В области дизайна выставочных интерьеров по всему миру в начале XXI века использование современных научно-технических разработок изменило форму просмотра выставки, превратив ее во взаимодействие зрителя с выставкой. Сегодня это потенциальный подход для теоретических и практических исследований в области дизайна выставочных интерьеров.
Ключевые слова: дизайн выставочных интерьеров, мультимедийное искусство, виртуальная реальность, VR, программируемый свет.
Новые формы выражения визуального искусства в сочетании со звуком, как элементом визуального искусства, посредством мультимедийного искусства, виртуальной реальности (VR) и освещения в сочетании с цифровыми технологиями способствовали превращению современного дизайна выставочных интерьеров в пространства художественного перформанса и взаимодействия. Выставочные залы, оснащенные технологиями виртуальной реальности, помогают создать яркие интерактивные преимущества технологий виртуальной реальности при создании выставочных пространств.
Таким образом, использование достижений науки и техники может компенсировать существующие ограничения в дизайне выставочных интерьеров, помогая зрителям получить новые впечатления и расширить свое воображение.
В 2009 году появилась технология тонкой проекционной пленки на поверхность из синтетической ткани, способная придавать форму в больших пространствах. Кауфманн Тейлиг и его коллеги спроектировали выставочный зал Mercedes-Benz во Франкфурте, используя самые передовые технологии того времени (рис. 1).
Рис. 1. Фото выставочного зала Mercedes-Benz
Выставка автомобильной марки Mercedes-Benz представлена в здании, архитектура которого напоминает классический театр. Выставочная площадь представляет собой большой эллиптический купол, сформированный из тонкой проекционной пленки, площадью более 5000 м2. Компания Kauffmann Theylig выбрала дизайнерское решение: центр экспозиции является также центром архитектурного пространства здания. В купольном пространстве здания используется скоординированная система из 14 специализированных проекторов (видеопроектор BarcoI), объединяющая в себе лазерную проекцию. Вся поверхность проекционного экрана сложной формы, что представляет собой особую проблему для мультимедийных решений.
Ключевой задачей является коррекция искажений изображения при одновременном использовании мягких краев тонкой проекционной пленки. Проекционный план основан на методах 3D-моделирования, которые позволяют команде дизайнеров выбрать точное расположение потолочных проекторов. Презентация сочетает в себе лазерную проекцию символов логотипа в соответствии с заранее заданным сценарием. Вся форма купола состоит из повторяющихся цветных световых линий белого, желтого, красного и синего цветов. Чередующиеся цветовые решения — это логотипы и коммерческие слоганы, созданные белым и светло-голубым светом на традиционном синем фоне Mercedes-Benz.Зрители выставки стали объектами наслаждения, они должны были проникнуть внутрь произведения и выставочного пространства, чтобы видеть, восхищаться, созерцать и слышать звуки в этом пространстве.
Также один из самых популярных инструментов визуального искусства, используемых в оформлении интерьеров технологических выставок — программируемый свет. В то время, когда выставочные площади рассматривают освещение только как средство освещения выставок, выставка Intel в Берлине в 2010 году получила награду Ассоциации дизайнеров (DBA) за эффективность дизайна.
Свет — это одновременно и средство создания цвета, и средство создания изображений, которые доминируют в художественном пространстве выставок. Intel представили на фоне цифрового цветового моря — компактные, высокотехнологичные и сложные компьютерные. Потолок выставочного пространства выполнен в виде интернет-облака с системой светодиодного освещения внутри квадратных блоков. Это облако запрограммировано на автоматическое управление и изменение цвета с горячего на холодный на площади экспозиции 3500 м2. Непрерывные цветовые переходы в соответствии с заданными тонами помогли рекламировать самую передовую на тот момент цифровую технологию Intel.
Технология виртуальной реальности, также использующая свет как средство самовыражения, открыла новые волшебные творческие возможности. В 2013 году автомобильный бренд Audi продемонстрировал уникальную технологию проекции автомобилей. Для улучшения характеристик Audi R8 был разработан водопад с использованием лазерных технологий виртуальной реальности. Эта технология создает трехмерные изображения в пространстве (голография) без использования проекционного экрана, помогая зрителям воспринимать изображения на 360° без использования специальных очков. Изображение водопада, низвергающегося на автомобиль Audi R8 с высоты 16 метров, сопровождается звуками и эффектами, как в кинотеатре.
На Франкфуртском автосалоне 2017 года, посвященном теме «Будущее сейчас», автомобильный бренд Lexus продемонстрировал идею «Испытай что-то удивительное». На выставке использовалось устройство Microsoft HoloLens (гололинзы). Это новое технологическое устройство, которое Lexus и другие бренды никогда не использовали на выставках автосалонов.
Разработчикам пришлось создавать виртуальный контент, который загружался и синхронизировался с голографическими презентаторами. Одним из главных преимуществ HoloLens является то, что объектив интуитивно понятен. Зрители по-прежнему посещают обычные места, как и в любом другом месте. Однако на гололинзах будет отображаться дополнительная информация в виде виртуальных изображений. Данное оборудование считается скорее устройством дополненной реальности для пространственной реальности. Опыт использования HoloLens длится примерно 15 минут. Выставочный зал Lexus 2017 года привлек рекордное количество журналистов — почти 500 человек, что позволило увеличить количество сообщений в средствах массовой информации более чем на 50 %.
Упомянутые выше примеры показывают, что эффективное применение достижений науки и техники в современном дизайне выставочных интерьеров обеспечивает высокую эффективность и является их тенденцией будущего. Актуальной проблемой современного дизайна интерьера, является то, что дизайнерам выставки необходимо изучить все средства массовой информации, мультимедийный дизайн, звук, освещение и множество других дизайнерских технологий, чтобы создавать захватывающие моменты с помощью выставочного пространства.
Итак, для эффективного использования достижений науки и техники в дизайне выставочных интерьеров необходимо освоить следующие процедуры:
- Макет — это основа, на которой строится общий дизайн интерьера выставки. Макет должен быть разнообразным и ритмичным. Мультимедийные зоны создают эффект чередующейся поддержки экспозиции, создавая динамичные выставочные зоны. В вопросе общей планировки необходимо найти решения, соответствующие поставленной цели, чтобы эффективно представить контент.
- Оформление внутреннего пространства. Создавая выставочное пространство, необходимо учитывать при выборе формы мультимедийной коммуникации форму, цвет, визуальную психологию, эргономику, визуальное видение и т. д. чтобы создать эффектное, уникальное и впечатляющее выставочное пространство.
- Освещение является необходимым элементом дизайна выставочного интерьера. Освещение должно тесно сочетаться с мультимедийными коммуникациями для достижения максимальных целей экспозиции.
- Мультимедийные формы аудиовыражения. Звук часто дополняется монтажом в сочетании с соответствующими изображениями в соответствии с тематикой каждой области. Звук играет стимулирующую роль в возбуждении любопытства и повышении волнения.
Подводя итог, можно сказать, что элементы, составляющие дизайн выставочного интерьера, упомянутые выше, могут создать эстетическую гармонию. Дизайнеры должны объединить технологии и красоту, чтобы достичь гармонии между содержанием и формой.
Литература:
- Алябьева Л. А., Сахно И. М., Фадеева Т. Е. Инновационные образовательные форматы в сфере искусства и дизайна: состояние и перспективы. // Дом Бурганова. Пространство культуры. Номер: 1 Год: 2021. С. 126–144. DOI: 10.36340/2071–6818–2021–17–1–126–144.
- Севальников А. Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. — Москва, 2004. — 224 с.
- Tyagi A. K. Multimedia and Sensory Input for Augmented, Mixed, and Virtual Reality / IGI Global, 2021. — P. 310