В статье автор рассматривает развитие городского транспорта крупного мегаполиса с точки зрения экологичности и освоения пассажиропотока Москвы.
Ключевые слова : городской транспорт, трамвай, модернизация.
Городской транспорт — часть многофункционального городского хозяйства. От его функционирования зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения.
Эволюция проекта транспортно-пересадочного узла «Рижская», включающего в себя одноимённые станции метро Калужско-Рижской и Большой Кольцевой линий и одноимённые платформы МЦД-2 и будущих МЦД-4 и МЦД-3, а также Ленинградского направления Октябрьской железной дороги и платформу первой Высокоскоростной Железнодорожной Магистрали «Москва — Санкт-Петербург» (далее — ВСЖМ-1, также ВСМ-1), начинается с 2000-х годов.
Пассажиропотоки любого ТПУ зарождаются из прилегающих станций, остановок общественного транспорта, парковок автомобильного транспорта и т. п. Для определения мест зарождения пассажиропотоков ТПУ стоит выделить эти места и проанализировать.
Рижский вокзал безусловно является местом где происходит интенсивное движение, для исследования пассажиропотоков на нём необходимо разработать гистограмму за 2021 год и проанализировать полученные данные.
Всего количество отправленных пассажиров дальнего следования за 2021 год составляет — 29320 пасс. В пригородном сообщении — 266783 пасс. Система пассажирского транспорта становится одним из факторов экономической эффективности современного города. Общественный транспорт в Москве играет важную роль в транспортной системе города. Калужско-Рижская линия метро имеет среднесуточный пассажиропоток 1 млн человек в сутки, на станции Рижская согласно данным Московского метрополитена пассажиропоток составляет 80 тыс. человек в сутки.
Трамвай — один из видов общественного транспорта и важнейший элемент городской транспортной системы. Ежедневно он перевозит около 600 тыс. пассажиров. В городском парке находится более 600 вагонов, из них 464 — современные трехсекционные трамваи «Витязь-Москва». Развитие трамвайных линий становится одним из факторов, имеющих немалое значение в разгрузке дорог.
В рамках работы мы рассмотрим построение дополнительной улично-дорожной сети для снятия напряжения с Проспекта Мира в сторону МКАД. В 1936 году была запущена трамвайная линия к Рижскому вокзалу, позже ее продлили через Проспект Мира к ВДНХ и Медведково. Однако в 1995 году линию решили разбить на две, в связи с малым пассажиропотоком. Часть путей разобрали, а на Трифоновской улице так 26 лет и лежат неиспользуемые рельсы, внезапно обрывающиеся у улицы Гиляровского. С того времени многое изменилось, Рижский вокзал объединил в себе пересадку на одноименную станцию МЦД-2 «Курско-Рижский» в 2019 году с ежедневной пропускной способностью до 3,7 тысяч пассажиров, а также пересадку на одноименную станцию Большой кольцевой линии в марте 2023 года с пассажиропотоком в среднем 16 тысяч каждый день. В будущем планируется объединения вокзала с МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», а также отправление поездов «Москва-Санкт-Петербург» по высокоскоростной магистрали.
Добраться до вокзала сейчас можно, воспользовавшись электробусом. Однако в час пик загруженность при стыке улицы Трифоновская с улицей Гиляровского (Сущевский и Мещанский районы ЦАО) и далее с выходом на дублер третьего транспортного кольца составляет 10 баллов, именно поэтому восстановление трамвайного сообщения имеет высокую актуальность в связи с возросшей интенсивностью транспортных потоков и необходимостью улучшения транспортной доступности города. Трамвай может значительно разгрузить наземный транспорт, обеспечить доступность для 158 тысяч жителей и улучшить пропускную способность улично-дорожной сети, более 25 тысяч пассажиров в будний день. Также трамваи являются более экологически чистым видом транспорта по сравнению с автомобилями, что способствует улучшению качества воздуха в городе.
Восстановление трамвайной линии пройдет по историческому маршруту (Рис. 1). Участок по улице Трифоновская будет обслуживаться без контактной сети, далее от участка Гиляровского до Рижской с резервной контактной сетью для работы в сложной обстановке на дорогах, протяженность всего участка составит 2,1 км. На маршруте № 9 интенсивность движения планируется 7 пар/час, что составит 27 мин. в пути до станции метро Белорусская. На участке движения планируется 6 остановок, из которых 4 буду реализованы венскими платформами.
Рис. 1. Проект перспективного строительства трамвайных путей на ул. Трифоновская
Обследование инфраструктуры и путей на ул. Трифоновская выявило следующее:
— Изношенные рельсы и шпалы, требующие замены.
— Неисправные контактные сети и столбы.
— Отсутствие исправных стрелочных переводов.
— Устаревшие подстанции электроснабжения.
Текущее состояние инфраструктуры и путей на улице Трифоновская требует комплексной реконструкции и модернизации инфраструктуры для восстановления и поддержания безопасного и эффективного трамвайного движения. Технические решения по реконструкции путей и объектов: восстановление или реконструкция контактной сети, остановочных павильонов, тяговых подстанций и других объектов инфраструктуры.
Транспортный комплекс (ГУП ММ) занимается работами по строительству и реконструкции путей, в том числе венских платформ. Ресурсоснабжающие организации (РСО) выполняют вынос сетей или их усиление.
Рис. 2. Перспективная схема разворотного кольца трамвая
Участок на пересечении Трифоновской ул. и Октябрьского пер. будет реконструирован, на пересечении с ул. Советской Армии будет ликвидирован локальный разрыв путей и участок нового строительства на ул. Гиляровского до Рижского вокзала вокруг площади. Для обслуживания линии планируется задействовать 3-х секционные трамваи Витязь-М (10 составов при маршруте от Белорусской). Также на Рижской площади предусмотрено разворотное кольцо для трамвая (Рис.2). Мэром Москвы согласовано выделение финансирования на работы по восстановлению в размере 5,2 млрд. руб.
Восстановление трамвайного движения на улице Трифоновская представляет собой важный шаг в развитии городской инфраструктуры и улучшении общественного транспорта. Этот проект не только способствует повышению доступности транспортных услуг для жителей города, а также снижению автомобильной нагрузки и улучшению экологической обстановки.
Литература:
- Официальный портал Мосгортранс https://mosgortrans.ru
- https://rg.ru/2024/05/20/reg-cfo/vagon-vozmozhnostej.html?ysclid=m5wdyymiaa914390131
- Сайт компании ОАО «РЖД» в сети Интернет: http://www.rzd.ru
- Технологический процесс работы Рижского железнодорожного вокзального комплекса 2021 г.
- Имитационное моделирование [Электронный ресурс]// The Anylogic Company [сайт]. URL: http:// http://anylogic.ru/ (дата обращения: 04.04.2020).