Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 19.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Крюкова, Е. А. Музыкальная деятельность как средство развития творческих способностей / Е. А. Крюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 404-407. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121793/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор исследует развитие творческих способностей в музыкальной деятельности.

Ключевые слова: творческие способности, музыкальная деятельность, музыка

Способности — это индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [3].

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности — психологические особенности, позволяющие ребенку достичь высоких результатов в выполнении специальной деятельности. Это графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические), практически-организационные, практически созидательные. Стоит отметить, что для успешного выполнения музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности.

Так, нидерландский психолог Г. Ревеш [12] к музыкальным способностям относил умение исполнить наизусть знакомые мелодии, музыкальный слух и творческое воображение. Американский психолог К. Сишор [13] выделил музыкальные способности, такие как способность различать звуки по высоте и тембру, громкости и длительности, музыкальное воображение, память и музыкальную отзывчивость.

Для выполнения музыкальной деятельности помимо музыкальных необходимы творческие способности. Рассмотрим более подробно такие понятия как творчество, музыкальная деятельность школьников и ее различные виды, успешность освоения которых учащимися зависит от наличия и уровня развития у них творческих способностей.

Согласнословарю «Психология», творчество — это деятельность, направленная на создание новых духовных и материальных ценностей. Оно предполагает наличие у человека мотивов, способностей, знаний и умений, помогающих в создании нового, уникального, оригинального продукта [2].

Согласно исследованию Д. Хенриксена, П. Мишры и П. Фишера, творчество в образовательных технологиях является одной из ключевых концепций XXI века. Ученые подчеркивают, что развитие творческого мышления следует рассматривать как комплексный процесс, зависящий от нескольких факторов, таких как уровень педагогического образования учителей, система оценки успехов учащихся и образовательная политика [10].

Сейчас обсуждается интеграция творчества и технологий в современные образовательные системы. Однако авторы отмечают, что внедрение творчества в учебный процесс затруднено некоторыми обстоятельствами. Учителя должны совершенствовать свои навыки творческого обучения, а учащимся требуется специальное содержание, способствующее развитию творческого мышления [10].

Исследование, проведенное профессором психологии Г. Крампменом из университета Трира, рассматривало развитие творческих способностей детей в школьном возрасте. В ходе исследования было выявлено, что креативные способности детей снижаются при переходе из детского сада в начальную школу. Это связано с увеличивающимися требованиями к социальной адаптации и подчинению авторитетам, которые являются основными аспектами образовательной среды школы. Дошкольные запросы на свободное мышление и творчество противоречат требованиям обучения в школе, что приводит к потере креативности у детей [11].

Существует множество разновидностей творческой деятельности, мы выделим 4 основных вида: социальное, научное, техническое и художественное творчество.

  1. Социальное творчество — направлено на развитие социальных институтов и отношений.
  2. Научное творчество — имеет своей целью нахождение нового знания.
  3. Техническое творчество — является практическим и сосредоточено на производстве конкретных продуктов и объектов.
  4. Искусство, как вид художественного творчества, наиболее нас интересующий, не опирается на новизну, использует творческий подход не только к конечному результату, но и к процессу деятельности [6].

Рассмотрим более подробно музыкальную деятельность, в которой реализуются творческие способности. Ряд педагогов-исследователей, опираясь на трактовку Б. В. Асафьевым триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя, в качестве видов музыкальной деятельности школьников представляют эту триаду в обратном порядке: деятельность слушателя — исполнителя — композитора.

При этом все исследователи подчеркивают, что названные виды музыкальной деятельности и в профессиональной деятельности музыкантов, и в учебной деятельности школьников находятся в единстве и взаимосвязанности. Д. Б. Кабалевский отмечает, что «эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования самой музыки и, объединенные восприятием музыки, выступают как неизменные. …Эти виды деятельности есть не что иное, как условия и формы существования музыки вообще» [1].

Таким образом, в настоящее время в педагогике массового музыкального образования выделяют следующие виды музыкальной деятельности школьников: деятельность слушателя (восприятие); деятельность исполнителя (исполнительство): пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения и др.; деятельность композитора (опыт творческой деятельности): сочинение и импровизация — вокальная, мелодическая, ритмическая и т. д. [4].

Как было отмечено выше, успешность освоения школьником различных видов творческой (музыкальной) деятельности, зависит от уровня развития у него творческих способностей. Эти способности определяются самой спецификой осваиваемой деятельности и спецификой творчества [7].

Для того, чтобы определить, какие способности необходимы для освоения и осуществления школьниками вышеназванных видов музыкальных деятельности, рассмотрим природу и специфику музыки как вида искусства.

Согласно Абдуллину Э. Б. Музыка как вид искусства имеет интонационную природу, вне интонации музыка как искусство не существует. Интонация — носитель музыкального содержания. Главное в музыке — образы как содержание музыки, которые воплощаются композитором через систему средств музыкальной выразительности (или элементов музыкальной речи) [1].

Для восприятия музыки и понимания ее содержания необходимо уметь вслушиваться в музыкальную ткань произведения, следить за развитием музыкального образа как музыкального содержания произведения.

Поэтому для восприятия и понимания музыкального образа (содержания), воплощенного с помощью средств музыкальной выразительности необходимо уметь слышать их как дифференцированно, так и в комплексе с другими выразительными средствами, понимать их выразительную и изобразительную роль.

Таким образом, если музыка — это организованное движение звуков различных по высоте, тембру, динамике, длительности в рамках музыкальных ладов (мажор, минор), обладающих выразительными возможностями и музыкальной окраской [9], то для восприятия этих ее особенностей в целом необходимо иметь творческие способности. Способности к различным видам музыкальной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Способности к различным видам музыкальной деятельности

Исполнительские способности

Творческие способности

Чистота певческих интонаций, качество звукообразования

Способность творческого воображения при восприятии музыки

Координированность движений рук (игра на музыкальном инструменте), пластичность моторного аппарата (ритмика)

Способность к музыкальному творчеству, импровизации

Представленные выше способности необходимы не только для восприятия музыки, но и для ее исполнения: пения, инструментального музицирования, пластического интонирования и музыкально-ритмических движений, инсценирования и т. д.

Таким образом, для музыкальной деятельности необходимы творческие способности. Они не только развиваются в процессе обучения, но и формируются в ней.

Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы способности, которые объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых дифференцировок до высших творческих проявлений и определяется как комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве [8].

В психологии выделяют уровни развития способностей: задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности ребенка, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей; с пособности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности; талант — определенные или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык; гениальность — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности [5].

Способности Б. М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, которые влияют на его успешность в выполнении определенной деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, однако могут объяснить легкость и скорость их усвоения [8]. Существует множество классификаций способностей, обратимся к таблице 2.

Таблица 2

Классификации способностей

По числу и характеру деятельности

Общие (умственные, учебные, коммуникативные)

Специальные (математические, музыкальные)

По составу, строению

Элементарные (ощущения, глазомер, муз. слух)

Сложные (учебные, трудовые, общения)

По значимости деятельности

Ведущие, занимающие главное значение в деятельности

Вспомогательные, подчиненные

По уровню развития

Репродуктивные (способность действовать по образцу)

Творческие (способность создавать новое)

В той или иной степени творческие способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся способности называют одаренностью [5].

В содержании учебного предмета «Музыка» определяются многообразные виды музыкальной деятельности, успешное выполнение и освоение которых невозможно без определенного уровня развития творческих способностей: пение попевок и песен разных жанров; вокальная импровизация; исполнение ритмических движений с применением «звучащих жестов»; игра в инструментальном ансамбле и др.

Развитие творческих способностей может происходить как в комплексе, так и изолированно друг от друга Это положение предоставляет учителям музыки возможность развивать творческие способности школьников, что является ключевым для успешного освоения учебного материала и достижения планируемых результатов в курсе «Музыка» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствует проявлению самостоятельности, инициативы и творчества в учебной и внеучебной деятельности.

На основе вышеизложенного сделаем выводы:

— в психологии исследователями выделен комплекс творческих способностей, необходимых для успешного освоения музыкальной деятельности во всех ее видах; однако при этом нет единого подхода к классификации, структуре и определению творческих способностей;

— творческие способности с одной стороны, необходимы для успешного освоения и выполнения музыкальной деятельности, а с другой — в этой деятельности они развиваются;

— в процессе музыкальной деятельности все способности находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, но при этом в разных видах деятельности разные способности проявляются в разной степени;

— развитие творческих способностей ребенка может осуществляться как в комплексе, так и изолированно друг от друга.

Литература:

  1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е. В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. — М.: Прометей, 2013. — 432 с.
  2. Авдеева, Н. Н. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  3. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А. Б. Альмуханова, Е. С. Гладкова [и др.]. — Москва: ЭКСМО, 2007. — 543 с.
  4. Бородина, Е. Н. Художественно-эстетическое развитие детей: теория и методика: учебно-методическое пособие / Е. Н. Бородина, Л. В. Ясинских. — Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2021. — 177 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  6. Кирнарская, Д. К., Киященко, Н.И., Тарасова, К. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учебник для студ. муз. фак. учреждений высш. пед. проф. образования /под ред. Цыпина Г. М. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 384 с.
  7. Особенности развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста [Электронный документ] / Студенческий научный форум: V Международная студенческая электронная научная конференция. — URL:.http://www.scienceforum.ru/2013/120/1745
  8. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М.: «Наука», 2003. — 377с.
  9. Тюлюбаева, М. А. Музыкальная игра как средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста / М. А. Тюлюбаева, Курбатова // Культура и искусство: поиски и открытия: сборник научных трудов. — Кемерово: КемГИК, 2022. — С. 127 -130
  10. Henriksen, D., Mishra, P., Fisser, P. Infusing creativity and technology in 21st century education: A systemic view for change / D. Henriksen, P. Mishra, P. Fisser // Educational Technology and Society. — 2016. — № 19 (3). — С. 27–37.
  11. Krampen, G. Cross-Sequential Results on Creativity Development in Childhood Within two Different School Systems: Divergent Performances in Luxembourg Versus German Kindergarten and Elementary School Students / G. Krampen // Europe’s Journal of Psychology — 2012. — № 3 — С. 423–448.
  12. Revesz, G. Talent und Genie / G. Revesz. — Bern, 1952. -164 с.
  13. Seashore, Carl Emil The psychology of musical talent / Carl Emil Seashore. — Burbank, California, USA: Creative Media Partners, LLC, 2022. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная деятельность, способность, вид, вид деятельности, восприятие музыки, уровень развития, музыкальная деятельность школьников, развитие, успешное выполнение, успешное освоение.


Похожие статьи

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Влияние театрального искусства на формирование личности

В статье рассмотрено влияние театрального искусства на формирование личности.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте

В статье автор исследует развитие творческих способностей детей.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Интеграция музыки и математики в формировании интеллектуально-творческой личности дошкольника

В данной статье рассматриваются особенности влияния музыки и математики на развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, занимающихся инструментально-исполнительской деятельностью с целью профессионал...

Похожие статьи

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Влияние театрального искусства на формирование личности

В статье рассмотрено влияние театрального искусства на формирование личности.

Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации

В статье рассматриваются вопросы формирования творческих способностей подростков на уроках хореографии. Раскрыта роль импровизации, как основного метода воспитания творческих умений детей.

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Статья посвящена значению музыкально-ритмической и танцевальной видам деятельности в процессе формирования творческих способностей детей дошкольного возраста; осуществлен анализ методики обучения движениям ребят согласно этапам их формирования, а так...

Особенности развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте

В статье автор исследует развитие творческих способностей детей.

Организация музыкально-ритмической деятельности с детьми групп компенсирующей направленности

В статье рассматриваются проблемы, посвященные организации музыкально-ритмических упражнений с детьми групп компенсирующей направленности. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие определенных навыков детей.

Интеграция музыки и математики в формировании интеллектуально-творческой личности дошкольника

В данной статье рассматриваются особенности влияния музыки и математики на развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста, занимающихся инструментально-исполнительской деятельностью с целью профессионал...

Задать вопрос