Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях в ДОУ через народные праздники и обряды в группах для детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 16.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кремер, О. В. Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях в ДОУ через народные праздники и обряды в группах для детей с нарушениями речи / О. В. Кремер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121810/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



В процессе совершенствования системы патриотического воспитания огромную роль играет народная культура. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры. Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.

Ключевые слова: ФГОС ДО, дошкольники, фольклор, народное творчество, обряд, обрядовые праздники, ценностно-ориентированная деятельность, развитие ребенка.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества, поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя, многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. [1]

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. [2] Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей — обряды, отражающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, Рождество, Пасха, Троица, Масленица и другие. Многочисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. [3]

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действие тысячи людей. Являясь своеобразной формой творческого отчета, они превращаются в целенаправленную программу, служат формированию национальной гордости, патриотизма, единства народа. Именно такая педагогическая функция определяет их место в современной системе воспитательной работы.

Общение в условиях праздничной организации становится важнейшим фактором приобщения личности ребенка к духовным ценностям народа, что особенно значимо для воспитанников групп с речевыми нарушениями.Основными формами образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ являются:

Направление работы

Содержание работы

- определяю содержание

музыкальных занятий с учетом

диагностики и структуры

дефекта;

— оказываю полимодальное

воздействия на развитие

анализаторных систем ( развитие

музыкального и

фонематического слуха,

зрительного восприятия

музыкальных образов и передача

этих образов в движении);

- развиваю мелодико-интонационную

выразительность речи;

—закрепляю навыки в развитии

моторной функции ( способствует

развитию общей, ручной, пальцевой,

моторики, мимики );

— осуществляю подбор музыко -

терапевтических произведений,

речевого, певческого материала,

адекватного речевому развитию

ребёнка;

— отслеживаю динамику развития у

ребенка музыкально — ритмических

видов деятельности.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, я использую:

– народные песни для слушания (в исполнении взрослых, а так же на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

– хороводы, танцы;

– народные игры;

– мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных мероприятий, а также фонограмму;

– народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор;

Использование русского детского музыкального фольклора в процессе музыкального воспитания позволяет не только развивать музыкальность детей, но и влиять на оздоровление их психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Заниматься нормализацией психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Укреплять и тренировать двигательный аппарат: развивать равновесие, свободу движений, снимать излишнее мышечное напряжение, улучшать ориентацию в пространстве, координацию движений; развивать дыхание; воспитывать правильную осанку и походку формировать двигательные навыки и умения; развивать ловкость, силу, выносливость. Исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, скороговорки, проглатывание окончаний слов.

Проведение праздника требует серьезной подготовки воспитателя и музыкального работника. Народная обрядность сложна переносным звучанием отдельных вопросов, своей исторической отдаленностью событий, религиозной особенностью отдельных толкований, поэтому воспитателю следует использовать соответствующий иллюстративный материал, диапозитивы, диафильмы, картины, альбомы, фотомонтаж, кинофильмы.

Следует расширять круг представлений детей путем использования других источников — носителей народоведческой информации. [4] Главное место в работе воспитателя и музыкального работника отводится подготовке костюмов и атрибутов к каждому тематическому празднику. Любой элемент костюма как для детей, так и для взрослых имеет не только эстетичную, но и глубокую познавательную нагрузку, поэтому их подбор с учетом тематической направленности сценария, региональных и общенародных особенностей и традиций имеет особое значение для организации и проведения праздника. [5]

Дети охотно принимают участие в изготовлении костюмов и их атрибутов. Воспитатель, руководя этой работой, может еще раз обратиться к содержанию тех произведений, которые лежат в основе сценария, к объяснению оберегов, обычаев и традиций русского народа. Дети принимают активное участие в оформлении зала или групповой комнаты к празднику используя при этом вещи ежедневного употребления, которые имеют традиционное назначение и исполняют функцию оберегов, дети имеют возможность еще раз закрепить представление о них, уточнить и конкретизировать приобретенные знания. В дальнейшем пользуясь атрибутами праздника (шапочки, элементы костюмов, декораций) дети с удовольствием переносят все игры, хороводы в самостоятельную музыкальную деятельность, с удовольствием играют на прогулках [6].

Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага [7].

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания. Под ред. д. чл. АПН СССР И. А. Каирова и канд. пед. Наук О. С. Богдановой. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: «Просвещение», 1975. — 320 с.

2. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.// Дошкольное воспитание. 2007, N3. — С. 113–115.

3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно — патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. — сост. Натарова В. И. и др. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4. Мы живем в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н. Г. Пособие для воспитателей. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., — Санкт-Петербург, 1999 год.

6. Павлова Л. Поэтика народных традиций — детям.// Дошкольное воспитание. 2000, № 12. — С. 68–71.

7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1972. — 289 с.



Задать вопрос