Статья посвящена изучению влияния межпредметных связей на уроках литературного чтения на совершенствование умений находить средства художественной выразительности в детских песнях.
Ключевые слова: межпредметные связи, средства художественной выразительности, литературное образование школьников, эстетика, эстетическое воспитание
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
И. С. Тургенев
Умение находить средства художественной выразительности является важным требованием, предъявляемым к выпускникам 3-го и 4-го классов начального общего образования согласно ФГОС НОО и ПООП НОО (третьего поколения). Под средствами художественной выразительности принято понимать совокупность тропов и стилистических фигур речи, которые используются в литературных произведениях с помощью употребленных в переносном значении слов и выражений с особой целью, — усилить выразительность данного образа.
В начальном литературном образовании ученики знакомятся с такими средствами выразительности, как сравнение, эпитет, метафора как свернутое, или скрытое сравнение, олицетворение, гипербола, противопоставление (антитеза), устойчивое выражение, лексический повтор и др.
Используя межпредметные связи в обучении младших школьников, можно добиться высокой мотивации к изучению литературоведческих терминов. Так, например, интересно связать музыку и литературное чтение: если изученные ранее музыкально-литературные произведения (песни из советских и современных мультфильмов и детских фильмов) проанализировать с точки зрения наличия и отсутствия средств художественной выразительности, то можно не только усовершенствовать умения их обнаруживать, но и повысить желание находить взаимосвязь между учебными дисциплинами и влияние научного познания на быт и культуру человека.
Посредством подобного слияния предметов педагог в совместной деятельности с учениками формирует в последних следующие универсальные учебные действия:
— познавательные: работу с информацией, в том числе в аудио- и видеоформатах;
— коммуникативные: результативное и успешное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывать свое мнение, принимать чужую точку зрения, обсуждать и принимать общее решение);
— регулятивные: принятие, планирование, контроль процесса целенаправленной деятельности [4].
В процессе комбинированной учебной деятельности, а именно при совмещении музыки и литературного чтения, одну из главных ролей будет играть эстетическое воспитание.
Эстетика — это наука, которая изучает закономерности художественного освоения личностью внешнего мира. Эстетика описывает сущность и формы восприятия и преобразования действительности, а также роль искусства в развитии общества.
Эстетическое воспитание — это часть общего воспитательного процесса, целью которой является формирование навыков восприятия и преобразования окружающей действительности согласно законам красоты во всех сферах человеческой действительности, а также гармоничное развитие личности младшего школьника.
Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, вызывает непосредственный эмоциональный отклик, взволнованность, побуждает к действию [1, с. 3].
Музыка — это явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков.
Музыкальное воспитание — самая главная часть эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном, гармоничном развитии личности ребенка. Как говорят многие классики, музыка является зеркалом человеческой души. Это искусство целенаправленного и мощнейшего эмоционального воздействия, так как в нем определены человеческие эмоции.
Современное школьное музыкальное образование включает:
— развитие у учащихся художественно-практических компетенций, которые формируются при овладении средствами музыкальной выразительности;
— формирование музыкального вкуса и оценочных критериев в сфере музыки;
— формирование культурно-исторической компетентности у учащихся в процессе изучения теории и истории музыкального искусства;
— формирование потребности в созерцании и общении с художественными музыкальными произведениями;
— формирование умений музыкальной деятельности [2].
Работа с музыкальными текстами, а именно со словами песен, обусловлена не только тем, что у младших школьников развивается эстетическое восприятие, но и тем, что данный вид деятельности способствует общему развитию всего детского организма: формирует эмоциональную сферу, развивает воображение, мышление, память, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, выразительность, выносливость, умение организовать свою деятельность.
В подтверждение вышесказанного мы представляем разбор нескольких детских песен, которые звучат в самых популярных советских фильмах и мультфильмах для школьников.
Тексты песен Средства художественной выразительности |
«Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего» |
«Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника» |
«Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка» * использовался полный текст |
Эпитеты |
Прекрасное далеко, утренний голос, серебряная роса, чудесные края |
Крылатые качели, веселые качели, юный месяц апрель |
Большая ночь, серые суровые моря |
Метафора |
Слышу голос, он зовет меня, спрашивает строго (голос как совесть) |
Ребята разлетятся (скрытое сравнение ребят с птицами) |
Звездные медведи |
Сравнение |
Манящая дорога кружит голову, как в детстве карусель |
Поем, как птицы |
Луна, как рыба; кружат звезды хоровод, словно льдинок стая; мы плывем на льдине, как на бригантине (сравнение с большим парусным кораблем) |
Олицетворение |
Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко |
Качели взмывают, не ведая преград |
Звездные медведи светят дальним кораблям, ночь идет, солнце глянет |
Инверсия |
Голос утренний; а сегодня что для завтра сделал я? |
Позабыто все на свете |
Кружат звезды хоровод |
Данные песни всем детям знакомы с самого раннего детства, поэтому ребятам будет интересней искать средства художественной выразительности, что приведет к успешному запоминанию и усвоению материала.
В 2022–2023 учебном году в российской системе начального, основного, среднего и среднего специального образования возникло культовое нововведение — первым уроком в понедельник ученики обсуждают серьезные вопросы на «Разговорах о важном». Такое классное занятие начинается с поднятия флага и пения гимна Российской Федерации. В продолжение обсуждений «Что такое гимн России и зачем он нужен?» можно обратиться к тексту, написанному детским писателем Сергеем Михалковым.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне [Гимн].
В этих строках можно найти олицетворения, которые подбадривают граждан, выводя на первый план силу характера и стойкость духа.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная [Гимн]!
В гимне также используются поэтические обращения, с помощью них создается многоликий образ родины (Отечество, союз, мудрость).
В заключение заметим, что совмещение двух дисциплин помогает младшим школьникам изучить новый материал и понять его с помощью известных для них песен гораздо лучше, чем использование однотипных текстов. Мы считаем, что разбор песенных текстов замотивирует учащихся искать в них литературоведческие термины, а также будет способствовать духовно-нравственному и эстетическому развитию личности младших школьников. И. С. Тургенев писал, что «музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках». Это действительно так, но бывает такое, что музыка является только частью переживаний драматического/лирического героя, другой же частью будет текст, без которого мы не сможем понять идею и мысль композитора, которые заложены в музыкальное произведение.
Музыка и литература неразрывно связаны, поэтому мы считаем, что данный вид работы будет более продуктивным и интересным для младшего школьника, а также будет способствовать эффективному усвоению знаний и формированию умений и навыков.
Литература:
- Агарева М. В., Арстанова Л. Г., Кудрявцева Е. А. Планирование деятельности музыкального руководителя. Сопровождение детей 6–7 лет в мир культуры. — Волгоград : Учитель, 2014. — 126 с.
- Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие для студентов. — М. : Флинта, 2014. — 254 с.
- Гимн Российской Федерации (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков) — URL: http://www.flag.kremlin.ru/anthem/ (дата обращения: 21.02.2023).
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022. № 1/22. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 06.08.2022).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство просвещения РФ. — М., 2021 — (Стандарты третьего поколения). Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 06.08.2022).