Причины и симптомы эмоционального выгорания учителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (554) январь 2025 г.

Дата публикации: 17.01.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Валевич, Е. В. Причины и симптомы эмоционального выгорания учителей / Е. В. Валевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — URL: https://moluch.ru/archive/554/121839/ (дата обращения: 18.01.2025).

Препринт статьи



Изучение причин эмоционального выгорания привлекло внимание многих исследователей (В. В. Бойко, Л. А. Мартынова, Т. И. Ронгинская, Л. В. Сафонова, В. Талайко и др.). В отечественной науке причины выгорания традиционно делят на две группы: внешние, обусловленные особенностями профессиональной деятельности и внутренние, обусловленные индивидуальными особенностями

В. В. Бойко описывает эмоциональное выгорание как форму профессиональной деформации, возникающую под воздействием как внешних, так и внутренних причин [1].

Внешние причины:

— Постоянное психоэмоциональное напряжение. Это наблюдается у специалистов, работающих с людьми, которым приходится эмоциями поддерживать различные аспекты своей работы.

— Нестабильная организация труда. Тактика работы влияет не только на специалиста, но и на его взаимодействие с клиентами.

— Высокая степень ответственности за выполнение функций и задач. Это в первую очередь касается врачей, преподавателей и социальных работников.

— Негативная психологическая атмосфера в рабочем коллективе (например, конфликты между руководством и подчиненными или между коллегами).

Внутренние причины:

— Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание чаще встречается у людей, которые труднее выражают свои чувства. У более импульсивных личностей этот процесс может развиваться медленнее.

— Усиленная интериоризация. Эмоциональное выгорание затрагивает людей с высоким уровнем ответственности.

— Низкая мотивация получения эмоционального удовлетворения в работе. Человек не проявляет сочувствия к объектам своей деятельности.

— Нравственные искажения и дезорганизация личности.

Н. Е. Водопьянова утверждает, что эмоциональное выгорание возникает под воздействием трех категорий факторов: личностных, организационных и профессионально-стрессовых [2]. Первая группа факторов охватывают мотивацию, способы реакции на стрессовые ситуации и другие индивидуальные характеристики. К примеру, недостаточная оценка значимости своей работы, неудовлетворенность карьерным продвижением и нехватка свободы действий способствуют ускоренному развитию «выгорания». В основном это свойственно людям с типом реакции на стресс А: они ведут себя агрессивно, импульсивно и стремятся к соперничеству. Также высокую предрасположенность к выгоранию показывают трудоголики — те, кто с большим рвением и ответственностью погружается в работу, находя в ней свое призвание и работая до полного самоотдачи.

Организационные факторы включают особенности профессиональных задач, стиль руководства и уровень ответственности.

К факторам профессионального стресса относятся: избыток информации, неопределенность обстоятельств, нехватка времени, повышенная мотивация, ограниченные возможности карьерного роста, высокий уровень конфликтности в коллективе, быстрые или частые смены стратегий поведения в коллективе.

М. В. Борисова и Н. П. Ансимова выделили пять категорий факторов, вызывающих эмоциональное выгорание: индивидуальные, трудовые, организационные, социально-психологические и социально-экономические [3].

К индивидуальные факторам относятся особенности эмоциональной и мотивационной составляющей личности. Это такие черты, как интроверсия, нейротизм, низкая самооценка, недостаток эмпатии, авторитарность, чувственная возбудимость, неуверенность, избыточная альтруистичность, несоответствие личных и профессиональных ценностей, потребность в одобрении, трудоголизм и типичные особенности личности типа А (по Н. Е. Водопьяновой).

Трудовые факторы. Выгорание может возникнуть из-за высокого психоэмоционального стресса, большого числа контактов, нечетких результатов, высокой интенсивности, значительных умственных нагрузок, как и необходимости в обработке больших объемов информации и принятии ответственных решений в условиях неопределенности.

Организационные факторы. Недостатки в организации труда, такие как рабочие перегрузки, нехватка времени, неопределенность в распределении обязанностей, отсутствие поддержки и возможности для профессионального роста, также могут способствовать выгоранию.

Социально-психологические факторы. Сложные отношения с руководством и коллегами, а также негативный климат в коллективе, могут создать дополнительное напряжение.

Социально-экономические факторы. К ним относятся низкий уровень заработной платы, чувство социальной уязвимости, нестабильность и нехватка социальной поддержки.

Согласно определению ВОЗ, «синдром выгорания» представляет собой физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, которое проявляется через снижение трудовой продуктивности, усталость, бессонницу и повышенную предрасположенность к соматическим заболеваниям, а также к злоупотреблению психоактивными веществами и суицидальному поведению [4].

В МКБ-11 обозначены следующие симптомы эмоционального выгорания: чувство ощущения энергетического истощения; нарастающая эмоциональная отстраненность от работы; чувство негативизма или цинизма, неэффективности, связанного с работой; снижение эффективности в профессии; субъективное отсутствие рабочих достижений в сочетании с чувством разочарования [5].

Симптомы эмоционального выгорания рассматривали Е. Аронсон, Р. Брилл, С. Кахилл, Г. А. Макарова, Е. Л. Махер, В. Е. Орел, А. Пайнс, Дж. Ф. Кс. Кэролла и У. Л. Уайт, В. Шауфели, Д. Энзманн и др.

Традиционно в психологии выделяют три группы симптомов выгорания: физические, поведенческие и психологические. Более полное описание симптомов выгорания, на наш взгляд, было предложено Г. А. Макаровой. Она выделяет физические, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальное состояние, социальные [6]. Физические симптомы связаны с нормализацией жизненных процессов и состоянием здоровья человека. Эмоциональные симптомы проявляются через преобладание негативных психоэмоциональных состояний. Третья группа включает конативные симптомы, характеризующиеся импульсивностью, ригидностью, усталостью и апатией. Четвертая категория включает когнитивно-личностные деформации. Социальные симптомы выражаются в самоизоляции индивида от общества.

Следовательно, причины эмоционального выгорания делятся на внешние, которые связаны с особенностями профессиональной деятельности, и внутренние, обусловленные индивидуальными чертами личности. Среди симптомов эмоционального выгорания выделяют физические, поведенческие, социальные, связанные с интеллектуальным состоянием.

Литература:

  1. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 2000. — 105 с.
  2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2018. — 343 с.
  3. Борисова, М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М. В. Борисова, Н. П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. — 2011. — № 2. — С. 12–15.
  4. Медицинский вестник информационный портал медработников Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://medvestnik.by/be/dosug-bel/sindrom-emotsional-nogo-vygoraniya-kak-opredelit-i-effektivno-lechit. –Дата доступа:08.01.2025.
  5. Современный взгляд на профессиональное выгорание в медицинской среде / И. Н. Абросимов, З. О. Заоева, К. Н. Царанов, А. Г. Tapбacmaeв //Журнал «Менеджер здравоохранения»–2024. –№ 2, с. 205.
  6. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания. — М.:Просвещение, 2009. — 432 с.


Задать вопрос