Психолого-педагогические условия эффективности развития ценностно-мотивационной сферы подростков в условиях детской художественной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 18.01.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Обухова, Е. В. Психолого-педагогические условия эффективности развития ценностно-мотивационной сферы подростков в условиях детской художественной школы / Е. В. Обухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121837/ (дата обращения: 23.01.2025).



В статье автор рассматривает основные психолого-педагогические условия, которые должны соблюдаться при развитии ценностно-мотивационной сферы подростков в условиях детской художественной школы.

Ключевые слова: подросток, мотивация, художественная школа.

Ценностно-мотивационная сфера личности является одним из наиболее важных интегративных психических образований, определяющих различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой. Ее изучению посвящено множество исследований (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, А. К. Маркова, В. И. Ковалев, Д. А. Леонтьев, В. Г. Асеев, В. Г. Леонтьев, В. И. Чирков, К. Левин, Г. Холл, А. Маслоу, Х. Хекгаузен, Б. Блум, Р. де Чармс, Т. Амабиле и другие).

Исследования различных авторов показали значимость ценностно-мотивационных факторов в эффективной самореализации личности, как таковой (А. Н. Леонтьев, В. Чирков, Х. Хекгаузен, А. Маслоу), и одаренных детей, в частности (Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, Д. В. Ушаков, В. С. Юркевич, Т. О. Гордеева, Т. Амабиле, Дж. Рензулли).

Актуальность эмпирических исследований ценностно-мотивационной сферы подростков обусловлена проблемой «деформации мотивации» личности (термин Д. Б. Богоявленской), которая нередко связана с подростковым возрастным периодом. Отечественные ученые (Д. Б. Богоявленская, Т. О. Гордеева) в своих исследованиях делают акцент на значимости внутренней мотивации для развития способностей и одаренности личности, отмечают ее положительное влияние на развитие мотивационно-личностной сферы.

Важность исследования обусловлена целесообразностью исследования структуры и уровня развития компонентов ценностно-мотивационной сферы подростков, имеющих художественные и творческие способности, а также потребностью в создании программ и технологий развития мотивационной сферы указанной категории подростков. Указанными обстоятельствами обусловлена актуальность выбора темы.

В психологической литературу подростковый возраст часто носит название переходного, что объясняется происходящими серьезными изменениями как в организме, так и в психике ребенка, причина — в половом созревании. Данные изменения оказывают существенные изменения на ценностно0мотивационную сферу подростка, список его интересов, ценностей и потребностей. В исследовании Л.И, Божовича указывается о выделении главного мотива в поведении и деятельности учащегося — это стремление найти свое место среди сверстников.

Представители отечественной психологии до сих пор ведут споры о временном периоде формирования ценностных ориентаций. Далее отметим две наиболее выделяющиеся точки зрения.

Таблица 1

Период

Описание

Юношеский возраст: 17–19 лет

Такой подход встречается в работах И. Ю. Истошина, Ш. А. Надирашвии

Подростковый период: 10–17 лет

Такой подход встречается в работах В. Д. Сайко

Младший школьный возраст: 7–10 лет

Такой подход встречается в работах Р. Р. Накохорова

Исследователи отмечают, что в подростковом возрасте происходит своеобразное второе рождение личности. Опишем основные процессы, которые происходят в этот период и являются причиной кризиса подросткового возраста. В том периоде дети проявляют стремление понять себя, осознать свои чувства, настроения, проявить сознательность в разборе мнений и отношений, потому предлагается вариант, что подростковая жизнь должна быть максимально содержательной, наполненной различными отношениями, интересами и сопутствующими переживаниями. В данном возрасте может произойти переключение интересов с частных взглядов на более общее, отвлеченное. дети в данном периоде начинают проявлять интерес к таким важным вопросам, как формирование мировоззрения, религиозных взглядов, моралей и этики. также характерно проявление интересов к психологическим переживаниям как окружающих, так и своих собственных.

Именно изобразительное творчество помогает подростку справиться со многими личностными проблемами, способствует личностному росту и раскрытию.

Преимущества изобразительного творчества как метода психокоррекции перед другими методами:

– в визуальном творчестве может участвовать любой подросток, что не требует особых способностей или художественного мастерства;

– оно практически не имеет возрастных ограничений в использовании;

– это, прежде всего, невербальное общение, что делает его особенно ценным для недостаточно общительных людей;

– продукты изобразительного творчества являются объективным доказательством настроений и чувств человека;

– изобразительное творчество в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Далее отметим основные условия, выполнение которых целесообразно при работе с творческими подростками.

  1. Условие проявления гуманизма: психолог и педагог должны верить в возможности ребенка. Решение любой проблемы творческого подростка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  2. Условие системности при коррекции, профилактике и развитии. В коррекцию входит исправление или сглаживание отклонений и проблем в развитии, а также преодоление трудностей в развитии. Предупреждение отклонений и проблем в развитии, а также возникновение вторичных заболеваний развития входят в обязанности профилактики. Развитие подразумевает стимулирование и обогащение содержания развития.
  3. Условие единства диагностики и коррекции. Предполагается, что перед началом коррекционной работы в обязательном порядке проводится диагностика.
  4. Условие динамического восприятия. Предполагается использование: эволюции заданий, в которых есть какие-либо препятствия для их выполнения. Каждое задание должно проходить через ряд этапов, от легкого к трудному. Подросток должен уметь справляться с уровнем сложности. Это помогает поддерживать интерес к заданию и позволяет испытать восторг от победы над трудностями.
  5. Условие развивающего обучения, которое основывается на положении о ведущей роли обучения в развитии подростка;
  6. Условие ведущей деятельности, которое определяет подходы к содержанию и построению работы с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, определяющие личностное развитие ребенка;
  7. Условие технологичности, которое предполагает использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Данные условия должны соблюдаться педагогами художественной школы, а также установками, предполагающими: необходимость специального формирования у обучающихся устойчивой мотивации к творчеству; определение критериев, позволяющих оценить у них уровень развития способности к творческой художественной деятельности; учет возрастных и индивидуально-психологических ценностно-мотивационной сферы подростков; включение в образовательный процесс элементов проблемного, поискового, исследовательского, проектного методов обучения, творческих и нестандартных заданий, обеспечивающих развитие творческого воображения подростков; систематическое привлечение подростков; создание ситуации успеха, поощрение инициативы, самостоятельности, активности подростков при подготовке к участию в различных конкурсах, выставках, вернисажах.

Литература:

  1. Агадилова Г. В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников / Г. В. Агадилова // Вестник Московского гос. Университета культуры и искусств. 2016. № 6. С. 202–205.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник / А. Г. Асмолов. 5-е изд., стереотип. М.: Смысл, 2019. 448 с.
  3. Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов / Т. А. Барышева. М.: Юрайт, 2020. 300 с.
  4. Богоявленская Д. Б. Одаренность: природа и диагностика / Д. Б. Богоявленская. М.: АНО «ЦНПРО», 2013. 208 с.
  5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. 245 с.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное творчество, подростковый возраст, ценностно-мотивационная сфера подростков, подросток, работа, развитие, художественная школа.


Ключевые слова

мотивация, подросток, художественная школа

Похожие статьи

Задать вопрос