освобождения от ограничений рационального сознания, а в других — источником духовного напряжения. Это подчеркивает философский конфликт между разумом и чувствами, который является одной из центральных тем романа.

Восхищение музыкальным искусством Потоцкой перерастает в завороженность её женским образом, которая эмоционально влияет на внутреннее, мифическое «я» героя, а также подкрепляется его богатым воображением, где и разыгрывается драма, в совокупности с юношеским максимализмом. Творческая личность героя притягивается к представительнице богемного мира, к артистке, которая существует в театре, то есть в артистической среде, жизнеподобном условном пространстве.

Алексей Федорович Лосев, как философ и теоретик искусства, видел в музыке не только средство эмоционального воздействия, но и один из способов познания мира: «Философия и научила меня ценить музыку. Я слишком много философствовал, чтобы не любить музыку. Я сам влюблен в систему, в логику, в метод, в науку, я сам люблю чистую математическую мысль, люблю силлогизм, формулы, диалектику, самую отвлеченную, самую трудную, самую головоломную диалектику и логику. Но я знаю, что вся философия пронизана музыкой, все человеческое мировоззрение и мироощущение человека есть музыкальные творчества, что в истории философии нельзя понять ни одного факта, не привлекая музыки и математики соответствующей эпохи» [2, с. 77]. В его философских трудах музыка занимала важное место как универсальный язык, способный выражать те аспекты человеческого опыта, которые не поддаются рациональному объяснению. В рассказе «Мне было 19 лет.».. музыка становится ключом к более глубокому пониманию природы реальности, соединяя чувства, интуицию и интеллект. Взаимосвязь литературы и музыки в рассказе А. Ф. Лосева «Мне было 19 лет.».. не ограничивается не только простыми отсылками или метафорами, но и как целый комплекс идей, где музыка и литература служат инструментами для постижения истины и познания внутреннего мира человека.

Литература:

  1. «Мне было 19 лет»...: дневники. Письма. Проза / А. Ф. Лосев; сост., предисл., коммент. А. А. Тахо-Годи. — Москва: Русские словари, 1997. — 340, [1] с., [5] л. ил.
  2. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. — М.: Издание автора, 1927.
  3. Лосев А. Ф. Музыка и математика // Credo new. Теоретический журнал. СПб., № 3 (47), 2006. — С. 19–37.


Задать вопрос