Совершенствование умений находить средства художественной выразительности на примере музыкально-литературных произведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мураева, А. В. Совершенствование умений находить средства художественной выразительности на примере музыкально-литературных произведений / А. В. Мураева, Е. А. Хворова, О. А. Хворова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 3 (554). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/554/121845/ (дата обращения: 22.02.2025).



Статья посвящена изучению влияния межпредметных связей на уроках литературного чтения на совершенствование умений находить средства художественной выразительности в детских песнях.

Ключевые слова: межпредметные связи, средства художественной выразительности, литературное образование школьников, эстетика, эстетическое воспитание

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

И. С. Тургенев

Умение находить средства художественной выразительности является важным требованием, предъявляемым к выпускникам 3-го и 4-го классов начального общего образования согласно ФГОС НОО и ПООП НОО (третьего поколения). Под средствами художественной выразительности принято понимать совокупность тропов и стилистических фигур речи, которые используются в литературных произведениях с помощью употребленных в переносном значении слов и выражений с особой целью, — усилить выразительность данного образа.

В начальном литературном образовании ученики знакомятся с такими средствами выразительности, как сравнение, эпитет, метафора как свернутое, или скрытое сравнение, олицетворение, гипербола, противопоставление (антитеза), устойчивое выражение, лексический повтор и др.

Используя межпредметные связи в обучении младших школьников, можно добиться высокой мотивации к изучению литературоведческих терминов. Так, например, интересно связать музыку и литературное чтение: если изученные ранее музыкально-литературные произведения (песни из советских и современных мультфильмов и детских фильмов) проанализировать с точки зрения наличия и отсутствия средств художественной выразительности, то можно не только усовершенствовать умения их обнаруживать, но и повысить желание находить взаимосвязь между учебными дисциплинами и влияние научного познания на быт и культуру человека.

Посредством подобного слияния предметов педагог в совместной деятельности с учениками формирует в последних следующие универсальные учебные действия:

— познавательные: работу с информацией, в том числе в аудио- и видеоформатах;

— коммуникативные: результативное и успешное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывать свое мнение, принимать чужую точку зрения, обсуждать и принимать общее решение);

— регулятивные: принятие, планирование, контроль процесса целенаправленной деятельности [4].

В процессе комбинированной учебной деятельности, а именно при совмещении музыки и литературного чтения, одну из главных ролей будет играть эстетическое воспитание.

Эстетика — это наука, которая изучает закономерности художественного освоения личностью внешнего мира. Эстетика описывает сущность и формы восприятия и преобразования действительности, а также роль искусства в развитии общества.

Эстетическое воспитание — это часть общего воспитательного процесса, целью которой является формирование навыков восприятия и преобразования окружающей действительности согласно законам красоты во всех сферах человеческой действительности, а также гармоничное развитие личности младшего школьника.

Музыка — величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопровождает человека на протяжении всей его жизни, вызывает непосредственный эмоциональный отклик, взволнованность, побуждает к действию [1, с. 3].

Музыка — это явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков.

Музыкальное воспитание — самая главная часть эстетического воспитания, оно играет особую роль в целостном, гармоничном развитии личности ребенка. Как говорят многие классики, музыка является зеркалом человеческой души. Это искусство целенаправленного и мощнейшего эмоционального воздействия, так как в нем определены человеческие эмоции.

Современное школьное музыкальное образование включает:

— развитие у учащихся художественно-практических компетенций, которые формируются при овладении средствами музыкальной выразительности;

— формирование музыкального вкуса и оценочных критериев в сфере музыки;

— формирование культурно-исторической компетентности у учащихся в процессе изучения теории и истории музыкального искусства;

— формирование потребности в созерцании и общении с художественными музыкальными произведениями;

— формирование умений музыкальной деятельности [2].

Работа с музыкальными текстами, а именно со словами песен, обусловлена не только тем, что у младших школьников развивается эстетическое восприятие, но и тем, что данный вид деятельности способствует общему развитию всего детского организма: формирует эмоциональную сферу, развивает воображение, мышление, память, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, выразительность, выносливость, умение организовать свою деятельность.

В подтверждение вышесказанного мы представляем разбор нескольких детских песен, которые звучат в самых популярных советских фильмах и мультфильмах для школьников.

Тексты песен

Средства художественной выразительности

«Прекрасное далеко» из к/ф «Гостья из будущего»

«Крылатые качели» из к/ф «Приключения Электроника»

«Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

* использовался полный текст

Эпитеты

Прекрасное далеко, утренний голос, серебряная роса, чудесные края

Крылатые качели, веселые качели, юный месяц апрель

Большая ночь, серые суровые моря

Метафора

Слышу голос, он зовет меня, спрашивает строго (голос как совесть)

Ребята разлетятся (скрытое сравнение ребят с птицами)

Звездные медведи

Сравнение

Манящая дорога кружит голову, как в детстве карусель

Поем, как птицы

Луна, как рыба; кружат звезды хоровод, словно льдинок стая; мы плывем на льдине, как на бригантине (сравнение с большим парусным кораблем)

Олицетворение

Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко

Качели взмывают, не ведая преград

Звездные медведи светят дальним кораблям, ночь идет, солнце глянет

Инверсия

Голос утренний;

а сегодня что для завтра сделал я?

Позабыто все на свете

Кружат звезды хоровод

Данные песни всем детям знакомы с самого раннего детства, поэтому ребятам будет интересней искать средства художественной выразительности, что приведет к успешному запоминанию и усвоению материала.

В 2022–2023 учебном году в российской системе начального, основного, среднего и среднего специального образования возникло культовое нововведение — первым уроком в понедельник ученики обсуждают серьезные вопросы на «Разговорах о важном». Такое классное занятие начинается с поднятия флага и пения гимна Российской Федерации. В продолжение обсуждений «Что такое гимн России и зачем он нужен?» можно обратиться к тексту, написанному детским писателем Сергеем Михалковым.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне [Гимн].

В этих строках можно найти олицетворения, которые подбадривают граждан, выводя на первый план силу характера и стойкость духа.

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная [Гимн]!

В гимне также используются поэтические обращения, с помощью них создается многоликий образ родины (Отечество, союз, мудрость).

В заключение заметим, что совмещение двух дисциплин помогает младшим школьникам изучить новый материал и понять его с помощью известных для них песен гораздо лучше, чем использование однотипных текстов. Мы считаем, что разбор песенных текстов замотивирует учащихся искать в них литературоведческие термины, а также будет способствовать духовно-нравственному и эстетическому развитию личности младших школьников. И. С. Тургенев писал, что «музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках». Это действительно так, но бывает такое, что музыка является только частью переживаний драматического/лирического героя, другой же частью будет текст, без которого мы не сможем понять идею и мысль композитора, которые заложены в музыкальное произведение.

Музыка и литература неразрывно связаны, поэтому мы считаем, что данный вид работы будет более продуктивным и интересным для младшего школьника, а также будет способствовать эффективному усвоению знаний и формированию умений и навыков.

Литература:

  1. Агарева М. В., Арстанова Л. Г., Кудрявцева Е. А. Планирование деятельности музыкального руководителя. Сопровождение детей 6–7 лет в мир культуры. — Волгоград : Учитель, 2014. — 126 с.
  2. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие для студентов. — М. : Флинта, 2014. — 254 с.
  3. Гимн Российской Федерации (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков) — URL: http://www.flag.kremlin.ru/anthem/ (дата обращения: 21.02.2023).
  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022. № 1/22. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 06.08.2022).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство просвещения РФ. — М., 2021 — (Стандарты третьего поколения). Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf (дата обращения: 06.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): художественная выразительность, эстетическое воспитание, литературное чтение, музыка, младший школьник, совместная деятельность, средство, текст, формирование умений, школьник.


Похожие статьи

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Похожие статьи

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Формирование метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках эстетического цикла

В статье представлен опыт работы учителей музыки, технологии и изобразительного искусства по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД в начальной школе.

Влияние устного народного творчества на развитие речи

Статья посвящена описанию опыта по развитию речи младших дошкольников средствами устного народного творчества. Установлено влияние народного творчества на речевое развитие детей и формирование картины мира. Разработана модель реализации педагогическо...

Методы развития творческого потенциала младших школьников на примере музыкальных занятий

В статье рассматривается проблема развития и реализации творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях. Описаны отечественные и зарубежные методы развития творческого потенциала младших школьников на музыкальных занятиях.

Музыкальная игра как средство развития творческих способностей дошкольников

В статье рассматриваются проблемы, посвященные значению музыкальной игры как средству развития творческих способностей дошкольников. Автор обозначает основные виды музыкальных игр и исследует их влияние на развитие творческих навыков детей дошкольног...

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Духовно-нравственное воспитание подростков средствами театрализованной деятельности в условиях дополнительного образования

В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания подростков, рассматриваются основные подходы к решению проблемы формирования духовно-нравственных качеств подрастающего поколения средствами театрализованной деятельности в учреждениях доп...

Формирование самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

В статье рассмотрены основные проблемы формирования самостоятельности актерских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством их участия в театральной деятельности. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие актерских умений ...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Задать вопрос