В статье исследуется вопрос о формировании и развитии административно-деликтного права в рамках административного права. И выделении его в отдельную отрасль российского права в результате двух кодификаций норм об административной ответственности.
Ключевые слова: административно-деликтное право, административное право, юридическая ответственность, административно-юрисдикционная деятельность, административное правонарушение, административное наказание
Теоретическую базу административно-деликтного права заложил известный теоретик административного права И. А. Галаган. Две свои монографии он посвятил исследованиям административного права в СССР. В них им впервые были научно обоснованы самостоятельные совокупности материальных и процессуальных норм, которые регулируют различные аспекты этого вида юридической ответственности.
Научные изыскания проблем административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, которые проводились в 70–80 годах прошлого века экспертами ВНИИ МВД России С. В. Бородиным, М. Я. Саввиным, А. П. Шергиным и другими исследователями, позволили создать прочный научный фундамент, который послужил основой для разработки КоАП РСФСР 1984 года. С середины 80-х и до начала 90-х годов ХХ века активно разрабатывались основные институты административно-деликтного права, которые касались правонарушений и административного наказания.
Термин «административно-деликтное право» появился не так давно. Подтолкнула исследования в этой обрасти изданная в 1994 году работа А. П. Шергина «Проблемы административно деликтного права». На самом деле, до этого момента проблемы административной ответственности рассматривались в рамках общих административно-правовых исследований, которые являлись частью проблем науки административного права.
А. П. Шергин обосновал и выделил в совокупности правовых норм, которые регулируют вопросы административной ответственности, все необходимые конституционные признаки отрасли права, которые были разработаны российской правовой доктриной — предмет, метод и нормативная обособленность. Опираясь на сущность административно-деликтного права и подчеркивая его специфику, он обоснованно характеризует административно-деликатное право как самостоятельную отрасль российского права, которая занимается материально-правовым регулированием административной ответственности.
При этом совокупность составляющих его норм имеет свой предмет, метод правового регулирования и обособленную организацию нормативного материала в виде КоАП РФ и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные нормы определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, а также какие административные наказания применяются за их совершение. Административно-деликтное право как средство противодействия административной деликтности входит составной частью в семью охранительного (деликтного) российского права [1, С. 187].
А. П. Шергин указал на важность отраслевой юридической институализации, структуризации и статуирования правовой общности. Все это позволило сформулировать специфику охранительного механизма правового регулирования, определить ключевые элементы системного правового образования, что, безусловно, облегчает нахождение соответствующих правовых предписаний, их толкование и, в конечном счете, эффективную реализацию соответствующего вида законодательства [2].
Выделяет административно-деликтное право в самостоятельную отрасль и О. С. Рогачева. В своей докторской диссертации «Эффективность норм административно-деликтного права», автор отмечает такие отраслевые признаки как функциональность и субстанциональность, объект и предмет правового регулирования, метод правового регулирования, а также обособленная законодательная база [3, С. 214–215]. Кроме того, в предмет этой отрасли добавляется процессуальная составляющая. По мнению О. С. Рогачевой, Административно-деликтное право это «самостоятельна отрасль российского права, совокупность правовых норм, определяющих, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющих основания и условия административной ответственности, устанавливающих административные наказания, меры предупреждения и профилактики административных правонарушений, регулирующих возникающие в связи с совершением правонарушения административно-деликтные процессуальные правоотношения и деятельность судей, уполномоченных органов, должностных лиц по возбуждению, расследованию и разрешению дел об административных правонарушениях, исполнению постановлений о наложении административных наказаний» [3, С. 234].
Одновременно существует точка зрения, которую поддерживают многие известные административисты, как например, Ю. Н. Стариков и Б. В. Россинский, что необходимо объединить общность административно-деликтных норм с подотраслью административного права. Теоретическое обоснование этой точки зрения было представлено в работе А. В. Кирина. Он акцентирует внимание на том, что институт административной ответственности изначально был создан и развивался в рамках административного права. А. В. Кирин сформулировал следующее определение административно-деликтного права: «Административно- деликтное право, как подотрасль административного права — это предметно единый комплекс правовых институтов, объединяющих материальные и процессуальные административно-правовые нормы, регламентирующие основания и порядок применения уполномоченными субъектами административной юрисдикции системы мер административной ответственности (административных наказаний) за совершение административных правонарушений» [4, С.140].
Согласимся с мнением Ю. И. Попугаева, что «ни указанная точка зрения, ни приведенная формулировка определения административно- деликтного права с выделением административно-правовых, а не административно-деликтных норм, не выглядят бесспорными» [5, С.41]. Вместе с тем, А. В. Кирин отметил возможность полного обособления в недалеком будущем общности норм об административной ответственности, отмечая их близость по предмету регулирования с уголовным правом [4, С.136].
Таким образом, и с этим согласны все авторы, формирование и развитие административно-деликтного права происходило в рамках административного права. Далее, в результате двух кодификаций норм об административной ответственности, оно выделилось в отдельную отрасль российского права.
Таким образом, точка зрения об административно-деликтных нормах как подотрасли административного права не актуальна. В подтверждение этого вывода приведем эволюцию мнения Ю. Н. Старилова. Так, в своей статье «Реформе административно-деликтного законодательства необходима надлежащая концепция», изданной по итогам научно-практической конференции (Сорокинские чтения) Санкт-Петербургским университетом МВД России 20 марта 2015 года он пишет: «Общеизвестно, что административное право — это право, устанавливающее в многочисленных юридических институтах, принципах и нормах порядки (административные процедуры) по организации и осуществлению исполнительной власти, публичного управления (государственного и муниципального управления), систему и структуру исполнительных органов государственной власти, государственной службы. В современных условиях развития научных представлений о назначении, системе и роли административного права в процессе юридической регламентации публичного управления постепенно складывается твердое убеждение, что для института административной ответственности нет места в системе общей части административного права; то есть, другими словами, отсутствует целесообразность включения норм об административных правонарушениях, административной ответственности и производстве по делам об административных правонарушениях в систему современного административного права» [6, С.34].
Высказывания А. П. Шергина и О. С. Рогачевой о рассмотрении административно-деликтного права в качестве самостоятельного отраслевого образования, основанного на аргументации об особой специфичности его субстанциональности, предмета, метода и обособленной законодательной базы, могут показаться разумными и обоснованными с точки зрения теории и практики. Однако стоит отметить тот факт, что такой признак, как обособленная организация нормативного материала, после принятия Кодекса РСФСР в 1984 году получил еще одно дополнительное подтверждение в виде второй кодификации.
Таким образом, административно-деликтное право имеет свои особенности, которые свойственны только ему. С одной стороны, оно регулирует отношения между государством и правонарушителем. Этот факт, несомненно, сближает его с уголовным правом, являющимся также публичным штрафным и наказывающим правом. Также ему присущ административный компонент, так как помимо суда (судьи), который является субъектом его применения в уголовном праве, административная ответственность применяется органами исполнительной власти.
Литература:
- Шергин А. П. Административно-деликтное право и законодательство: сб-к научных трудов. М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России». 2015.
- Шергин А. П. Статуирование и институализация административно-деликтного права// Теория и практика административного права и процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции (пос. Небуг, 8–12 октября 2013 г.). Краснодар. 2013.
- Рогачева О. С. Эффективность норм административно-деликтного права: дисс. …докт. юрид. наук. Воронеж. 2012.
- Кирин А. В. Теория административно-деликтного права: дисс. … докт. юрид. наук. М. 2012.
- Попугаев Ю. И. Теоретико-прикладные проблемы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях: дисс. …докт. юрид. наук. Москва. 2020.
- Старилов Ю. Н. Реформе административно-деликтного законодательства необходима надлежащая концепция // Актуальные проблемы административного и административно- процессуального права: материалы ежегодной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 20 марта 2015 г. В 3 частях. Ч. I. СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2015.