Тема семьи и желания партнеров иметь детей всегда актуальна для социума в силу экономических, политических, социальных, нравственных и иных причин. Продолжение рода — это неотъемлемая часть нашего существования. Тем не менее, в западной традиции и в Соединенных Штатах Америки сегодня чаще всего прерывается цепочка взаимодействия «родитель — ребенок» с выходом последнего во взрослую жизнь. В связи с этим почти утеряна связь поколений и в современном обществе наблюдаются тенденции к отказу от рождения ребенка. Мотивация такого решения может лежать в разных плоскостях, но в рамках статьи освещается исследование наличия желания иметь ребенка среди бездетных пар, находящихся в браке разное количество лет. Именно такой подход обеспечит обобщенное видение проблемы и поможет обозначить направления дальнейшего исследования.
Ключевые слова: брак, желание иметь детей, многодетность, семья, сохранение населения, ценности.
The topic of family and the desire of partners to have children is always relevant for society due to economic, political, social, moral and other reasons. Procreation is an integral part of our existence. Nevertheless, in the Western tradition and in the United States of America today, the chain of parent-child interaction is most often interrupted with the release of the latter into adulthood. In this regard, the connection of generations has almost been lost, and in modern society there are tendencies to refuse to give birth to a child. The motivation for such a decision may lie in different planes, but the article highlights the study of the desire to have a child among childless couples who have been married for different numbers of years. It is this approach that will provide a generalized vision of the problem and help identify areas for further research.
Keywords: marriage, the desire to have children, having many children, family, preservation of the population, values.
Введение
Тема семьи, взаимоотношений в семье, желания иметь детей и отношения к детям всегда интересовала социум, была одним из приоритетов. Недаром на заседании XXV Всемирного русского народного собора в 2023 году Президент России обозначил, что семья «…это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» [4]. И хотя тема XXV собора — «Настоящее и будущее Русского мира», вопросы семьи и брака никак не могли быть обойдены, и в том числе, конечно же, вопрос детей. Путин напомнил, что у многих народов России сохраняется традиция крепкой многодетной семьи, где воспитываются больше пяти детей, а в русских семьях это было традиционно еще несколько поколений назад. Сейчас в семьях чаще всего по два ребенка, но важно возрождать те традиции.
В рамках XXV собора вопрос рассматривался больше в контексте количества детей в семье, многодетности и связанной с этим социальной и духовной поддержки, с активной поддержкой со стороны государства и церкви, проблема желания иметь детей вообще здесь первостепенна. Ведь желание иметь детей лежит в основе всех остальных семейных приоритетов, если ты не хочешь детей — нет смысла говорить об их количестве. Президент обозначил, что «…сбережение и приумножение народа России — наша задача… на поколения вперед». Одной из национальных целей развития РФ на период до 2030 года, прописанной в Указе Президента РФ № 474, является «…сохранение населения, здоровье и благополучие людей».
Конечно, это вопрос не только духовный и нравственный. С экономической точки зрения, как утверждают специалисты, чтобы обеспечить суверенитет страны, ее независимость от внешних воздействий (санкций, например), для независимой автономной экономики в стране должно быть населения минимум в два раза больше [6, 10].
Продолжение рода — это неотъемлемая часть нашего существования. Можно спорить о смысле жизни, но если некому передать свои знания, свои наработки, то, что достигнуто обществом до тебя, при тебе, свой собственный вклад в развитие цивилизации, если ты не донес это до следующего поколения, то остальное уже не имеет значения и философские размышления о смысле жизни — пустое. О смысле жизни активно задумывались после Второй мировой войны: после стольких потерь считалось само собой разумеющимся, что человек «продолжается» в детях [1]. Но современные западные тенденции таковы, что содержание «демократических» ценностей призвано нивелировать значимость этой части человеческой жизни, и многие группы и общественные течения прилагают массу усилий для продвижения нетрадиционных взглядов на пол, семью, рождение детей [5, 8].
Пожалуй, из всей европейской цивилизации только в нашей стране еще в некоторой степени сохраняется тенденция, когда старшее поколение помогает растить детей, то есть своих внуков. В западной традиции и в Соединенных Штатах Америки на сегодня чаще всего прерывается цепочка взаимодействия «родитель — ребенок» с выходом последнего во взрослую жизнь. В связи с этим почти утеряна связь поколений, и сложности, с которыми сталкивается молодежь при создании собственной семьи, вступлении в брак, возможно, и порождают прослеживаемое в последние десятилетия нетрадиционное отношение к нему и к рождению детей. И в нашей стране также имеется подобная тенденция, хотя пик ее приходится на нулевые годы и начало нашего тысячелетия [2, 7]. Хотя молодежь стремится жить отдельно в территориальном и ментальном смысле, все-таки сохраняется желание бабушек выращивать своих внуков и желание супружеских пар этой обязанностью с ними делиться.
Тем не менее, еще буквально 50 лет назад невозможно было себе представить, чтобы настолько массовым стало такое движение, как childfree, потому что это противоречит не только законам природы, требованиям поддержания и социально-экономического развития того общества, в котором ты находишься, а даже просто идеям гуманизма. Эти новые тенденции в отношении детей чрезвычайно опасны, незакономерны, нелогичны и могут привести к полной деградации общества [3, 9].
В связи с этим представляется актуальным выявление желания иметь детей в молодежной среде.
Методика
Для исследования я сделала поверхностный срез отношения к рождению ребенка (хотят ли люди иметь детей). В исследовании участвовали бездетные пары, находящиеся в браке разное количество лет — один год, 3 года, 5 и 7 лет. Количество человек в выборке невелико, но даже выборка по 10–12 человек в каждой группе позволяет оценить ситуацию для дальнейшего исследования в этом направлении. Группа людей, состоящих в браке один год, составила 12 человек, 3 года — 11 человек, 5 лет — 10 человек и 7 лет — 11 человек.
В исследовании я спрашивала: «Считаете ли вы, что дети — это продолжение вас самих?», «Хотите ли вы иметь детей?» (без уточнения их количества, потому что для исследования важно само желание их иметь / не иметь, а не стремление создать многодетную семью), «Готовы ли вы вкладываться в развитие ребенка?», «Важно ли для вас наличие детей?». Ответы оценивались по пятибалльной системе, суммарный балл определял уровень наличия желания иметь ребенка.
Результаты
Результаты представлены на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1. Уровень наличия желания иметь ребенка
Обсуждение
Опрос выявил общую тенденцию к уменьшению желания иметь ребенка с возрастанием проведенных в браке лет. Так, почти половина состоящих в браке 1 год (41,7 %, 5 человек) очень хотят иметь ребенка. Столько же из них спокойно относятся к такой перспективе (41,7 %, 5 человек), и незначительная часть опрошенных (16,7 %, 2 человека) не хотят иметь детей.
С увеличением проведенного в брачных отношениях времени число опрошенных, на высоком уровне проявляющих желание иметь ребенка, снижается. В группе состоящих в браке 7 лет они составили лишь десятую часть опрошенных (9,1 %, 1 человек). При этом увеличивается число респондентов, не желающих иметь детей (низкий уровень). В группе состоящих в браке 7 лет их количество упало до четверти (27,3 %, 3 человека).
Заключение
Конечно, это лишь очень общий срез, без уточнения причин и мотиваций наличия или отсутствия желания иметь детей. Тем не менее, он дает общее представление о ситуации в обществе и очерчивает перспективы дальнейшего исследования в этом отношении.
Литература:
- Горохова Е. С. Система ценностных ориентаций родителей в период ожидания ребенка // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2014. — Т. 5, № 1. — С. 63–81.
- Дадаев Т. М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // Регионология. — 2017. — Т. 25, № 3 (100). — С. 456–471.
- Ломакин И. В. Чайлдфри или добровольно бездетные? К переопределению концептуального поля исследований не родительства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. — 2019. — № 6 (154). — С. 394–436.
- Путин В. В. Выступление на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы» // Российская газета. Столичный выпуск: № 270 (9215). 28.11.2023. — URL: https://rg.ru/2023/11/28/semia-kak-simvol-very.html (дата обращения: 13.12.2024).
- Селезнева А. В. Демократические ценности в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. — 2016. — № 6. — С. 20–33.
- Школьников А. Наука, образ жизни и экономика будущего // Канал «День ТВ» видео онлайн. 09.11.2023. — URL: https://rutube.ru/video/786e5a5b78ee78b9e31a92c4d710db59/ (дата обращения: 13.12.2024).
- Characteristics of first-time fathers of advanced age: a Norwegian population-based study / A. B. V. Nilsen, U. Waldenström, S. Rasmussen [et al.] // BMC Pregnancy and Childbirth. — 2013. — Vol. 13, № 1. — P. 1–11.
- Clements-Schreiber M. E. When relationship 'costs' don't feel 'costly': Predicting positive support-willingness in close relationships / M. E. Clements-Schreiber, 2003. — 1 p.
- Rigby M. J. European Union Child Guarantee-challenges raised by the welcome promise of free healthcare for marginalized children / M. J. Rigby // European Journal of Public Health. — 2021. — Vol. 31, № 5. — P. 943–950.
- Stevens C. A. Relationships between role sharing processes and marital adaptation across the transition to parenthood / C. A. Stevens, 1998. — 1 p.