Воспитательный потенциал урока как условие воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста (на примере урока иностранного языка) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 17.01.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Ликаренко, А. П. Воспитательный потенциал урока как условие воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста (на примере урока иностранного языка) / А. П. Ликаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121830/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



Статья посвящена исследованию воспитательного потенциала урока иностранного языка как условия формирования патриотизма у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются теоретические основы патриотического воспитания, его роль в системе образования и государственной политике Российской Федерации. Особое внимание уделено противоречию между возможностями предмета «Иностранный язык» для расширения кругозора и недостаточной методической проработанностью его использования в целях патриотического воспитания. Автор анализирует современные подходы к патриотическому воспитанию, предлагает пути интеграции патриотических ценностей в образовательный процесс на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, младшие школьники, иностранный язык, воспитательный потенциал урока, гражданская идентичность, образовательная политика, методика преподавания.

The article is devoted to exploring the educational potential of a foreign language lesson as a condition for fostering patriotism in primary school children. It examines the theoretical foundations of patriotic education, its role in the educational system and state policy of the Russian Federation. Special attention is given to the contradiction between the opportunities offered by the subject «Foreign Language» for broadening horizons and the insufficient methodological development of its use for patriotic education purposes. The author analyzes modern approaches to patriotic education and proposes ways to integrate patriotic values into the educational process during foreign language lessons.

Keywords: patriotic education, primary school children, foreign language, educational potential of a lesson, civic identity, educational policy, teaching methodology.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест в ценностной системе обеспечения национально-государственной безопасности страны. Оно рассматривается с разных позиций: как чувство, как отношение, как свойство, значением которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны. Патриотизм как способность личности служить Отечеству, является важнейшим стержнем гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время положения патриотического воспитания определяются политикой Российской Федерации в разнообразных ценностно-целевых установках жизни общества. В связи с этим важным направлением государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. является изменение системы образования, гражданско-патриотического воспитания нового еще растущего поколения.

Государственная национальная политика Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения основными задачами определяет: формирование у детей и молодежи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования к личностным результатам относится: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Вопросы патриотического воспитания рассматриваются многими исследователями (В. Н. Афонина, В. И. Байденко, А. Бартоломей, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, З. Т. Гасанов, И.М, Дуранов, A. A. Козлов, Б.Т, Лихачев, В. И. Лутовинов, М. Немировский, А. Новикова, П. А. Савотина, С. И. Кожевников, Т. Ю. Сайпулаева, И. Н. Сиземская, Г. Н. Филонов).

Ученые утверждают, что процесс патриотического воспитания является сложной системой, для которой необходимо понимание функции, цели, содержания, форм, средств, закономерностей, принципов, педагогических условий его осуществления. В процессе изучения практики патриотического воспитания учеными не выявлено примеров самопроизвольного становления патриотических чувств и патриотической практики личности, поэтому патриотизм — это результат воспитания в государственной системе образования, воспитания, осуществляемого по многим направлениям, во взаимодействии с семьей, общественностью, дополнительным образованием, использующего патриотический потенциал различных сфер социального общения личности.

Процесс патриотического воспитания является сложной системой, для которой необходимо понимание функции, цели, содержания, форм, средств, закономерностей, принципов, педагогических условий его осуществления.

Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие: существует противоречие между возможностями иностранного языка как предмета, способствующего расширению кругозора и знакомству с другими культурами, и недостаточной методической проработанностью использования этого потенциала для воспитания патриотизма у младших школьников.

Анализ литературы показал, что понятие «патриотическое воспитание» рассматривается многими учеными как самостоятельное направление целостной воспитательной системы.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации выделяется сущность понятия «патриотизма» на современном этапе развития общества: «Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки» [3].

Согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания дефиниция «патриотическое воспитание» трактуется как «своевременное и целевое участие органов государственной власти и публичных организаций по развитию у граждан максимально возможного патриотического осознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [3].

Патриотизм как идея и побуждающая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Различные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф. Бэкон, Ж. — Ж. Руссо, Г. В. Ф. Гегель, З. Фрейд, К. Ясперс и др.

Вклад в разработку теоретических основ патриотического воспитания внесли труды М. В. Ломоносова, Л. Н. Толстого, С. Л. Франка, Г. В. Плеханова, П. Б. Струве, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова и др. Смыслу их творчества присуще рассмотрение патриотизма как неотъемлемой и важной характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского общества, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

Исследователи отмечают, что при организации деятельности по патриотическому воспитанию нужно сконцентрироваться на воспитании у детей чувства патриотического самосознания и сопричастности судьбе Отечества. Образовательные учреждения должны содействовать всестороннему развитию обучающихся, оказывать содействие полному раскрытию положительных патриотических качеств, творческого, духовного и физического потенциала каждой личности.

По мнению Щербаковой А. Э., «патриотическое воспитание в школе направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [6, с.16–21].

В. С. Горбунов в своем исследовании подчеркивает, что «процесс становления гражданина-патриота представляет собой целостную систему патриотического воспитания: это процесс патриотического воспитания, сущностью которого является любовь к Родине, в результате которого в специально организованных педагогических ситуациях, осуществляемых в разных видах деятельности, происходит становление и развитие гражданско-патриотической направленности личности (ее гражданского, патриотического самосознания, патриотического видения мира) на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания и сформированного умения жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать защиту её интересов и территориальной целостности» [2, с.10–20].

В. В. Гладких выделяет принцип «управления взаимодействий школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания; интегративного и универсального подходов к патриотическому воспитанию; вариативности основных направлений патриотического воспитания; учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей» [1, с.51].

Согласно определению А. А. Аронова, «система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга» [1, с.51].

Григорьев Д. В. и Лушников И. Д. считают, что определяющими в системе формирования патриотизма в системе воспитательной работы являются компоненты: когнитивный (знания, представления), эмоциональный (отношение, чувства), и поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие) [6, с.16–21].

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма реализуется в системе деятельности (урочной и внеурочной), создаются условия, в которых обучающиеся чувствовали любовь и гордость за свою Родину, восхищались бы ее героической историей страны, мужеством и отвагой патриотов. Идеи патриотизма, раскрывающиеся в прозе и исполняемые в поэзии, оказывают огромное эмоциональное воздействие на развитие потребностно-мотивационной сферы обучающихся.

Когнитивно-интеллектуальный компонент (когнитивный) патриотизма содержит в себе понимание сущности патриотизма и средств его проявления во всех видах человеческой деятельности.

Эмоционально-чувственный компонент (эмоциональный) патриотизма состоит из формирования у обучающихся патриотических взглядов и мировоззрений. Стабильность и зрелость нравственного сознания в области патриотизма достигается лишь в том случае, что знания носят характер взглядов и убеждений и действуют в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто усваивались учащимися, а приобретали личностный смысл, проходили через эмоциональные переживания и становились ориентирами в их деятельности и поведения. Воспитательная работа должна быть не только высокой, но и отличаться глубиной и убедительностью фактов, быть насыщенной живыми примерами патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма, создание педагогических ситуаций, включающих в себя элементы дискуссии, определенную борьбу мнений, защиту своих суждений, в результате чего у них вырабатывается своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты (поведенческой) патриотизма — это формирование у обучающихся способности к проявлять волю в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является вовлечение обучающихся в различные виды практической деятельности и обучение их навыкам и привычкам, приобщению к патриотическому поведению через различные виды работ, спортивные и общественно-полезные мероприятия, туристическую работу и местные традиции, историко-этнографические экспедиции, празднование исторических дат и юбилеев, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.

Обобщая сказанное, отметим, что патриотическое воспитание представляет собой комплекс взаимосвязанных качеств личности, патриотическую идеологию, социокультурную ценность, вектор практического поведения, который определяется готовностью личности к практическим патриотическим действиям. Система патриотического воспитания включает: нормативно-правовую, научно-методическую базу воспитательной, образовательной и просветительской деятельности и комплекс мероприятий в сфере гражданско-патриотического воспитания. Патриотизм формируется через компоненты: когнитивный, эмоциональный, и поведенческий.

В современном образовательном процессе урок иностранного языка занимает особое место, так как он не только формирует коммуникативные компетенции, но и способствует воспитанию личности, обладающей чувством патриотизма и гражданской ответственности. Патриотизм как ценностная ориентация предполагает любовь к Родине, уважение к её истории, культуре и традициям, а также готовность защищать её интересы. Воспитание патриотизма на уроках иностранного языка осуществляется через призму межкультурного диалога, что позволяет учащимся осознать уникальность своей культуры в контексте мирового наследия.

Для реализации воспитательного потенциала урока иностранного языка в формировании патриотических ценностей используются различные методы и приёмы. Одним из наиболее эффективных является метод сравнения культур. Учащимся предлагается анализировать культурные традиции, исторические события и национальные ценности своей страны и стран изучаемого языка. Это позволяет не только расширить их кругозор, но и подчеркнуть уникальность и значимость своей культуры.

Примером такого подхода может служить изучение темы «Национальные праздники». Учащиеся сравнивают традиции празднования Нового года, Дня Победы или других значимых событий в России и, например, в Великобритании. В процессе обсуждения они приходят к пониманию того, что каждая культура имеет свои уникальные черты, которые необходимо уважать и сохранять.

Ещё одним эффективным методом является использование аутентичных материалов, таких как тексты, аудио- и видеозаписи, которые отражают культурные и исторические аспекты стран изучаемого языка. Например, изучение произведений зарубежных авторов, посвящённых теме патриотизма, позволяет учащимся глубже понять, как это чувство проявляется в других культурах, и провести параллели с собственной страной.

Интеграция патриотического воспитания в содержание урока иностранного языка предполагает включение в учебный процесс материалов, которые способствуют формированию у учащихся чувства гордости за свою страну. Это может быть достигнуто через изучение тем, связанных с историей, культурой и достижениями России. Например, при изучении темы «Великие личности» можно включить материалы о выдающихся российских учёных, писателях, полководцах, чьи достижения имеют мировое значение.

Важным аспектом является также использование проектной деятельности. Учащимся предлагается подготовить проекты, посвящённые истории и культуре России, которые они затем представляют на иностранном языке. Это не только развивает их языковые навыки, но и способствует формированию чувства гордости за свою страну.

Начальная школа является важным этапом в формировании личности, так как именно в этот период у детей закладываются базовые ценности, мировоззрение и отношение к окружающему миру. Уроки иностранного языка в начальной школе обладают значительным воспитательным потенциалом, так как они не только формируют языковые навыки, но и способствуют развитию межкультурной компетенции, что является важным аспектом воспитания патриотизма.

«Требования к комплексным программам патриотического воспитания включают: цель, соответствие содержания образовательного процесса целям и задачам патриотического воспитания; сложность, оптимальное сочетание всех существенных компонентов гражданско-патриотического воспитания в планировании, организации и осуществлении образовательного процесса; оптимизацию, эффективное достижение целей и задач путем выбора оптимального сочетания контентной составляющей и наиболее подходящих»– по цит. Николаева Г. Г. [4, с.170].

Патриотическое воспитание в должно осуществляться комплексно, в единстве его составляющих, с учетом возрастных особенностей детей.

Чиркунова А. Е. рекомендует использовать методы патриотического воспитания: убеждение (объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, диспут, положительный пример (представление как полноправного участника процесса, активного субъекта); мотивы (увлечение радостной перспективой, делом, творческое исследование); поощрение, похвала, награждение (формирование высокой значимости порученных и выполненных обществу дел; гордость за принадлежность к обществу, народу, государству); приучения — творческое поручение, творческая игра, состязание, традиции и т. д.). [7, с.304].

Благодаря разнообразию форм и методов работы на уроках английского языка есть уникальная возможность повлиять на становление будущего гражданина, патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Проблема патриотического воспитания на уроках английского языка в начальной школе является комплексной и недостаточно изученной. С одной стороны, английский язык преподаётся как иностранный, и основная задача — формирование коммуникативных компетенций. С другой стороны, патриотическое воспитание — важная часть общего образования, направленная на формирование любви к Родине, уважения к её истории и культуре. Совмещение этих задач на начальном этапе обучения представляет определённые трудности.

Анализируя УМК Spotlight начальной школы, мы сделали вывод, что в существующих программах по английскому языку в начальной школе не всегда прописаны конкретные методы и приёмы для интеграции патриотического воспитания.

Неправильный подход может привести к идеологизации уроков английского языка, что недопустимо. Патриотическое воспитание должно быть ненавязчивым, основанным на позитивном опыте и формировании уважения к своей стране, а не на противопоставлении её другим культурам.

Также, сложность заключается в подборе аутентичных материалов, которые бы способствовали одновременному изучению языка и формированию патриотических чувств. Необходимо тщательно отбирать тексты, видео и аудиоматериалы, избегая искажения исторических фактов или формирования стереотипов.

В начальной школе дети ещё не обладают сформированным критическим мышлением и патриотические чувства у них формируются на основе эмоционального восприятия. Необходимо учитывать эти особенности при выборе методов и материалов.

На уроках английского языка предусмотрено сравнение культуры России и англоязычных стран, однако, их мало, и глубина воздействия их на обучающихся ослабевает, так как нет постоянно усиливающего и поддерживающего эффекта.

Таким образом, обучающиеся имеют возможность получить новые знания и умения патриотической направленности, а также возможность реализовать их. Но в связи с тем, что воспитание патриотизма не является первостепенной задачей уроков иностранного языка, она является недостаточно эффективной.

Изучение научных трудов известных ученых показало, что понятие «патриотическое воспитание» является сложным многокомпонентным явлением. Содержание понятия «патриотического воспитания» было исследовано в трудах различных ученых: при этом большинство из подходов к интерпретации понятия дополняют друг друга.

Положения патриотического воспитания определяются и являются важным направлением государственной национальной политики Российской Федерации.

Обобщая исследования Григорьева Д. В. и Лушникова И. Д. можно выделить следующие компоненты патриотического воспитания: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Анализ работ позволил сделать вывод, что укроки иностранного языка будут эффективным инструментом в развитии патриотического воспитания так, как на данный момент в школе нет постоянно усиливающего и поддерживающего эффекта, не ведется целенаправленной работы по патриотическому воспитанию на уроках.

Литература:

  1. Гладких, В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: специальность 13.00.05 — «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»: автореферат дис. … доктора педагогических наук / Гладких Валентина Владимировна; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». — Тамбов, 2011. — 51 с. — Текст: непосредственный.
  2. Горбунов, В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход / В. С. Горбунов. — Текст: непосредственный // Воспитание школьников. — 2010. — № 1. — С. 10–20.
  3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.) // КонсультантПлюс: [сайт].URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247/ (дата обращения: 07.11.2024). — Текст: электронный.
  4. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)»: дис. … кандидата педагогических наук / Николаев Геннадий Геннадьевич. — Челябинск, 2002. — 170 с. — Текст: непосредственный.
  5. Филонов, Г. Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов. — Москва: Педагогика, 1985. — 224 с. — Текст: непосредственный.
  6. Черноморцев, М. А. Военно-патриотическое воспитание как средство социализации молодежи / М. А. Черноморцев. — Текст: непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2013. — № 3. — С. 16–21.
  7. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: в двух томах / С. Т. Шацкий; [составитель Л. Н. Скаткин, М. Н. Скаткин, М. В. Голованова]; под редакцией Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. — Москва: Педагогика, 1989. — 304 с. — (Педагогическая библиотека). — Текст: непосредственный.
  8. Яковлев, Е. В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. — Москва: ВЛАДОС, 2006. — 239 с. — ISBN 5–691–01523–0. — Текст: непосредственный.


Задать вопрос